Проектирование морской бурильной колонны и райзера с использованием компьютерных технологий |
Вопросы изгиба морской бурильной колоны и райзера при их взаимодействии с системой компенсацииПАПУША А. Н., ФЕДОРОВ И. В., ШТРАССЕР В.В. Как известно, для бурения скважин на суше и на море должно использоваться такое оборудование, которое обеспечивало бы безопасное и рентабельное проведение работ в целом. Однако на море бурение морских нефтегазовых скважин отличается значительно большей сложностью, так как используются специфические технические устройства и системы, которые никогда не используются на суше.К таким техническим устройствам относятся: системы заякорения и позиционирования морских плавучих средств (МПС); подводное устьевое и противовыбросовое оборудование; системы компенсации качки безопорных плавучих буровых установок (ПБУ) и др. Следует отметить, что проектирование сложных технических устройств, к которым следует причислить плавучие морские буровые установки, а в более общем смысле и все шельфовые нефтегазовые технические средства, невозможно без предварительных прочностных и динамических расчетов их ответственных элементов. В первую очередь, к таким элементам относим морские бурильные колонны, подводная часть которых в отличие от наземных, испытывает такие воздействия и возмущения, которые никогда не испытывают сухопутные бурильные колонны. В этом состоит специфика или если можно так сказать, особенность проектирования оффшорных технических средств. Необходимо также признать следующие факты, которые говорят о том, что морские течения, боковые движения плавучих морских устройств, ветровые и волновые нагрузки, аварийные отсоединения морской бурильной колонны и райзера от подводного устьевого оборудования, аварийные встречи подвижного морского объекта с подводной частью бурильной колонны решающим образом повлияют на динамику и надежность подводной части морской бурильной колонны и, соответственно, на безопасность всех работ в море в целом. Проблемы проектирования морских нефтегазовых скважин усугубляются еще больше, если речь идет о работе на шельфе Северных морей России, когда к названным морским осложнениям необходимо добавить температурные и ледовые проблемы их взаимодействия с ответственными элементами шельфовых нефтегазовых технических устройств. Все названное выше только усугубляет задачи проектирования шельфовых нефтегазовых устройств при сочетании названных внешних морских факторов. Кроме того, необходимо учесть, что динамика и поведение подводной части морской бурильной колонны влияют также на прочность и динамику ее подземной части. Для того чтобы учесть и решить некоторые вопросы проектирования морских шельфовых средств, к которым относятся морская бурильная колонна и райзер, поставлены и решены главные расчетные задачи проектирования морских бурильных колонн и райзера современными методами компьютерного моделирования. Актуальность настоящей научно-методической разработки для решения задачи проектирования состоит В постановке и решении новых задач для морских шельфовых устройств по разведке, разработке и добычи нефти и газа. Следует отметить что, несмотря на значительные достижения в проектировании и строительстве морских разведочных и эксплуатационных скважин [1, 2, 12]. часть вопросов касающихся фундаментальных проблем пространственного изгиба морской бурильной колоны (подводной и подземных частей), изгиба райзера их прочности и устойчивости в естественном состоянии и при их взаимодействия с плавучими морскими средствами (МПС), системой управления, системой компенсации вертикальных колебаний морской плавучей буровой установки (МПБУ), морскими течениями и подводными плавучими морскими объектами (например, при аварийном столкновении объекта с бурильной колонной или райзером) остаются не выясненными до сих пор.К таким вопросам в первую очередь относятся вопросы изгибной прочности и устойчивости морской бурильной колонны и райзера в условиях эксплуатации в Северных морях России. Это, пожалуй, наиболее ответственные и сложные элементы во всей конструкции МПС и МПБУ, которые непосредственно направлены на бурение морской нефтяной или газовой скважины. Поэтому, от того как спроектированы эти элементы МПС и МПБУ, от их устойчивой и надежной работы зависит в целом успех всей операции в море. Следующим не менее важным вопросом является поведение упругой протяженной конструкции, к которым относится бурильная колонна и райзер, в аварийной ситуации. К сожалению, этот вопрос ранее в отечественной литературе даже не ставился. Однако ответ на подобный вопрос является важным, если не решающим, при проведении, например, экологической экспертизы проектов [12]. Как известно, первые постановки задачи по решению конструктивной прочности морской бурильной колонны были впервые поставлены в известной монографии А.Е. Сарояна [1]. В этой монографии даны и частично обоснованы рациональный выбор и конструкция морской бурильной колонны. Эти конструктивные решения основаны на классическом подходе по изучению устойчивости сжатого под действием собственного веса упругого стержня [3] (задача, впервые поставленная еще Л.Эйлером). Разработанные в работе [1] подходы к решению задачи на прочность при изгибе морской бурильной колонны, как упругого стержня, моделирующего бурильную колонну, давали только приближенные оценки прочности морской бурильной колонны и не затрагивали вовсе проектный расчет прочности райзера. Следует отметить, что хотя в [1] исходная постановка задачи и была сделана в общем виде, но ее решение практически важных задач о прочности и устойчивости морской бурильной колонны было проведено все же в упрощенной постановке. При этом задача о конструктивной прочности райзера в названной работе вообще не решалась. Такой подход существенно ограничивает практическую значимость полученных ранее теоретических результатов, поскольку в общем виде данная задача не была реализована. Тем не менее, руководящий документ в нефтегазовом производстве - «Инструкция по расчету бурильных колонн для бурения нефтяных и газовых скважин" [11] - достаточно жестко предписывает проверку на статическую и усталостную (при роторном способе бурения) прочность сечений бурильных колонн на плавучих буровых установках и на уровне дна моря именно с использованием упомянутых приближенных формул, возможность применения которых самой инструкцией ограничена глубинами акватории до 150 метров. Для глубин моря более 150 м решение проблемы учета нагрузок на бурильные трубы в акваториальной части скважины от смещения МПС в горизонтальном направлении, от крена ПБУ, от воздействия течений и т.д. - просто не существует. Из всего сказанного следует, что проблема проектирования важнейших элементов морских плавучих буровых установок к которым относятся морская бурильная колонна и райзер, по-прежнему остается актуальной. Новизна данной работы и ее значение для практики обусловлено применением современных методов расчета и проектирования, основанных на компьютерных технологиях. С внедрением компьютерных технологий задача о прочности морской бурильной колонны и райзера может быть перенесена в новую расчетную средуС внедрением в практику проектирования морских сооружений и морских плавучих буровых установок (МПБУ) современных компьютерных технологий расчета и конструирования, задача о конструкционной прочности морской бурильной колонны и райзера может быть перенесена в новую расчетную среду. В данном случае это компьютерная среда Mathematica. При этом важную роль играют компьютерные методы нахождения символьных решений сформулированных задач проектирования. Как известно, аналитические или символьные решения в компьютерном исполнении имеют двоякую ценность: • во-первых они всегда служат эталонными решениями при различных численных реализациях: • во-вторых символьные решения позволяют исследователю наглядно проследить влияние основных параметров заложенных в проект на конечный результат; что не удается при численных решениях: • и, наконец, они всегда служат сравнительными решениями с уже известными и эталонными решениями при различных аналитико-численных реализациях. • каким образом, компьютерные методы решения задач проектирования основных объектов МПС и МПБУ позволяют приблизить расчетные задачи к задачам конструирования едиными электронными средствами. Будущий успех проектирования становится независимым от субъективности принимаемых решений, а зависит только от исходных данных проектирования и искусства проектировщика в выборе компьютерных решений. В настоящей работе разработаны и представлены в среде Mathematica методы компьютерного моделирования пространственного изгиба конструкций морской бурильной колонны и райзера при бурении морских нефтегазовых скважин. В рамках развитых методов проектирования удается решить ряд новых задач проектирования, к которым относятся: расчет и проектирование райзера для глубоководного бурения; расчет и проектирование морской бурильной колонны для процесса забуривания; и райзера; расчет и проектирование морской бурильной колонны и райзера в аварийной ситуации, которые до настоящего времени не только не решились, но даже и не ставились. Полученные символьные решения для ряда задач проектирования морской бурильной колонны и райзера в дальнейшем могут служит эталонными решениями, по которым в будущем инженер-конструктор может сравнивать новые численные решения полученные, например, компьютерной версией МКЭ. Все компьютерные расчеты по проектным решениям для бурильной колонны и райзера выполнены без каких либо ограничений на глубину моря. Последнее обстоятельство открывает новый путь к совершенствованию проектных решений для разработки глубоководных скважин при разведке и добыче нефти и газа на шельфе Северных морей России.Литература Материалы международной конференции "Нефть и газ арктического шельфа - 2004" Еще статьи на тему "морской":Северный морской путь - евро-азиатский морской транспортный коридор Семинар «Северный морской путь - перспективы и вызовы современности» Роль северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий Северный морской путь и ледокольный флот Мурманск - база для Северного морского пути
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8117 |