Приватизация в области |
Если говорить о рычагах влияния власти на бизнес, то при советской власти все было намного проще: есть облплан и плановая комиссия, которые имеют у себя под началом финансовые и материальные ресурсы и право распоряжаться ими. Номинально они же несут ответственность за эффективное использование финансами и ресурсами. В конце 1990-х годов вместо этих двух организаций в областной администрации был создан комитет по экономической политике, в задачи которому входило оказание содействия губернатору и правительству в разработке экономической политики через прогнозирование социально-экономического развития, разработку целевых программ развития отраслей региона. В процессе приватизации в Мурманской области в ведение корпоративных групп и частных лиц была передана основная доля общественной собственности.92 процента валового регионального продукта производилось на частных предприятиях Кольского полуострова. Возможность власти влиять на деятельность частных субъектов хозяйствования была ограничена рамками правового поля. Но ведь надо контролировать процессы экономического развития предприятий области. Как? Прогнозирование? Конечно же, были и другие рычаги воздействия. Если предприятия входили в крупные финансово-промышленные группы, то приходилось преодолевать двойное сопротивление - и руководства этих объединений, и руководителей самих предприятий. Во всяком случае к концу ХХ века на территории области не было ни одного крупного предприятия, которое бы строило свою социально-экономическую политику в противовес интересам региона, администрации области, губернатора. Рассуждая о власти и бизнесе, об их взаимопроникновении, не лишним будет вспомнить, как, если говорить языком цифр, прошла приватизация в области. В соответствии с Указом Президента от 17 декабря 1993 года продавцом государственных и муниципальных предприятий, а также других объектов госсобственности являлись региональные фонды имущества. С 1992 по 1997 годы доходы от приватизации в целом по области составили 35039 млн. рублей. Из них было перечислено в федеральный бюджет 12825 млн. рублей, а в областной - 21013 миллионов, что в пересчете на твердую валюту по ценам конца 1997 года равнялось примерно 3,5 млн. долларов. Да-да, уважаемый читатель, за продажу 93 процентов государственных предприятий Мурманской области в областную казну на протяжении пяти лет поступило три с половиной миллиона долларов США. Даже если эту сумму увеличить вдвое, втрое, пересчитывая рубли на доллары постепенно, по нарастающей девальвации российских денег, то все равно конечный результат мизерный. Этих долларов не хватит, чтобы построить один современный траулер. Вышеприведенные цифры взяты из интервью с бывшим депутатом Мурманской областной Думы В.В.Ладаном84. Отвечая на вопросы собкора «Рыбного Мурмана» по Кировску и Апатитам, Виктор Васильевич сказал: - Быстрый количественный рост приватизированных предприятий в Мурманской области не дал положительных качественных результатов (кстати, в целом по стране процент ставших негосударственными предприятий оставил 80 процентов, а не 93, как у нас). Судя по доходам от приватизации, можно сделать вывод, что в России передел собственности в первую очередь преследовал не экономические, а политические цели. Увы, и рядовые акционеры не стали собственниками, так как их участие в управлении акционерными обществами невозможно, ибо для управления АО необходим если не контрольный, то, по крайней мере, крупный (больше 10 процентов) пакет акций. - Итак, фактически произошла концентрация собственности путем скупки акций администрациями предприятий или их подставными лицами и различными полукриминальными структурами, - делает вывод В.В.Ладан. - Сегодня и органы прокуратуры не могут вмешиваться в сферу частноправовых интересов - их защита становится делом самих акционеров, которые в подавляющем своем большинстве на деле оказываются в проигрыше, если говорить о совокупном владении акций. А получение дивидендов в условиях экономического кризиса, неплатежей, убыточности предприятий вообще невозможно. Судите сами: у нас в Заполярье только 10 процентов предприятий имеют прибыль. Процесс приватизации в любой стране предполагает создание вторичного рынка ценных бумаг. Однако понятно, что реализовать свое право на продажу акций заведомо убыточного предприятия - мечта, совершенно неосуществимая. Поэтому круг обращения ценных бумаг в нашей области не развит и крайне ограничен. Аналогичная ситуация сложилась и для акционеров ЧИФов (чековых инвестиционных фондов). Из имеющихся в области двух ЧИФов - «Ваше достояние» и «Альфа-Инвест» - дивиденды своим акционерам не выплатил ни один. - В чем же причина провала приватизации? - спрашивает Ладана наш собкор Виталий Секриеру. - У нас поставили телегу впереди лошади - политические цели над экономическими, - отвечает интервьюированный. - Страшно, что продолжается криминальный передел собственности. Сегодня самую большую опасность для области представляет скупка ценных бумаг иногородними компаниями, которые порой не имеют даже лицензий. Они мгновенно отреагировали на постоянные невыплаты зарплаты и по ценам ниже номинала скупают у акционеров и вывозят за пределы региона акции ведущих промышленных предприятий. Основная причина этого ненормального явления в том. Что приватизированные госпредприятия работают малоэффективно, так как сама по себе смена формы собственности не обеспечивала повышения эффективности производства. А государство под предлогом ускорения темпов приватизации всячески старается избавиться от закрепленной за ним доли акций, что уже привело к фактической потере управления. Следует признать, что не выдержала испытаний избранная стратегия приватизации, которая предполагала льготную продажу акций членам трудовых коллективов, продажу небольших пакетов акций через тендер (конкурс), что позволило бы привлечь наибольшее количество мелких инвесторов и найти стратегического инвестора, желающего купить контрольный пакет акций на аукционе, на конкурсе или на инвестиционных торгах. - Неужели приватизация ничего не дала нашей области? - Реализованная модель приватизации дала в бюджеты всех уровней меньше, чем планировалось. Так что задача приватизации полностью провалена, так как дефицит федерального бюджета с 1992 года постоянно растет. Цель и не могла быть достигнута, так как технически отсталое производство, а таковое на большинстве наших предприятий, не в состоянии конкурировать с развитым западным производством. А стремление к демонополизации любой ценой во многом разрушило агропромышленный комплекс, разорвало технологические линии и межхозяйственные связи... - Остается с прискорбием констатировать, - подводит итог наш корреспондент, - что из семи целей приватизации первые шесть практически провалены. Это: - формирование слоя частных собственников, социально ориентированной рыночной экономики; - повышение эффективности предприятий путем приватизации; - соцзащита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; - содействие процессу стабилизации финансового положения в России; - создание конкурсной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; - привлечение инвестиций, в том числе иностранных. И лишь последняя, седьмая из всенародно объявленных целей приватизации полностью реализована. Это - создание условий и оргструктур для расширения масштабов приватизации.* В конце 1990-х годов удалось обеспечить тенденцию медленного оживления экономического потенциала нашей области. С приходом к власти команды губернатора Ю.Евдокимова ведущим предприятиям были предоставлены налоговые инвестиционные кредиты, благодаря чему они стали работать устойчиво, гарантированно пополнять городской и местные бюджеты. Если говорить об иностранных инвестициях, то их объем лишь сокращался. За период радикальных реформ производство в области снизилось на 35 процентов, а объем инвестиций - на 85 процентов. Шло «проедание» производственного потенциала. Проведенные исследования выявили несколько наиболее распространенных проблем, ставящих барьеры на пути взаимовыгодных контактов с Западом. Это, в первую очередь, установленные российской стороной правила таможенного регулирования и политическая нестабильность в стране. Российское налоговое законодательство признавалось конфискационным. 84 - ЛАДАН Виктор Васильевичем, депутат первой Мурманской областной Думы (избран в декабре 1995 года). Родился в 1956 году в Пермской области, русский. Образование среднее специальное. Работал в тресте «Апатитстрой». На момент избрания - заместитель главного врача детской поликлиники в Апатитах. В Думе возглавлял постоянную комиссию по вопросам экологии, природопользования и хозяйственной деятельности. Член областного комитета Компартии России. · К вопросу о приватизации на Мурмане, «РМ» от 14 августа 1998 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3417 |