Главная Проблемы и перспективы развития городского транспорта города Мурманска
Проблемы и перспективы развития городского транспорта города Мурманска Печать E-mail

Надо детально проанализировать транспортную систему города Мурманска

На сегодняшний день ОАО «Мурманскавтотранс», ОАО «Электротранспорт», ОАО «Автоколонна 1118» являются одними из крупнейших предприятий города Мурманска в сфере пассажирских перевозок.

Ежедневно работники предприятий обслуживают городские и пригородные маршруты. В настоящей статье мы поговорим о состоянии городского транспорта, о проблемах и перспективах развития.

Участники нашего разговора:

- Виктор Юрьевич Гречков, генеральный директор ОАО «Мурманскавтотранс»;

- Сергей Евгеньевич Коробков, генеральный директор ОАО «Электротранспорт»;

- Анатолий Николаевич Ерохин, управляющий ОАО «Автоколонна 1118».

Виктор Юрьевич Гречков, генеральный директор ОАО «Мурманскавтотранс»В.Ю.Гречков

- Виктор Юрьевич, какие изменения были на предприятии за годы работы с момента основания?

Когда-то в состав Мурманского транспортного управления входило 25 предприятий: из них 17 транспортных и 8 вспомогательных. На сегодняшний день в состав ОАО «Мурманскавтотранс» входит 7 транспортных предприятий и пансионат «Полярные Зори». Мы обслуживаем транспортом общего пользования 67 социальных маршрута население городов и населенных пунктов Кандалакшского, Терского, Кировско-Апатитского, Мончегорского, Печенгского районов, а также город Североморск.

В 1991 году Правительство РФ заставило нас акционироваться и стать в буквальном смысле частниками, хотя общественный транспорт во всем мире является убыточным, и еще пока никто не придумал, как сделать его прибыльным. Если до реформ обновление подвижного состава происходило за счет бюджета РФ, то есть вместо каждого списанного в положенный срок автобуса, мы получали абсолютно бесплатно новый. И пока не была создана система компенсаций на перевозку льготных категорий пассажиров, акционерное общество наращивало убытки, не имело возможности обновлять подвижной состав, находилось на грани банкротства. Решение Правительства РФ о реструктуризации долгов предприятий позволило нам к концу 2005 года улучшить финансовое положение. Однако впереди встала новая задача - обновление парка автобусов. Учитывая высокую стоимость новых автобусов, было принято решение покупать импортные б/у автобусы, что на тот момент дало положительный эффект. Однако в дальнейшем стало ясно, что замена автобусов на бывшие в эксплуатации автобусы иностранного производства это не выход из сложной ситуации. Нужно было покупать новые автобусы. За последние годы было приобретено около 60 единиц подвижного состава, что позволило на 25% обновить парк.

- Вы можете определить первоочередные задачи, которые стоят перед предприятием? 

Прежде всего, это комфорт и безопасность перевозки пассажиров. А для этого необходимо более быстрыми темпами ускорить обновление подвижного состава. Одним нам справить с этим невозможно. Муниципальные власти нам не помощники, у них всегда дилемма: транспорт или ЖКХ, и предпочтение всегда отдается последнему. Хорошо если они полностью финансировали бы внутренние муниципальные перевозки. Одна надежда на градообразующие предприятия.

Последние переговоры с руководством комбината «Апатит», ЗАО «СЗФК» прошли в обстановке взаимопонимания и уже наметились определенные сдвиги. Другой немаловажный фактор безопасности дорожного движения - водитель. От его опыта и профессионализма зависит многое. Надо отметить, что за последние годы контингент водителей автобусов заметно постарел. Профессия теряет у молодежи престижность и в первую очередь из-за заниженной заработной платы. Но этот вопрос нам придется решать самим.

- А какая сейчас ситуация с автобусами малой вместимости («маршрутками») в городе?

Во многих городах области работают частные перевозчики. Мы согласны, когда они работают по тем же правилам, что и мы: водители проходят медицинский контроль, есть ремонтная база, диспетчерское сопровождение, график движения, согласованный со всеми заинтересованными сторонами. Это честная конкуренция, где пассажир сам выбирает с кем он поедет. Примером этого является маршрут № 105 «Североморск - Мурманск». А с остальными «частными» перевозчиками необходимо бороться с привлечением органов власти.

генеральный директор ОАО «Электротранспорт» Сергей Евгеньевич Коробков

С.Е. Коробков

- Сергей Евгеньевич, в каком техническом состоянии находится подвижной состав троллейбусного депо?

На балансе предприятия сейчас находится 128 троллейбусов, причем эта цифра не меняется с начала 90-х годов. В день нашими троллейбусами осуществляется свыше 1000 рейсов.

Если раньше потери времени у предприятия случались из-за неисправности машин, то теперь из-за пробок на дорогах города. Потери времени происходят из-за увеличения продолжительности рейсов. Был как-то рекорд - 150 часов.

- Чем грозят пробки для общественного транспорта?

Пробки возникают в первую очередь из-за большого количества машин, ДТП (сразу сужается проезжая часть), дороги Мурманска имеет слишком низкую пропускную способность. Если раньше пробка возникала в основном на перекрестке магазина «Молодежный», то на сегодня это и улица Шмидта, и перекресток улицы Челюскинцев и Карла Либкнехта. И этой проблемой надо заниматься.

Когда верстался бюджет города, то руководителями транспортных предприятий поднимался вопрос об отсутствии финансирования на реконструкцию дорог. Но перед тем как ее проводить, надо детально проанализировать транспортную систему города Мурманска:

- где расширять дорожное полотно;

- где строить надземные и подземные переходы;

- где делать круговое движение;

- где нужно делать одностороннее движение.

- А кто должен этим заниматься?

Естественно это городские власти. Но на это должны быть выделены средства. Власти это понимают, остается только найти деньги и выход из сложившегося положения.

- Хотелось бы подробнее узнать о финансовом положении на предприятии?

Стоимость проезда, установленная с 1 февраля должна была быть такой еще в прошлом году. На сегодня тариф должен быть намного выше, чтобы предприятие могло обновляться, а источник для обновления слишком мал и недостаточен для того, чтобы действительно предоставить пассажиру качественные услуги.

Предположительно, 2011 год будет убыточным по перевозкам и для автобусного, и для троллейбусного сообщения.

В 2011 году опять вырос тариф на электроэнергию, что осложняет работу предприятия. Все говорят, что тариф вырос на 11-13%, однако в реальности стоимость электроэнергии увеличилась практически на 40%. Это должно учитываться либо увеличением тарифов, либо на это должен обратить внимание антимонопольный комитет.

Я считаю, что рост стоимости электроэнергии и налогов на 8%, может пагубно сказаться на безопасности и качестве перевозок.

- Как происходит обновление парка?

За последние пять лет тенденция обновления положительная. Мы двигаемся в двух направлениях: покупаем вообще новые машины с новым оборудованием, которое менее энергоемкое и покупаем модернизированные машины с новым кузовом.

За год нам надо покупать 12-15 машин, но на деле выходит меньше. В марте 2011 года два новых троллейбуса уже вышли на маршруты, один стоит на ответственном хранении.

До конца 2011 года за свои средства мы сможем купить еще 2-3 троллейбуса.

Мы считаем, что тариф 14 рублей не содержит инвестиционной составляющей, которая позволила бы получать прибыль и вкладывать эти средства в обновление.

- Есть ли перспективы расширения транспортных перевозок в городе?

Некоторые города России отказались от такого транспорта как трамвай, кое-где ставят вопрос по троллейбусу. Хотя по опыту зарубежных стран, а они возрождают электротранспорт, все должны понимать, что это единственный экологически чистый транспорт, который не выделяет вредные газы, комфортный и экономичный транспорт. Перспективы развития у предприятия есть, главное определить, где должны быть троллейбусные маршруты, и как они должны работать. Ведь с каждым годом этот вид транспорта модернизируется. Было бы неплохо расширить троллейбусные перевозки, ведь у нас не охвачен восточный район города, а жителями маршрут был бы необходим.

В нашем городе общественный транспорт будет востребован однозначно - такое уж у нас расположение города.
Сейчас в администрации города обсуждается вопрос создания отдела транспорта, который бы и занимался всеми этими задачами.

управляющий ОАО «Автоколонна 1118» Анатолий Николаевич Ерохин А.Н. Ерохин

- Анатолий Николаевич, каким образом ваша автоколонна получила право на перевозку пассажиров?

Еще в 2006 году администрацией города Мурманска был проведен конкурс на пассажирские перевозки городских маршрутов (1,5,10,11,18,19,24,25,27,29). Автоколонна выиграла конкурс на все маршруты, кроме маршрута № 4, так как он не выставлялся на конкурс.

Но в 2008 году при обращении автоколонны в администрацию города, было принято решение все-таки ввести этот маршрут в транспортную схему города Мурманска. А в 2009 году Мурманской областной Думой был принят Закон «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области». Это позволило создать легитимную конкуренцию между перевозчиками на оказание более качественных перевозок пассажиров.

- Кем устанавливаются тарифы на проезд, количество единиц транспорта, выходящих на маршруты?

Перевозки общественным городским транспортом общего пользования регулируются администрацией города Мурманска. Количество единиц, тип транспортных средств, интервалы движения, выходящих на маршрут, определяет администрация города Мурманска. А тарифы устанавливает Правительство Мурманской области.

Законодательство наделяет органы государственной власти субъектов Федерации и органы власти муниципальных образований полномочиями по обеспечению граждан общественным транспортом. У нас в регионе эту функцию выполняют несколько крупных перевозчиков. Эти предприятия работают по договорам с органами власти, перевозят пассажиров на социально значимых маршрутах, но несут при этом убытки. Компенсации, поступающие к ним из бюджета, соответствующего уровня, зачастую не покрывают их расходы.

Очевидно, что резко повышать стоимость билета в муниципальном транспорте никто не будет, однако в других регионах, например в городе Вологда стоимость проезда составляет 16 рублей. Можно отметим лишь общий подход к формированию тарифа.

- Какие основные статьи расходов необходимы для нормального функционирования предприятия? 

Оплата труда персонала, отчисления на обязательные социальные нужды, расходы на топливо, техобслуживание и ремонт - это очевидно. Но есть и другие статьи расходов: повышение заработной платы сотрудникам, обновление или расширения подвижного состава (ведь с каждым годом он изнашивается, а закупить новый без доходов просто невозможно) и так далее.

У автотранспорта Мурманска и Мурманской области, как и у других видов транспорта, существует много острых проблем.

Основной причиной всех этих проблем является недостаточное финансирование транспорта из-за неполной компенсации затрат.
В абсолютном большинстве регионов себестоимость перевозок стала существенно ниже доходной ставки (тарифа), то есть когда пассажир, купивший билет, возместил не только затраты по своему проезду, но и часть затрат по проезду пассажира, пользующегося правом бесплатного проезда. Путей выхода из сложившейся ситуации просто нет. Конечно, какие- то меры по возмещению убытков перевозчиками принимаются, но не в полном объеме.

Уже давно ситуация с общественным транспортом в нашем городе существенно не меняется. У всех предприятий, которые занимаются пассажирскими перевозками, существуют одни и те же проблемы:

- в местном законодательстве четко не прописывается роль перевозчиков;

- тарифы на перевозки, которые не дают предприятиям выйти из убыточного состояния;

- дороги и пробки, которые затрудняют работу общественного транспорта.

Главной задачей остается решение этих проблем, как для администрации города, так и для предприятий города, чтобы жители Мурманска могли получать безопасные и качественные услуги.

По данным Комитета по развитию городского хозяйства города Мурманска, по состоянию на 1 апреля 2011 года, в нашем городе на четыре маршрута работают три нелегальных перевозчика. По сравнению с другими регионами, ситуация приемлемая. В основном все работают не по договору, но у них есть лицензия на перевозки.

В мае этого года мурмачан ждут новые изменения в системе транспортных перевозок, прежде всего они коснутся увеличения количества подвижного состава на дорогах в городе Мурманска.

Ознакомиться с правилами перевозок вы можете:

- в Законе Мурманской области от 13 июля 2009 № 1133-01-З МО «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Мурманской области»;

- в решении Совета депутатов города Мурманска от 16.03.2010 № 17-219 "Об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования город Мурманск автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом на маршрутах регулярных перевозок»

Материал подготовлен Викторией Березиной

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 2 2011

Еще статьи на тему "города":

Европейский Север и его города

Гостиницы города

Деятельность управляющих компаний города Мурманска в сфере ЖКХ

Праздничные мероприятия в Мурманске ко Дню города (3-6 октября)

Характеристика «якорных» инвестиционных проектов развития города


busy

 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

35.175.113.29

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2020 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .