60-80-е годы XX века - период дальнейшего развития-2 |
В 1964 году Мурманский траловый флот, кроме БМРТ, стал пополняться судами типа «Грумант» датской постройки, которые получили обозначение ППР (промыслово-производственные рефрижераторы). Тактико-технические данные этой группы судов: длина - 91 метр; ширина - 16 метров; мощность главного двигателя - 3100 л. с; район плавания - неограниченный; водоизмещение в полном грузе - 5500 тонн; температура в трюмах -минус 20 °С; мощность морозильной установки - 50 тонн в сутки; автономность - 90 суток. Таким образом, новые суда по многим показателям в два раза превосходили серийные БМРТ. 10.11.1964 года в тралфлот прибыл ТР «Хибинские горы». Прибыла плавбаза «Даурия». Во втором рейсе её капитаном был назначен Федотов А. А. Судами типа БМРТ стал пополняться Архангельский траловый флот.Первым прибыл БМРТ «Монголия», капитаном которого был назначен Герой Социалистического Труда Веселков Никон Зосимович. В 1964 году Мурманский траловый флот работал ровно, хотя промысловая обстановка в Баренцевом море вновь резко ухудшилась. Вылов РТ за час траления составлял всего 0,55 тонны и был самым низким за 45 лет работы тралового флота. Чтобы улучшить показатели бортовых РТ и снизить нагрузку на Баренцево море, 55 РТ были переведены для работы в Северо-Западную Атлантику, в том числе на Джорджес-банку. Федотов Александр Александрович. Фронтовик. Во время войны был дивизионным разведчиком. Несколько раз ранен, потерял почку. После плавбазы «Даурия» работал начальником объединения «Мурман», потом - представителем МРХ в Египте. В конце 1970-х годов погиб - был сбит проезжающей мимо машиной. Годовой вылов по флоту составил 525000 тонн. БМРТ-238 «Златоуст» выловил 9850 тонн. Первым на флоте выполнил годовой план БМРТ-406 «Спутник», хорошо работали БМРТ-255 «Достоевский», БМРТ-412 «Революция». На Доску почёта тралового флота были занесены экипажи траулеров «Душанбе», «Свердловск», «Н. Островский», «Лесков», «Мамин-Сибиряк», «Полярный», РТ «Курейка». БМРТ-247 «Витебск», руководимый будущим Героем Социалистического Труда Шаньковым И. Т., за четыре месяца выловил 3400 тонн рыбы. Бортовые РТ приступили к промыслу палтуса на свале глубин в районе острова Медвежий. При этом траления донным тралом производились на горизонтах 600-750 метров. В этом году произошла очередная смена руководителя Мурманского тралового флота. Начальником флота стал Калюгин Дмитрий Яковлевич. Закурдаев В. И. убыл в Севастополь на должность первого заместителя начальника ГУ «Азчеррыба» в порядке укрепления кадров. В 1965 году, последнем году семилетки, флот продолжил осваивать поступившие из новостроя суда. Это касалось, прежде всего, ППР датской постройки. Одновременно все плавбазы, транспортные и производственные рефрижераторы, а также учебные суда передавались вновь созданному управлению «Севрыбхолодфлот», что позволяло руководству тралфлота сосредоточить свои усилия на управлении только промысловым флотом, более оперативно решать возникающие проблемы, связанные с расширением и удалением промысловых районов. Годовой вылов составил 614900 тонн. В целом план по МТФ был выполнен на 99,7%, недолов составил 2000 тонн. За 20 послевоенных лет план по вылову выполнялся только 8 раз, хотя объём вылова за эти годы увеличился со 121000 тонн до 615000 тонн, то есть рос по 25000 тонн ежегодно, несмотря на колебания сырьевой базы, удаление промысловых районов и прочие объективные причины. Одна из причин складывающейся ситуации заключалась в основном принципе тогдашнего планирования - от достигнутого. Этот принцип облегчал жизнь всем планирующим чиновникам - от флотских и выше, вплоть до Госплана, а все неприятности сваливались на экипажи промысловых судов и руководство флота. Из этого порочного круга не удалось выбраться вплоть до конца ведения планового хозяйства. Других, более совершенных способов планирования практически не существовало. Платформой составления плана был прогноз состояния сырьевой базы по различным районам промысла, который охотно выдавал ПИНРО, зная заранее, что кроме эмоциональных издержек, никаких оргвыводов для составителей не последует. Да и трудно было требовать от учёных точных прогнозов при существовавших тогда методах изучения и оценки состояния сырьевой базы. Кроме этого, на выполнение плана в значительной мере влияли внутренние недостатки в организации устойчивой работы флота, как то: низкая трудовая дисциплина на отдельных судах, недостаток опыта при ведении промысла, низкое техническое состояние судов, ошибки в расстановке их на промысле, а с приходом в состав флота БМРТ - хроническая нехватка рефрижераторного тоннажа, недостаточный контроль за работой промысловых судов со стороны руководства флота. Всё это красноречиво подтверждают злополучные 2000 тонн недолова в завершающем году семилетки. Эта недоработка сыграла свою роль в 1966 году, когда Мурманский морской рыбный порт был награждён орденом Ленина. Ясно, что эта награда первоначально предназначалась старейшему в стране и самому мощному - Мурманскому траловому флоту. И если бы это произошло, то флот получил бы вполне заслуженную награду. Но он не выполнил план последнего года семилетки, и орден нашёл другого владельца, который вышел из состава флота и был обязан ему всем своим развитием. Несмотря на невыполнение плана, хороших результатов достигла группа БМРТ. В этом году БМРТ-251 «Гоголь» (капитаны А. Е. Глушков и Ю. Н. Быстров) выловил 12300 тонн рыбы; БМРТ «Добролюбов» выловил 11800 тонн. Более 10000 тонн выловили БМРТ: «Серафимович», «Планета», «Кольский», «Рыбачий», «Мурманск», «Космос». Так на деле было доказано, что БМРТ могут ловить более 10000 тонн рыбы в год. В Северо-Западной Атлантике работало 73 бортовых РТ, что в значительной степени сняло промысловую нагрузку на донные породы Баренцева моря. В «Севрыбхолодфлоте» увеличивалось количество транспортных рефрижераторов, что позволило доставить в порт 142000 тонн продукции. Грузовые операции в море набирали силу, начав с 9500 тонн в 1958 году. Флот продолжал пополняться новыми судами. За год прибыли четыре ППР и один БМРТ. 3 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР установлен профессиональный праздник - День рыбака, который до сих пор отмечается во второе воскресенье июля. В 1965 году некоторые суда тралового флота, у которых было хорошее техническое состояние, начали переходить на режим работы с подменой экипажей непосредственно в районах промысла. Это было началом большой организационной работы. Отдел кадров приступил к визированию экипажей, что привело к повышению дисциплины в плавсоставе. Вначале подменные экипажи доставлялись в море на транспортах и плавбазах, фрахтовались пассажирские суда в торговом флоте, но вскоре от такой практики отказались. После тяжелых длительных рейсов требовался осмотр и междурейсовый ремонт техники. Для этого нужно было заходить в какой-то иностранный порт, где плавающий экипаж, после передачи судна подменному экипажу, должен был отправляться домой. На первых порах это тоже было проблемой. Однако Минрыбхоз, через свою специализированную организацию «Соврыбфлот», занимающуюся заграничными операциями, активно помогал бассейновым управлениям решать множество возникающих вопросов. К началу 1970-х годов общие принципы организации работы промыслового флота в удалённых районах были уже ясны, но не были ещё отработаны отдельные важные вопросы, которые необходимо было быстро решать, чтобы создать стройную систему ведения промысла, междурейсового обслуживания судовой техники и подмены экипажей, развития отношений с прибрежными государствами. Ведь основная часть наиболее мощного флота Министерства рыбного хозяйства теперь работала в открытом океане, вдали от своих берегов, а тем временем «холодная война» продолжалась по своим канонам. Параллельно росту мощности флота развивалась береговая база. Причальная линия рыбного порта превысила 4000 метров, был введён в строй глубоководный пирс для стоянки крупнотоннажных судов, строился 2-й грузовой район рыбного порта, на рыбокомбинате вводились новые мощности по переработке рыбы, проводилась модернизация действующих предприятий - в прошлое ушли ручные тачки. Судоверфь освоила ремонт БМРТ типа «Пушкин» и «Лесков». Проводилась модернизация действующих и строительство новых рыбоперерабатывающих цехов и рыбозаводов в «Архрыбпроме» и «Карелрыбпроме». Архангельский тралфлот и ББГЛ пополнялись новыми судами. Семилетка стала «лебединой песней» бортовых паровых РТ. Их численность стала сокращаться, что повлекло за собой уменьшение судового состава флота. Но, за счёт мощности приходящих из новостроя судов, возможности флота продолжали расти. Согласно Директиве по пятилетнему плану развития народного хозяйства СССР на 1966 1970 годы, перед рыбаками Северного бассейна поставлена задача: к 1970 году довести вылов рыбы до 1360000 тонн. Намечалось, что промысловый флот будет пополняться новыми БМРТ, из них 32 - типа «Алтай». Тогда ещё никто не знал, сколько дополнительных трудностей свалится на плечи экипажей, особенно машинных команд, при эксплуатации этих сложных, технически ненадёжных судов. Промысловики тралового флота должны были освоить промысел рыбы на глубинах более 1000 метров, добывая такие ценные виды рыб, как палтус и тупорылый макрурус. При этом широко применять разноглубинные тралы и переоборудовать РТ типа «Пионер» для промысла рыбы кошельком. Учитывая дальнейшее техническое перевооружение, выпуск филе должен был увеличиться в 7 раз, рыбной кулинарии - в 6 раз, пресервов - в 4 раза. При этом 97% выпускаемой продукции должно выпускаться первым сортом. Для выполнения этих планов большая нагрузка ложилась на коллектив тралового флота. В 1966 году Мурманскому тралфлоту был спущен план по вылову в размере 690000 тонн. Для того чтобы выполнить это задание, руководство флотом уделило особое внимание оптимальному использованию отряда БМРТ и ППР как наиболее надёжной силы флота. Эти суда направлялись в наиболее богатые рыбой районы, в первую очередь ремонтировались и снабжались в порту, укомплектовывались лучшими кадрами. Кроме этого, принимались энергичные меры по поиску новых районов промысла. Так, с января по июль 1966 года был проведён удачный поисковый рейс на БМРТ-245 «Жигулёвск» (капитан Ф. Ф. Низгирёв). В ходе этого рейса были обследованы шельфы Венесуэлы, Бразилии, Уругвая, Аргентины и открыты большие скопления промысловых рыб, в частности серебристого хека. Получив известие об успехах «Жигулёвска», в этот район немедленно были направлены ППР, которые приступили к успешному промыслу. Одновременно с «Жигулёвском» в приантарктических водах вёл поиск БМРТ «Кивач» (капитан Дудченко В. М.). В 1966 году, по случаю успешного окончания семилетки, правительство вновь наградило рыбаков Севера. Как говорилось ранее, 7 июля орденом Ленина был награждён Мурманский морской рыбный порт. Орденом Трудового Красного Знамени был награждён БМРТ-251 «Гоголь» Мурманского тралового флота. Капитан Низгирёв Фёдор Фёдорович после своих плаваний работал заместителем начальника Мурманского тралфлота по безопасности мореплавания, потом перешёл на профсоюзную работу. Несколько лет был председателем рыбацкого профсоюза Мурманской области. Последние годы жил в Москве. Капитан Дудченко Владимир Матвеевич один из первых проводил поисковую работу в море Скотия. Обнаружил в том районе сельдь. Он первым осваивал банки Срединно-Атлантического хребта в промысловом режиме и добился успеха. В настоящее время живёт в Мурманске и работает преподавателем морской академии, где передаёт свой богатый опыт курсантам - будущим судоводителям. Героями Социалистического Труда стали: Решетов Прокопий Прокопьевич - капитан-директор БМРТ-253 «Добролюбов»; Шаньков Иван Тимофеевич - капитан-директор БМРТ-247 «Витебск». Орденом Ленина были награждены 13 человек. Среди них: Кокшаров А. К. - первый помощник капитана БМРТ «Добролюбов»; Бачин М. И. - капитан РТ «Макеевка»; Топеха А. М. - старший механик БМРТ «Витебск»; Марцинкевич В. Ф. - старший мастер по добыче рыбы БМРТ «Добролюбов». Это все труженики Мурманского тралового флота.Оденом Трудового Красного Знамени были награждены 43 человека; орденом «Знак Почёта» - 85 человек; медалями - 137 человек. Но в целом промысел складывался трудно. Зима выдалась суровой, в феврале замёрз Кольский залив, что повлекло за собой большие простои судов в рыбном порту. В Баренцевом море свободной ото льда осталась неширокая полоса вдоль берега полуострова. Резко ухудшилась промысловая обстановка в Северо-Западной Атлантике, поэтому крупнотоннажный флот спешно переходил в Юго-Восточную и Юго-Западную Атлантику, что соответственно увеличивало дефицит рефрижераторного тоннажа и потери времени на переходы. И хотя ППР было уже 11 единиц, а БМРТ - 44 единицы, флот выловил всего 600800 тонн, что на 14100 тонн меньше вылова 1965 года. Наступил 1967 год. Он ознаменовался одним важным событием. С 31 мая по 3 июня Мурманскую область посетили Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев и Председатель Совета Министров А. Н. Косыгин, которые встречались с рабочими и служащими, провели совещание с руководителями рыбной промышленности, побывали на Северном флоте. А 26 сентября вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера». Согласно этому указу, установлена надбавка к месячному заработку (без районного коэффициента и надбавок за выслугу лет) 10% по истечении первых шести месяцев работы, с увеличением на 10% за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении 60-процентной надбавки - 10% за каждый последующий год работы, но не более 80%. Рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местах, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначаются: мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет. Продолжительность трудового договора сокращалась с 5 до 3 лет. Этим постановлением северяне руководствуются до сих пор, ибо ничего лучшего за последние годы не выдумано. 15 января 1968 года весь многотысячный коллектив Мурманского тралового флота встал на Ленинскую трудовую вахту. 1 февраля во Дворце культуры имени С. М. Кирова состоялся вечер Славы, на котором чествовали старейшину советских рыболовов - капитана Степана Дмитриевича Копытова. 9 февраля Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по дальнейшему развитию городов Архангельска и Мурманска». Все эти постановления и встречи радовали тружеников «голубой нивы», помогали преодолевать многочисленные трудности, встречающиеся на их пути. 1967 год был успешно завершён. Вылов составил 685500 тонн, на 85000 тонн больше вылова 1966 года. Замечательных успехов добился экипаж ППР «Перемышль» (капитан Елфимов Н. К.), выловив 15700 тонн рыбы и выработав из неё 10400 тонн готовой продукции. Это был рекордный улов, которого тралфлот ещё не знал. За этот успех ППР «Перемышль» был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР. Почётными грамотами были награждены: капитан Елфимов Николай Кириллович, первый помощник капитана Тюрин Иван Макарович, мастер по обработке рыбы Спиридонов Н. В., мастер добычи Камзин В. П., начальник радиостанции Бабичев А. Е., машинист рыбомучной установки Соколов Л. П., матросы - Жуков Б. М., Карпиевич Г. Е., Скачков Н. Ф. Хорошо поработал в этом году ППР «Рембрандт» (капитаны Карпенко С. П., Донзарезков В. П.), выловив 11850 тонн. Успех экипажа в юбилейном году был отмечен Почётной грамотой Минрыбхоза СССР. Экипажи ППР «Сказочник Андерсен», «Прокопьевск», «Гейзер», «Гольфстрим», «Ван-Дейк», «Павлово», «Грумант», «Глетчер» выловили по 10000 тонн и более. Всего в Юго-Западной Атлантике было выловлено 184000 тонн, или 26,9% всего улова флота. В Северо-Западной Атлантике промысловая обстановка ухудшилась, поэтому все бортовые РТ были переведены в Баренцево море. Лидером среди бортовых судов стал РТ-182 (капитан Шайтанов Д. И.), который выловил 3521 тонну рыбы. Численный состав тралового флота в 1967 году: ППР -16 единиц; БМРТ - 47 единиц; БРТ - 7 единиц; остальные - РТ. Всего 248 единиц. Этот год оказался последним, когда ППР работали на Пата-гонском шельфе. Здесь работали суда 3-х бассейновых объединений: «Севрыбы», «Запрыбы», «Азчеррыбы», общее количество было более 100 единиц. Правительство Аргентины предприняло меры к освобождению своего прибрежного шельфа от иностранных промысловых судов. Были даже попытки ареста. Так, ППР «Павлово» (капитан Манихин Ю. В.), преследуемый военным кораблём, вынужден был уйти в территориальные воды Уругвая. В таких условиях вести промысел на Патагонском шельфе стало невозможно, и корабли покинули этот богатый промысловый район, уйдя к берегам Африки. Вся предшествующая деятельность Мурманского тралового флота убедительно говорит о том, что в промысловой работе нет одинаковых лет. Каждый год приносит что-то новое и неожиданное, чаще всего неблагоприятного характера. Поэтому руководству флота и капитанам судов нужно быть постоянно готовыми к тому, что в океане в любой момент могут произойти негативные изменения, которые заранее предусмотреть крайне сложно из-за хронического недостатка некоторых данных о состоянии сырьевой базы. В связи с этим решения принимались с большой долей интуиции, что иной раз приводило к пролову. Вообще посылка судов в море, особенно в малоизученные районы, связана с риском и большими экономическими потерями. Например, посылается ППР в Южную Атлантику, и руководство флота надеется, что экипаж оправдает затраты на переходы туда и обратно - а это около 60 суток, когда судно расходует припасы и тратит драгоценное промысловое время. Если всё сложится удачно, то, придя на промысел, экипаж, за счёт успешной работы, выполнит рейсовое задание и не только компенсирует затраты, но и принесёт прибыль. Что должен чувствовать капитан, направляясь в незнакомый для себя район? Хорошо, если в этом районе уже работают его коллеги, от которых можно получить совет и помощь. А если никого нет? В таком случае спасал многолетний опыт плаваний в разных районах и талант промысловика. Именно благодаря этим качествам капитаны промысловых флотов Северного бассейна добивались неизменного успеха на просторах южных морей, и первыми там побывали капитаны Мурманского тралового флота. А теперь оставшиеся в живых тралфлотовцы вспоминают о своих плаваниях в «ревущих сороковых» как о чём-то само собой разумеющемся. Так, капитан-директор ППР-0804 «Глетчер» Логинов Адольф Андреевич с юмором вспоминал о своём плавании у берегов Намибии в 1967 году, а в 1971 году он первым из северян начал промысел в районе острова Кергелен, где впервые встретился с дальневосточниками, таким образом «замкнув шарик» - весь Мировой океан стал оперативной зоной советского рыбопромыслового флота. В 1968 году произошла смена руководителей МТФ. Очередным начальником тралового флота стал Быстров Ю. Н. Флот продолжал успешно работать. Впервые удалось превзойти 700-тысячный рубеж вылова, и он составил 730000 тонн. Такого вылова флот ещё никогда не имел. Наибольшего вылова -12160 тонн - добился ППР «Прилуки» (капитан Стромилов В. Ф.). ППР «Рембрандт», «Зеленоборск», «Заполярный» выловили более 10000 тонн. БМРТ «Пушкин» (капитан Воробьёв) выловил 8940 тонн. Хорошо работали БМРТ-238 (капитан Болотов А. М), БМРТ-425 (капитан Соколов П. К.), БМРТ-242 (капитан Вайло В. А.), БМРТ-246 (капитан Сысоев А. А.). БМРТ-400 (капитан Дедищев В. В.) имел первые успехи по освоению лова рыбы разноглубинным тралом в районе Западной Гренландии. Начался промысел сайки. В первом рейсе РТЛ (рыболовный траулер-ловец) «Рыбак» и «Рыбачка», работая в группе с ПР «Советск», выловили 1700 тонн. Численный состав флота в 1968 году: ППР - 16 единиц; БМРТ - 46 единиц; РТЛ - 2 единицы, остальные - РТ. К сожалению, аварийность ещё оставалась высокой. За год произошло 19 аварий. От пожара погиб первый советский БМРТ «Маяковский». В 1960-е годы часто можно было слышать в обиходе выражение: «моряки добывают дары моря», но не было разговоров о том, что затрачено на добычу таких «даров»... В 1969 году тралфлот добыл 703000 тонн рыбы, выработал из неё 433700 тонн пищевой рыбной продукции. Но, чтобы выловить и обработать улов, было израсходовано 620 тонн капроновой дели, 85000 металлических кухтылей-поплавков, 14000 бобинцев, 1620 километров стального троса, 30000 тонн соли, 260000 тонн топлива, 3800 тонн смазочного масла и много других видов снабжения. Вот такие затраты, не считая труда, опыта, знаний, мужества и здоровья моряков. Так как Патагонский шельф как район промысла был потерян, флоту пришлось перейти к юго-западным берегам Африки. Вначале освоили шельф Намибии. Потом, спускаясь на юг, добрались до банки Агульяс (район Кейптауна). У берегов Анголы обнаружили, кроме рыбы, запасы креветки. Одновременно ППР «Сказочник Андерсен» (капитан Дамаскин С. В.) обследовал море Скотия и обнаружил промысловые запасы нототении. В этот район перешла группа флота и приступила к успешному промыслу. За год было добыто 705000 тонн рыбы. Годовой план, преодолевая большие трудности, был выполнен. Несмотря на переходы, ППР «Гейзер» (капитан Исаченко А. Д.) выловил 13700 тонн; ППР «Апатит» (капитан Шаньков И. Т.) - 12140 тонн. Хорошо работали ППР «Ван-Дейк», «Капитан Скорняков», «Прилуки», «Ковдор», «Перемышль». Они выловили более 10000 тонн рыбы каждый. БМРТ-256 «Серафимович» (капитан Хаценко Б. С.) выловил 10560 тонн; БМРТ-254 «Николай Островский» (капитан Дунаев Ю. Н.) выловил 9740 тонн; РТ-319 «Могилёв» (капитан Захарченко А. М.) - 5160 тонн. Флот работал в Баренцевом море, в районах Лабрадора, Ньюфаундленда, Исландии, в Северном море, у берегов Западной Гренландии, Баффиновой Земли, на банках Джорджес, Бонкеро, Брауне, Сейбл, Эмерольд, а также в районах Юго-Западной и Юго-Восточной Атлантики. Все эти районы должны были находиться под постоянным наблюдением со стороны руководства флота и ГУ «Севрыба». Одной из сложных проблем была организация постоянной и чёткой связи с районами промысла - для своевременного информирования, принятия необходимых решений и передачи соответствующих распоряжений. Кроме этого, оставался главный вопрос: обеспечение всем необходимым судов, ведущих промысел, и вывоз готовой продукции. Задача чрезвычайно сложная, так как флот работал фактически на всей акватории Атлантики. Для решения этой проблемы, кроме специальных подразделений в добывающих флотах, была служба эксплуатации в «Севрыбхолодфлоте», во главе с заместителем начальника флота, и специальный отдел эксплуатации флота в ГУ «Севрыба». Они координировали деятельность соответствующих служб на флотах и в рыбном порту. На флот начали поступать БМРТ типа «Алтай».
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7240 |