Социальная защита населения |
3.4. Социальная защита населенияВ систему социальной защиты населения Мурманской области входят органы и учреждения, деятельность которых направлена на осуществление экономических, правовых, организационных и других видов мер по предупреждению или смягчению негативных для населения региона последствий при наступлении определенных социально значимых обстоятельств, а также по сохранению приемлемого уровня их материального и социального благополучия в соответствии с Конституцией РФ, нормативными правовыми актами РФ и Мурманской области.Основными составляющими системы социальной защиты области, направленными на поддержку различных социальных слоев и групп населения (прежде всего, социально уязвимой их части), являются социальное обеспечение и социальное обслуживание. Целями функционирования системы социального обеспечения Мурманской области являются обеспечение достойного уровня жизни отдельных категорий населения в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также снижение уровня социальной бедности в регионе. В 2007 г. социальные льготы получало около 22% жителей области, при этом из федерального бюджета ими были обеспечены 6,17% жителей области, из областного - 15,8%. Адресную социальную помощь в 2007 г. получили около 6,8% жителей области (табл. 15). Т а б л и ц а 15
Численность граждан Мурманской области, получающих социальную поддержку (по данным 2007 г.)
Источник: Министерство здравоохранения и социального развития Мурманской области. Режим доступа: https://labour.govmurman.ru/question/. Развитие системы социального обеспечения в регионе за период 2000-2007 гг. сопровождалось: снижением (начиная с 2003 г.) численности населения, получающего адресную государственную социальную помощь (что свидетельствует об упорядочении системы оказания адресной социальной поддержки, в том числе предоставления помощи с учетом степени нуждаемости, выявляемой после дополнительной проверки сведений о доходах членов семьи); увеличением размера адресной помощи для малоимущих семей, имеющих детей, и многодетных семей1(Размер детского пособия в регионе одним из самых высоких среди регионов Северо-Западного федерального округа (300-600 руб.); введением в 2007 г. новых видов социальных пособий в рамках региональных целевых программ, направленных на социальную поддержку семей, инвалидов и граждан пожилого возраста. Тем не менее, основным недостатком функционирования системы социального обеспечения области остается низкий размер некоторых видов социальных пособий, составляющий менее 10% прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения. Система социального обслуживания1(По данным Министерства здравоохранения и социального развития Мурманской области. Режим доступа: https://labour.gov-murman.ru/question/) Мурманской области функционирует в целях оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг, а также проведения социальной адаптации и реабилитации граждан, пребывающих в трудной жизненной ситуации. В систему социального обслуживания региона входят 34 государственных учреждения социального обслуживания, в том числе 9 домов-интернатов, 3 социальных приюта для детей и подростков, 1 учреждение «Специальный дом для одиноких престарелых граждан» и 21 центр социального обслуживания. В 2007 г. в Мурманской области услугами надомного обслуживания воспользовались 6,7% граждан пожилого возраста и инвалидов (в % от общего числа граждан пожилого возраста и инвалидов), услугами отделений дневного пребывания - 5,8%. Позитивными тенденциями развития системы социального обслуживания населения области в 2000-2007 гг. являются увеличение (с 8 до 22) числа учреждений, оказывающих помощь семьям с детьми, а также рост (с 7 до 13) числа центров социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги гражданам пожилого возраста и инвалидам. Помимо этого, в рамках принятой в 2007 г. региональной долгосрочной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов» проводится оснащение учреждений социального обслуживания оборудованием и техническими средствами реабилитации инвалидов, оказание материальной поддержки общественным организациям инвалидов, что является приоритетным направлением государственной социальной политики России в отношении данной категории населения на современном этапе. Тем не менее, в регионе остаются и нерешенные проблемы системы социального обслуживания:- хронический дефицит мест в стационарных учреждениях социального обслуживания вследствие низкой степени обеспеченности населения стационарными учреждениями (в 2007 г. она составила 20,4 места на 10 тыс. населения при нормативе - 30, т.е. была на 32% ниже нормативной);- сохраняющаяся низкая доля граждан пожилого возраста и инвалидов, пользующихся различными услугами учреждений социального обслуживания - лишь около 14% общей численности граждан пожилого возраста и инвалидов было охвачено различными услугами социального обслуживания (для примера, в соседней Норвегии не менее 33% пожилых людей пользуются услугами социального обслуживания);- неполная укомплектованность кадрами учреждений социального обслуживания (например, в стационарных учреждениях для граждан пожилого возраста и инвалидов укомплектованность кадрами составляет около 73%);- низкий уровень доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры из-за отсутствия специально оборудованных лестниц, лифтов, городского транспорта;- большое количество зданий сферы социального обслуживания, требующих ремонта (13,6% зданий требуют реконструкции; в ветхом состоянии находится 9,1% зданий).Таким образом, основными проблемами функционирования системы социальной защиты населения Мурманской области являются:1) в обеспечении социальными льготами и социальной помощью - чрезвычайно низкий размер социальных пособий;2) в социальном обслуживании - дефицит мест в стационарных учреждениях социального обслуживания; низкий охват престарелых граждан всеми видами социального обслуживания; неполная укомплектованность кадрами учреждений социального обслуживания; ограниченный доступ инвалидов к объектам социальной инфраструктуры из-за отсутствия специально оборудованных лестниц, лифтов, городского транспорта; высокий удельный вес зданий сферы социального обслуживания, требующих ремонта.Несмотря на достижения последних лет, в целом система социальной защиты Мурманской области не может быть оценена как высокоэффективная, что является сдерживающим фактором развития региона. Более того, по данным социологических опросов, проводимых сектором социологических исследований Института экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН, проблеме социальной незащищенности население отводит 4-е место в ряду 10 наиболее острых проблем развития региона (в 2007 г. 28% опрошенных назвали ее одной из пяти наиболее острых проблем). Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "Социальная защита":Развитие отраслей социальной сферы города Мончегорска Особенности социальной реконструкции Основные социальные и экономические проблемы развития области Проект «Фабрика социального питания»
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 12191 |