Защищая родное Заполярье |
с 17 июня самолеты с черной свастикой регулярно появлялись над Кольским полуостровомВойна застала авиаторов отряда за мирной работой. Хотя в небе Заполярья раньше, чем где бы то ни было, запахло военной грозой - с 17 июня самолеты с черной свастикой регулярно появлялись над Кольским полуостровом, - летчики по-прежнему развозили почту, доставляли оборудование геологам, вели поиски косяков рыбы. И вот в ночь на 22 июня в Мурмашах, Ура-Губе и ряде других населенных пунктов взорвались первые вражеские бомбы. Едва шагнувший в пору своего расцвета, в новую полнокровную жизнь, Мурман становился северным флангом огромного фронта, на котором повсеместно шли жесточайшие бои. В первые же дни войны Гражданский воздушный флот в оперативном отношении перешел в подчинение Народного комиссариата обороны и всю свою деятельность перестроил применительно к условиям военного времени. 9 июля 1941 года народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко отдал приказ, в котором говорилось: «...личный состав ГВФ, непосредственно зачисленный в особые авиагруппы ГВФ, считать призванным в Красную Армию...». В авиагруппах были созданы политические отделы. 235-й отряд в качестве 3-й эскадрильи вошел в состав Карело-Финской особой авиагруппы, позднее, в ноябре 1942 года, преобразованной в 5-й отдельный авиационный полк ГВФ. Командиром эскадрильи был назначен Яков Васильевич Бадюлин. На Крайнем Севере гитлеровская Германия сосредоточила вооруженную до зубов армию «Норвегия», которая ставила перед собой цель в первую очередь захватить незамерзающий порт Мурманск. Этот план был сорван героизмом, стойкостью, небывалой силой сопротивления защитников Заполярья - бойцов 14-й и 7-й армий, моряков Северного флота, трудящихся Кольского полуострова. Основные усилия авиации на Кольском Севере в начальный период Великой Отечественной войны были направлены на отражение налетов авиации противника на наземные войска, аэродромы, населенные пункты, завоевание господства в воздухе. Не менее важной задачей являлась поддержка наземных войск. Именно в ее решении отводилось определенное место летчикам бывшего 235-го отряда. Они перебрасывали на своих Ш-2 и МБР-2 подкрепление, боеприпасы и все необходимое пограничникам, вступившим в бои с фашистами. В разные переплеты попадали пилоты. Бывали случаи, когда им приходилось вместе с защитниками наземных рубежей отбивать атаки гитлеровцев. Так случилось однажды с С. Скоренко, Н. Мосиным и В. Прикащиковым. Посадив самолеты на озеро вблизи передовых позиций, они едва успели выгрузить боевое подкрепление, как разгорелся жестокий бой. Вместе с пограничниками отбивали натиск врага авиаторы. Фашисты хотели уничтожить наши машины, лишить возможности доставки снаряжения для передовых позиций с помощью самолетов. Под градом пуль Скоренко, Мосин и Прикащиков вплавь добрались к самолетам и благополучно подняли их в воздух. На другой день пограничники снова встречали своих боевых друзей.Руководство 235-го авиаотряда: командир Я. Бадюлин, заместитель командира по летной части С. Скоренко, заместитель командира по политчасти Н. Платошин. Яков Васильевич Бадюлин - один из создателей гражданской авиации на Кольском полуострове. Возглавлял 235-й авиаотряд с 1939 по 1942 год. Отличник Аэрофлота. После войны работал на руководящих должностях в Северном территориальном управлении ГВФ Не раз авиаторы совершали полеты за линию фронта организуя переброску разведчиков в тыл врага, а потом забирая их в назначенном месте. Это требовало немалого мужества и мастерства. ...Фашисты обнаружили группу наших разведчиков и начали ее преследовать. Бойцы с боями уходили к озеру, где их должен был ждать самолет. Фашисты двигались по пятам, все теснее сжимая кольцо вокруг нескольких смельчаков. Казалось, ничто не могло их спасти. С. Скоренко посадил свою крылатую машину на воду в тот момент, когда преследователи уже прочесывали берег озера. Забрав разведчиков, самолет на глазах у остолбеневших врагов стал набирать скорость. Однако посреди озера МБР-2 неожиданно сел на рифы. Опомнившись, гитлеровцы открыли огонь. И все же экипажу удалось поднять машину в воздух. Шестьдесят пробоин насчитали в ней техники, когда она вернулась на свой аэродром. В опасной боевой обстановке проявил находчивость, бесстрашие и другой пилот - С. Березин, снявший с острова бойцов, попавших в окружение. Буквально под носом фашистов, рядом с их гарнизоном посадил По-2 Н. Рыннов, спасая разведчика-радиста, который передавал сообщения о дислокации вражеских сил. Мастером полетов в тыл врага был Карабанов, который не раз попадал в сложнейшие ситуации и всегда выходил победителем. В полетах за линию фронта и на передовую для доставки боеприпасов и продовольствия принимали участие Б. Арензон, Н. Мосин, В. Державцев, Г. Нарбут, А. Люканова и другие. Бывали дни, когда пилотам приходилось по 5-7 раз подниматься в воздух и совершать опасные рейсы. Летали они над скоплениями немецких войск и над гарнизонами врага, сбрасывая листовки. На краснозвездные самолеты обрушивался шквал огня зениток, но летчики не сворачивали с курса. Так, комсомолец А. Воробьев, несмотря на обстрел, со своего ПР-5 сбросил в расположение врага свыше 30 тысяч листовок. Не уступал ему и Б. Арензон. Летчики 3-й эскадрильи чаще всего взаимодействовали с летным составом 1-й смешанной авиационной дивизии. Истребители этой дивизии с участием пилота эскадрильи В. Бурдина и авиатехника А. Соколова уничтожили вражеский гидросамолет, напоминающий морскую чайку, прозванный среди летного состава «стервятницей». Появляясь во время больших воздушных боев, она низко проносилась над сопками и, словно растворившись в воздухе, исчезала. Наша разведка располагала данными, что эта машина подбирала сбитых гитлеровских асов. Приземлившись на нашей территории, они обычно выходили на озера или реки и подавали ракетами сигнал о помощи. Авиаторы полка давно охотились за вражеским гидросамолетом, но безрезультатно. Однажды он появился на пути наших истребителей, когда те после воздушного боя у Луостари возвращались домой. Машину подбили, но она сумела приводниться на маленькое озерцо. В. Бурдин и А. Соколов на «шаврушке» разыскали подбитую хищницу и уничтожили ее. Успехи наших летчиков в небе готовились на земле. В пургу и морозы, под открытым небом, при свете карманных фонарей, позабыв, когда ели и спали в последний раз, инженеры и техники А. Соколов, В. Агафонов, М. Бодров, Д. Цыпышев, Т. Максимов и другие ремонтировали самолеты, возвращали их в строй. Нередко их работу прерывала жестокая бомбежка. А когда на стоянках были установлены пулеметы, авиатехники отражали налеты противника. В годы войны технический состав эскадрильи возглавлял старший инженер Герман Иванович Куликов. Каждая машина, особенно в первые дни войны, была буквально на вес золота. И авиатехники понимали это. Когда в тундре упал подбитый самолет Р-5, бригада ремонтников под руководством Куликова добралась до разбитой машины, на веревках спустила ее с высокой сопки на замерзшее озеро и отремонтировала в кратчайший срок. До самого конца войны летал этот Р-5! Был случай, когда По-2, упавший в лесу среди озер и болот, отремонтировать на месте не удалось. Его разобрали по частям и доставили в базу. Даже плоскости техники ухитрились подвязать к самолету и перетащить. И По-2 снова поднялся в небо. Примером мужества, стойкости, верности долгу были коммунисты и комсомольцы. С первых дней войны в партийную организацию эскадрильи стали поступать заявления с просьбой принять в партию. 3 июля 1941 года комсомолка Евдокия Лобко во время обстрела стоянки гидросамолетов вражескими стервятниками бросилась к своей машине и, отрулив ее в сторону, отвлекла на себя удар. Фашисты погнались за «шаврушкой» Лобко и расстреляли ее, тем временем другие самолеты были рассредоточены и укрыты в густых прибрежных кустах озера. В неравном бою пал смертью храбрых Пантелей Овчинников. 17 июля 1941 года на самолете ПР-5 он вез из Мурманска в штаб фронта срочный пакет, был атакован противником и сбит в районе разъезда Магнетиты. Место катастрофы разыскала пилот Анна Амосова. У разбитого самолета она обнаружила останки Пантелея Овчинникова и фельдъегеря Северного флота Александра Лоскутова. Похоронили обоих на безымянной сопке. Погиб, до конца выполнив свой долг, и бывший командир отряда коммунист Иосиф Федорович Миненков. Смелость, находчивость в сложных условиях полета проявил летчик эскадрильи Н. В. Флегонтов. 31 октября 1942 года он вызвался добровольно доставить продовольствие группе наших разведчиков, работавших в глубоком тылу врага. В течение многих дней из-за непогоды к ним не мог пробиться ни один самолет. Флегонтов, несмотря на снегопад и низкую облачность, долетел до места назначения и благополучно вернулся в базу. Героически сражался пилот В. И. Дончук. Он бомбил вражеские аэродромы, коммуникации, скопления войск. Как и его товарищи, Дончук летал за линию фронта, поддерживал связь с партизанами. Не раз его машина попадала в жестокий обстрел, но и подбитую машину пилот умел привести на свой аэродром. Пока билось сердце этого человека, ничто не могло заставить его не выполнить задание, отступить. Он не дожил до победы. Подвиг летчика высоко оценила Родина. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза. При выполнении боевого задания погиб пилот Борис Арензон, совершивший не одну дерзкую высадку десанта в тылу врага. В неравном бою погиб и молодой пилот Виктор Трофимович Державцев. Остатки его самолета были обнаружены на берегу Белого моря. Другой пилот - Никандр Сидорович Колесников, проявивший высокое летное мастерство, был переведен в истребительную авиацию. В одном из воздушных боев Н. С. Колесников сбил два вражеских самолета и сам пал смертью героя.Пришли дни, когда фашисты должны были уступить господство в небе нашим соколам. Наступление советских войск на Кольском полуострове развернулось по всему фронту. А 7 октября 1944 года началась операция, закончившаяся полным разгромом врага в Заполярье. Осуществление этой операции было возложено на войска Карельского фронта, Северный флот и 7-ю воздушную армию, в которую входил и 5-й отдельный полк ГВФ. За четыре года войны летчики этого полка совершили 50830 боевых вылетов. Ими было перевезено за один только 1942 год свыше 27 тысяч солдат, офицеров и партизан, доставлено на фронт 1400 тонн боеприпасов3. Более половины всего налета падает на мирные машины По-2 и Ш-2. Только на долю авиаторов 3-й эскадрильи приходится 8825 боевых вылетов (более 2000 - в тыл врага)4. За мужество, проявленное при выполнении боевых заданий, многие авиаторы были награждены орденами и медалями. В боях с немецко-фашистскими захватчиками участвовал весь личный состав бывшего 235-го авиаотряда. Он с честью выполнил большие и сложные задачи, возложенные на него командованием, Родиной. Федор Федорович Лысенко - с 1942 по 1944 год командир 3-й авиаэскадрильи 5-го авиационного полка ГВФ. Отличник Аэрофлота. Последние годы работал в Куйбышевском аэропорту.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4111 |