Главная Здравоохранение
Здравоохранение Печать E-mail

3.1. Здравоохранение

Система здравоохранения располагает ограниченными возможностями влиять на здоровье общества. Проблемы, связанные со здоровьем жителей, усугубляются, если здравоохранение не способно предоставить населению доступную и эффективную медицинскую помощь.

Безусловно, существуют позитивные тенденции в развитии системы здравоохранения Мурманской области. В результате реализации региональных целевых программ применяются единые подходы при диагностике и лечении социально значимых заболеваний (сахарный диабет, артериальная гипертония, бронхиальная астма и др.). В рамках национального проекта «Здоровье» начато обновление оборудования в медицинских учреждениях, расширена программа прививок, закупается оборудование для неонатального скрининга, проводится дополнительная диспансеризация и пр.

Однако, хотя в последние годы реализуется ряд программ, направленных на развитие системы здравоохранения (в том числе национальный проект «Здоровье»), многие из проблем заметно обострились. Во-первых, это обусловлено основным принципом формирования адресных программ в рамках национального проекта и большинства федеральных целевых программ - паритетным софинансированием со стороны региона. Во-вторых, значительная часть собственных средств региона и средств, получаемых из федерального бюджета, направляется на развитие учреждений здравоохранения, находящихся в городе Мурманск, хотя в небольших населенных пунктах низкий уровень развития системы здравоохранения ощущается наиболее остро. В-третьих, передача решения вопросов развития здравоохранения на уровень местных органов сказалась крайне отрицательно. Объем полномочий муниципальных образований в большинстве случаев не подкрепляется материально-финансовыми ресурсами. В большинстве муниципальных образований Мурманской области, как правило, нет необходимых ресурсов не только для развития системы здравоохранения, но и для поддержания ее на прежнем уровне.

Несмотря на рост государственных расходов на здравоохранение1 (Государственное финансирование системы здравоохранения осуществляется за счет средств государственного бюджета (федерального, регионального, местных) и средств ОМС. Частные расходы включают расходы на платные медицинские услуги, товары медицинского назначения, лекарственные средства, ДМС и пр. Общественные расходы - все государственные и частные расходы на здравоохранение.) (с 2,7% ВРП в 2000 г. до 3,4% - в 2005 г.), существующий уровень финансирования остается крайне низким - составляет около 60% минимального размера финансирования, рекомендуемого ВОЗ (5-6% ВВП/ВРП).

За 2000-2007 гг. расходы консолидированного бюджета области увеличились на 24,6% (с 13,0% всех расходов консолидированного бюджета в 2000 г. до 16,2% - в 2007 г.), однако по сравнению с 2006 г. (19,1% от всех расходов консолидированного бюджета) в 2007 г. расходы на здравоохранение сократились на 15%. Изменения Налогового кодекса РФ (в частности, п.1 ст. 241 НК), вступившие в силу с 1 января 2005 г. и включающие значительное снижение ставки отчислений в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования, на фоне сохранения регрессивной шкалы ставок единого социального налога привели к снижению доли средств обязательного медицинского страхования в общей структуре государственных расходов на здравоохранение (с 40% в 2000 г. до 35% в 2006 г.). Доля частных расходов в структуре общественных расходов за 2000-2005 гг. выросла с 26 до 30%. Проблему осложняет и недостаточно
рациональная схема финансирования отрасли, основанная на дезинтеграции финансовых потоков по линии обязательного медицинского страхования, местных администраций и органов управления здравоохранением.

К настоящему времени в существенной степени утрачена комплексность в системе охраны здоровья. Усилия разных ведомств, связанных с охраной здоровья жителей, в результате проводимых преобразований оказались разъединенными. Таким образом, крайне неудовлетворительный уровень здоровья жителей Мурманской области связан, как с общим уровнем социально-экономического развития и неблагоприятной экологической ситуацией, так и непосредственно с негативными тенденциями в развитии системы здравоохранения. В результате проводимых преобразований в системе здравоохранения за период 2000-2007 гг. (табл. 12) число фельдшерско-акушерских пунктов сократилось в 1,5 раза (в целом по РФ сокращение составило лишь 5,1%), женских консультаций, детских поликлиник - в 1,5 раза (РФ - на 15,6%). На конец 2007 г. в системе здравоохранения действовало 136 амбулаторно-поликлинических учреждений, 24 станции/отделения скорой медицинской помощи, 29 фельдшерско-акушерских пунктов, 75 женских консультаций и детских поликлиник, 7 стоматологических поликлиник, 35 лечебно-профилактических учреждений, имеющих стоматологические отделения/кабинеты, 43 больничных учреждения.

Т а б л и ц а 12

Ресурсы* и экономические показатели системы здравоохранения

Показатели 2000 г. 2005 г. 2007 г. По РФ в
2006 г.
Число врачебных АПУ, ед. 125 143 136 18,8 тыс.
Мощность АПУ (число посещений
в смену), на 10 тыс. населения
238,4 259,4 262,6 256,4
Число больничных учреждений,
ед.
49   45  43  7,5 тыс. 
Число больничных коек на
10 тыс. населения, ед.  
115,3   112,5   111,8   109,2  
Число фельдшерско-акушерских
пунктов, ед.  
45   35   29    42,3 тыс. 
Число женских консультаций,
детских поликлиник (самостоятельных
и входящих в состав др.), ед.  
113   85   75  13,5 тыс 
Обеспеченность врачами на
10 тыс. населения  
48,0   48,7   49,2   49,4  
Обеспеченность средним медицинским
 персоналом на 10 тыс. населения  
133,5   134,9   135,1   108,6  
Доля платных медицинских услуг
в общем объеме платных услуг,
оказанных населению, %  
3,6   3,8    - 4,9  
Расходы консолидированного
бюджета области на здравоохранение
и спорт, % к общему объему  
13,0   13,3   16,2   11,5  
Государственные расходы,
% ВРП/ВВП  
2,7   3,4    - 3,6  
Среднемесячная номинальная заработная
плата работников учреждений
здравоохранения, тыс. руб.  
2,2   8,9 13,8 8,1
Соотношение среднемесячной
номинальной заработной платы
работников учреждений здравоохранения,
%:  
       
со средней заработной платой по
экономике
59,5 71,2 77,5  75,7
с величиной прожиточного минимума
трудоспособного населения  
135 187 238 219

 

 

 

 

 


















*Ресурсы здравоохранения включают сеть и материально-техническую базу лечебно-профилактических учреждений.

Источники: Здравоохранение в России. 2007: Стат. сб. / Росстат. М., 2007; Социально-экономическое положение Северо-Западного федерального округа в 2007 г.: Стат. сб. / Фед. служба гос.стат. М., 2008; Медицинское обслуживание населения в Мурманской обл.: Стат. сб. / Фед. служба гос. стат. / Тер. Орган Фед. службы гос. стат. по Мурманской обл. Мурманск, 2006.

В динамике уровня обеспеченности врачебными кадрами после некоторого увеличения показателя в 2002-2004 гг., зафиксировано его снижение. В 2007 г. численность врачей составила 4,2 тыс. (49,2 на 10 тыс. человек; в РФ - 49,4; ЕС1(Европейский Союз) - 33,6). По сравнению с 2000 г., численность врачей сократилась на 4,5% (в РФ - рост на 3,3%), при этом сокращение численности врачей происходило во всех муниципальных образованиях, за исключением города Мурманск. Такое сокращение численности врачей всех специальностей произошло в основном вследствие слабого притока новых кадров.

В Мурманской области отсутствуют высшие медицинские учебные заведения, привлечь специалистов из других регионов крайне затруднительно (в том числе из-за низкой оплаты труда: несмотря на рост среднемесячной заработной платы, уровень остается недостаточным, увеличение заработной платы в 2006-2007 гг. в рамках национального проекта «Здоровье» коснулось только 19% врачей и медицинского персонала). Максимальное сокращение произошло по специальности «педиатры» - на 17,9% (в РФ - сокращение на 3,2%), что негативно отражается на уровне здоровья детей. Крайне напряженное положение складывается в области с врачебными кадрами психиатрических учреждений (штатные должности врачей-психиатров обеспечены на 56%, психиатров - на 40%). Дифференциация муниципальных образований по обеспеченности врачебными кадрами в 2006 г. составляла 3,8 раза (город Мурманск - 74,3 врачей на 10 тыс. населения, Ловозерский район - 19,7), тогда как в 2000 г. - 2,5 раза.

Численность среднего медицинского персонала в 2007 г. составила 11,5 тыс. (135,1 на 10 тыс. человек; в РФ - 108,6). По сравнению с 2000 г. численность среднего медицинского персонала сократилась на 7,3% (в РФ - 1,2%), фельдшеров - на 26,4% (в РФ - 13,5%).

Дифференциация муниципальных образований по обеспеченности средним медицинским персоналом также значительная - 2,7 раза: город Апатиты - 230,5 на 10 тыс. человек населения; Печенгский район - 84,0. Важной проблемой для регионального здравоохранения остается низкое соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала (1:2,7 в 2007 г.).

Кроме того, уровень подготовки работников здравоохранения, оказывающих медико-санитарную помощь, по современным подходам к диагностике, лечению и профилактике заболеваний в большинстве случаев недостаточен.

Число больничных учреждений в целом сократилось с 49 в 2000 г. до 43 в 2007 г., однако это не коснулось негосударственных больничных учреждений (если в 2000 г. их не было, то с 2005 г. в области функционирует 2). Число больничных коек составило 9,5 тыс. (111,8 на 10 тыс. человек; в РФ - 109,2, ЕС - 82,4). За рассматриваемый период коечный фонд сократился на 10,6% (по отдельным специализациям - до 60%), при этом сокращение числа больничных коек происходило во всех муниципальных образованиях, за исключением города Мурманск.

Максимальное сокращение произошло по следующим специализациям коечного фонда:

дерматовенерологических (на 64,8%), отоларингологических (62,2%), наркологических (59,0%), неврологических (45,8%), туберкулезных (39,7%). Число коек для беременных и рожениц сократилось на 37,0%, для детей - на 29,4%. В области отсутствуют дневные стационары, специальные цеха для трудоустройства психически больных, что не позволяет в полном объеме проводить лечебно-реабилитационное и восстановительное лечение. Не хватает мест в учреждениях соцобеспечения (28% коечного фонда Мурманской областной психиатрической больницы занято больными, нуждающимися в уходе и переводе в эти учреждения).

Дифференциация муниципальных образований по обеспеченности больничными койками остается высокой - 1,9 раз (в 2000 г. - 2 раза).

Если в городе Кировск обеспеченность койками составляет 135,1 на 10 тыс. человек населения, городе Мурманск - 131,4, то в большинстве муниципальных образований уровень обеспеченности койками ниже европейского уровня (в 2005 г. - 82 койки на 10 тыс. человек населения): в городах Оленегорск - 71,9, Апатиты - 78,8; районах Кольский - 70,0, Ковдорский - 76,6, Печенгский - 78,5, Ловозерский - 79,4.

Многие медицинские учреждения из-за недостаточного оснащения ресурсами, уровня подготовки работников здравоохранения по современным подходам к диагностике, лечению и профилактике заболеваний не могут обеспечить должную доступность и качество диагностической и медицинской помощи. Данные социологических опросов показывают, что значительная доля жителей области оценивает качество здравоохранения как низкое (32% опрошенных в 2007 г.). В рейтинге основных социально-экономических проблем Мурманской области проблема низкого качества здравоохранения занимает 3-е место.

Негативное влияние на систему здравоохранения оказывает и отсутствие ряда нормативных правовых актов, регулирующих деятельность по охране здоровья. Отсутствуют закон об охране здоровья населения Мурманской области, нормативные правовые акты, направленные на создание условий для обеспечения здорового образа жизни, нормативные акты, обеспечивающие комплексный характер деятельности всех секторов общества в целях повышения уровня здоровья, комплексная программа в сфере охраны здоровья.

Основные проблемы системы здравоохранения Мурманской области:

1) низкий уровень государственного финансирования здравоохранения при росте и высоком удельном весе частных расходов;

2) низкий уровень доступности медицинской помощи - по данным соцопросов (2008 г.), лишь 29,5% опрошенных жителей области удовлетворены уровнем доступности медицинских услуг, около 60% - качеством услуг здравоохранения;

3) сокращение и низкий уровень обеспеченности врачами, средним медицинским персоналом, больничными койками в большинстве муниципальных образований (ниже как среднероссийского, так и европейского уровня);

4) низкий уровень заработной платы, рост которой в 2006-2007 гг. в рамках национального проекта «Здоровье» коснулся только 19% врачей и медицинского персонала;

5) низкий уровень медицинской профилактики, медико-санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;

6) недостаточный опыт работы органов управления здравоохранением в части стратегического планирования; приоритет оперативного управления;

7) отсутствие нормативных правовых актов регионального уровня, регулирующих деятельность по охране здоровья (закона об охране здоровья населения Мурманской области, нормативных актов, обеспечивающих комплексный характер деятельности всех секторов общества в целях достижения более высокого уровня здоровья, и др.).

В целом, потенциал системы здравоохранения области выше, чем в среднем по РФ за счет его высокого уровня в городах Мурманск и Кировск. Однако в большинстве муниципальных образований (территориальная дифференциация по обеспеченности основными ресурсами - до 3,8 раза) потенциал системы здравоохранения ниже не только европейского, но и среднероссийского уровня. Это свидетельствует о крайне низком уровне доступности медицинской помощи. Значительная доля жителей области оценивает уровень доступности и качество здравоохранения как низкое.

Существующие проблемы не позволяют в полной мере удовлетворять потребности жителей в эффективном предупреждении и лечении заболеваний, повышении уровня здоровья, что является сдерживающим фактором развития региона.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области 

Еще статьи по теме "Здравоохранение":

Назначен министр здравоохранения Мурманской области

Проверка ремонта учреждений здравоохранения Мурманска

Экскурсия на Кольскую АЭС для работников здравоохранения

На страже здоровья или без скидок на провинциальность


busy
 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

52.91.221.160

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2019 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .