Партнерство Северного измерения по транспорту и логистике |
«Партнерство Северного измерения по транспорту и логистике»: вчера, сегодня, завтра.(Northern Dimension Partnership on Transport and Logistics: yesterday, today, tomorrow) Одной из приоритетных целей «Партнерства Северного измерения по транспорту и логистике» является улучшение, в соответствии с экологическими потребностями региона, основных транспортных коммуникаций и логистики в регионе Северного Измерения.Это должно стать важной основой для стимулирования устойчивого экономического роста на местном, региональном и глобальном уровнях. В современной экономике, эффективность использования логистических систем имеет крайне важное значение. Эффективная транспортная инфраструктура является базовым звеном в любой логистической цепочке и имеет приоритетную роль в обеспечении ее устойчивого развития. После подписания между Российской Федерацией и Королевством Норвегия договора о разграничении морских границ в «серой зоне», в норвежской акватории Баренцева моря стали происходить сильные изменения, связанные с увеличением количества проводимых научно-исследовательских изысканий в углеводородной сфере. Норвежской стороной открыто уже около 82 перспективных углеводородных месторождений в национальной акватории, 76 из них на шельфе Баренцева моря. Заинтересованные организации ЕС и Норвегии надеются, что данные изыскания, позволят уже в ближайшее время частным инвесторам получить государственные лицензии на разработку шельфовых месторождений нефти и газа. В настоящее время в Баренцевом Евро/Арктическом регионе (БЕАР) доступно значительное количество разноплановых ресурсов (минеральных, углеводородных, рыбных и т.п.), потребность в которых имеется в странах Европы, Азиатско-Тихоокеанского региона и в первую очередь в Китае. Региональными странами (Норвегия, Финляндия, Россия и др.) часть минеральных и нефтегазовых ресурсов уже разведана и требует исключительно разработки, но готовы ли и могут ли их государства-обладатели добывать данные ископаемые - это один из самых сложных вопросов. Для того чтобы разрабатывать залегающие в БЕАР ресурсы региональным государствам не хватает соответствующей инфраструктуры, специалистов, опыта и технологий. В ходе совместной планомерной работы наши страны смогут добиться гораздо больших успехов нежели по одиночке, объединив многосторонние усилия в рамках важных региональных областей (логистика, добыча полезных ископаемых и углеводородов и т.д.). Так, например, в сотрудничестве между географическими обществами трех стран (Норвегия, Финляндия и РФ) была разработана единая карта расположения полезных ископаемых в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. В своем выступлении на международной конференции «Транспортно - логистические решения в регионе «Северного измерения»» Оддгейр Даниельсен (Oddgeir Danielsen), директор «Партнерства Северного измерения по транспорту и логистике», говоря о Северном морском пути (СМП) акцентировал внимание иностранных и российских участников на необходимости помнить, что «...если мы хотим использовать СМП, а мы хотим его использовать, значит, нам следует играть по российским правилам».Уровень льда очень быстро сокращается в районе судоходства по СМП и уже достаточно примеров, когда российские ледоколы сопровождают иностранные суда не из-за сложной ледовой обстановки, а исключительно из соображений и правил безопасности. Экспертами «Партнерства Северного измерения» (ПСИ) уже в ближайшие несколько лет прогнозируется значительное увеличение количества перевозок по СМП. При чем данные расчеты были сделаны ими исключительно с опорой на российские потребности в перевозке товаров по СМП и не следует забывать потребности стран БЕАР, а также Азиатско-Тихоокеанского региона (Индия, Китай, Республика Корея и т.д.). Так, например, китайское политическое руководство высказало стремление построить значительное число судов ледового класса в национальных интересах и в первую очередь для использования в логистике по СМП. Большое внимание экспертов, аналитиков и руководства ПСИ привлекает Транссибирская магистраль, которая представляет значительный интерес как часть глобальной транспортной сети с Запада на Восток. В иностранных политических и деловых кругах стран Евросоюза и Норвегии есть понимание необходимости содействия РФ в сфере использования своей транспортной системы, что в перспективе будет служить на благо региональных экономик стран БЕАР и Евросоюза. Это возможно при учете качественной и эффективной эксплуатации различных вариантов логистических систем проходящих через территорию России к рынкам стран Средней Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона. В числе важных задач, для реализации логистических проектов в рамках ПСИ необходимо преодолеть определенные бюрократические барьеры, эффективно продумать, оптимизировать и создать соответствующую инфраструктуру. Сотрудничество в логистической сфере не просто экономический или политических международный проект, но в настоящее время это настоятельная необходимость, глобальная проблема, которая требует совместного решения. Все это обуславливается множеством факторов различенного характера, например, принятие Международной морской организацией новых правил перевозки грузов в Балтийском море привело к значительному подорожанию стоимости перевозки грузов. Так, для финской стороны она возросла приблизительно на 40 процентов, и это может объяснять, почему финны в настоящее время изыскивают другие транспортные альтернативы - более дешевые. Другим важным вопросом является создание так называемых «зеленых коридоров» транспортировки, то есть выбор наиболее приемлемых с экологической точки зрения логистических маршрутов. Эффективные транспортные решения оказывают положительное воздействие на окружающую среду в разных вариациях, например, посредствам сокращения транспортных маршрутов или заменой их на аналогичные, но более экологичные. Сейчас наиболее экологически предпочтительным считается электрифицированный железнодорожный транспорт. Говоря о международном сотрудничестве в области региональной логистики, следует представлять, что такое ПСИ. Фактически это сотрудничество между 4-мя равноправными партнерами (Исландия, Норвегия, Европейский союз и РФ). Главными сферами партнерства являются транспортная, а также социальная и экологическая. В рамках ПСИ помимо управленческих, финансовых и иных необходимых структур, также существует институт «Партнерства Северного измерения». Он представляет собой «академическую сеть», объединяющую различные научно-исследовательские институты и организации на всей территории попадающей под влияние ПСИ. Это позволяет главным образом аккумулировать региональные и национальные знания и использовать их в общих интересах. Тесные отношения партнерства и сотрудничества ПСИ поддерживает с другими региональными организациями такими как «Арктический совет», «Баренцев совет», «Совет Балтийских государств», «Совет министров северных стран» и т.п., а также с организациями коренных малочисленных народов Севера. Для реализации проектов ПСИ важно поддерживать высокий уровень коммуникации между странами в глобальном геополитическом и экономическом аспекте, создавать возможности трансграничного решения бюрократических вопросов стран-участниц, осуществлять поиск новых финансовых механизмов реализации международных логистических проектов и т.д. Материал подготовлен журналистом журнала «Север промышленный» Дмитрием Борисовым, по результатам выступления, интервьюирования участников и анализа материалов конференции «Транспортно - логистические решения в регионе «Северного измерения» в свете перспектив развития Крайнего Севера» в г.Мурманске в октябре 2012 г.Еще статьи на тему "Северного":Роль северного морского пути в хозяйственном развитии и освоении северных территорий Мурманск – база для Северного морского пути Роль Северного морского пути и ледокольного флота 1 июня - День Северного флота России Участие в заседании Северного научно-промыслового совета
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5529 |