2009 - Вехи промышленной истории Мурмана - 2009 |
470 лет назад (1539)на «Морской карте» шведского ученого, путешественника Олауса Магнуса (1490-1557) впервые в истории картографии показан Кольский полуостров. Изображенный в виде узкой полосы земли полуостров назван Биармией. 305 лет назад (1704)начала свою деятельность компания А. Д. Меншикова, получившая монопольное право на скупку продуктов сальных и тресковых промыслов Севера. Петр I, видя, что «компанейщики оный промысел к государственной прибыли умножить не могут», в 1722 г. отменил монополию. После смерти Петра I правительство возобновило отдачу промыслов на откуп монополистам, что привело экономику Мурмана к тяжелому кризису. Монополии не приносили никаких выгод государству и были отменены указом Сената от 1 июля 1768 г. 140 лет назад (1869)датским генеральным консулом Паллизеном была открыта первая фактория (торговая контора) на Мурмане. Она находилась в центре Цып-Наволокского промыслового района – в бухте Корабельной. 125 лет назад (1884)начало деятельности «Арской китоловной компании» в Ара-губе, просуществовавшей до 1889 года. 110 лет назад (1899)вступили в эксплуатацию лесопильные заводы П. Беляева в Порьей губе близ Умбы, товарищества «Ковда» - на островах Еловец и Засечный близ Ковды; основан поселок Лесозаводский. Зачинателем промышленного лесопиления на Кольском полуострове был петербургский капиталист Н. Русанов, построивший в 1892 г. завод на острове Березовом близ Ковды. Ковда становится основным центром лесопиления на Мурмане. Лесопиление было высокодоходным предприятием. По стоимости товарной продукции лесопиление среди отраслей хозяйства Кольского Севера вышло на первое место, оставив позади рыболовство и зверобойный промысел. 110 лет назад (1899) 6 июля (24 июня)состоялась торжественная церемония открытия г. Александровска (ныне – г. Полярный). 80 лет назад (1929) 20 августана горе Кукисвумчорр была заложена первая в Хибинах буровая скважина. 80 лет назад (1929) 13 ноябряприказом Высшего совета народного хозяйства РСФСР N 190 создан горно-химический трест «Апатит» (ныне – ОАО «Апатит»). Управляющим трестом был назначен В. И. Кондриков. Предприятие было создано для разработки и освоения месторождения апатито-нефелиновых руд в Хибинах. 75 лет назад (1934) 1 мартаприказом по окружному отделу коммунального хозяйства автомобильный, мотовозный и транспортный цеха были выделены из «Муркомтранса». В этот день появилось первое на Кольском полуострове пассажирское автотранспортное предприятие – Автоколонна 1118; ныне – ОАО «Автоколонна 1118». 75 лет назад (1934) 26 мартаактом Правительственной комиссии была принята в эксплуатацию первая очередь Мурманской ТЭЦ. 75 лет назад (1934) 3 июняприказом по Госрыбпромтресту образован Мурманский морской рыбный порт. Его начальником стал Иван Лукич Полозов. Через 3 года, в 1937 году, порту были присвоены права морского рыбного порта 1-го разряда. 75 лет назад (1934) 30 июнядала первый ток Нивская ГЭС (Нива ГЭС-2). С 26 июля хибиногорская промышленность была полностью обеспечена электроэнергией Нивской ГЭС. 70 лет назад (1939) 8 февраляна заседании оргкомитета Президиума Верховного Совета РСФСР по Мурманской области было принято решение об организации Мурманского областного дорожного отдела (ныне – Государственное учреждение по управлению автомобильными дорогами (Мурманскавтодор)). Первым начальником был назначен М. Ф. Гончаров. 70 лет назад (1939) 23 февраляна комбинате «Североникель» был получен первый товарный никель. Этот день принято считать датой вступления комбината в строй. 70 лет назад (1939) 3 июняначалось строительство Кандалакшского алюминиевого завода. Еще в марте 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б) было принято решение о сооружении в Кандалакше крупного алюминиевого завода. В связи с началом Великой Отечественной войны строительство было заморожено, возобновлено в 1949 году. 70 лет назад (1939) 1 сентябряприказом Народного комиссариата автомобильного транспорта РСФСР было организовано Мурманское областное управление автомобильного транспорта (ныне – ОАО «Мурманскавтотранс»). Первым начальником был назначен А. М. Костов. 70 лет назад (1939) 20 сентябряУказом Президиума Верховного Совета РСФСР селение Полярное было преобразовано в город областного подчинения Полярный. 70 лет назад (1939) 22 сентябряна основании постановления Экономсовета при СНК СССР был издан приказ № 239 народного комиссара морского флота С. С. Дукельского «Об организации Мурманского государственного морского сухогрузного и пассажирского пароходства». Начальником пароходства был назначен А. Д. Фортученко. Сегодня открытое акционерное общество «Мурманское морское пароходство» обеспечивает до 40% грузоперевозок под российским флагом. Компания играет ключевую роль в доставке грузов в арктические районы нашей страны. 60 лет назад (1949) 7 августаначались горно-капитальные работы на Оленегорском железорудном месторождении. Также в этот день состоялась закладка первого каменного дома на станции Оленья, будущего Оленегорска. 50 лет назад (1959) 23 маяКировская ГРЭС дала первый промышленный ток в систему «Колэнерго». Это была первая крупная тепловая электростанция высокого давления на Северо-Западе. 50 лет назад (1959)22 июня Кировская железная дорога вошла в состав Октябрьской железной дороги. 30 лет назад (1979) 18 июляприказом министра газовой промышленности был создан трест «Арктиморнефтегазразведка» - предприятие по разведке арктических морских нефтяных и газовых месторождений в г. Мурманске; ныне – ФГУП «Арктикморнефтегазразведка». Первым управляющим стал В. М. Янкевич. 20 лет назад (1989)создан первый в системе Академии наук СССР и в стране в целом Институт проблем промышленной экологии Севера. Цель создания - разработка научных основ экологической оптимизации природопользования на Севере на примере Кольского полуострова как наиболее урбанизированного комплексно развитого горно-металлургического региона Крайнего Севера России. Первым директором института был Г. В. Калабин. 20 лет назад (1989) 31 январяПрезидиумом АН СССР принято решение об организации в составе КНЦ АН СССР Института информатики и математического моделирования технологических процессов. Первым директором Института и по настоящее время является доктор технических наук, профессор В. А. Путилов.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5101 |