Привилегия художника - жить в своих работах |
Жизнь человека - короткий миг по сравнению с вечностью. Бессмертными люди – увы – не рождаются. Право на бессмертие человеку может дать только память. Пока жива память о человеке, о его делах, продолжает жить и он. ДОТ— так сокращённо называлась долговременная огневая точка, служившая оборонительным сооружением, применявшимся нашими войсками в ходе боёв на Кольском полуострове. Памятник, воздвигнутый в честь строителей, погибших на фронтах Великой отечественной войны, стилизован под такой ДОТ, так как именно такие укрепления, зачастую под вражеским огнём, приходилось сооружать на фронте строителям, рискуя своей жизнью. Именно к этому памятнику ветераны-строители и строители сегодняшние приносят букеты цветов и памятные венки в День Победы и в День строителя. Монумент стоит в нише между домами на улице Профсоюзов, в окружении деревьев и цветов. Улица Профсоюзов не случайно выбрана местом для памятника погибшим строителям. Именно здесь, по воспоминаниям ветеранов, формировались отряды добровольцев для отправки на фронт. Идея увековечить память ушедших на фронт и полёгших в борьбе с неприятелем строителей принадлежит тресту «Мурманскжилстрой», которым в 70-80 годы руководил Сотников Виктор Васильевич. Осуществить идею поручили мурманскому скульптору Г.А. Глухих. Это был тот редкий случай, когда официальный заказ совпал с желанием автора, среди друзей которого было немало строителей.Ветераны строительства хорошо помнят автора памятника — Геннадия Александровича Глухих и чтят его память. Первого октября нынешнего года они вместе с родственниками, друзьями семьи, мурманскими художниками собрались в Областном краеведческом музее в день юбилея мастера — его 75-летия. Много тёплых слов было сказано в адрес человека, который своим творчеством помогал создавать неповторимый облик заполярных городов и в первую очередь столицы Заполярья — города-героя Мурманска. Без преувеличения можно сказать, что Геннадия Александровича любили и уважали все, кто его знал. Каким он был человеком? Чрезвычайно обаятельным, мягким, интеллигентным, вместе с тем умевшим проявить твёрдость в решении каких-то принципиальных вопросов.Творческая деятельность Геннадия Александровича берёт начало на пермской земле. Именно здесь он получил признание как скульптор-портретист, и именно Пермь делегировала молодого талантливого художника на первый Международный фестиваль молодёжи и студентов, который проходил в Москве в 1957 году. Благодаря фестивалю Геннадий Александрович познакомился с тогда ещё начинающим талантливым писателем, ныне всемирно знаменитым Виктором Астафьевым, с которым дружил всю жизнь. Среди скульптур, выполненных рукою мастера, немало работ, посвященных людям труда, в том числе строителям. Прежде всего, это скульптурные портреты строителей Боткинской ГЭС — портрет бригадира арматурщиков В.Гринько и портрет начальника участка Д. Никитина, созданные им в 1960 году. С 1963 года творчество Геннадия Александровича связано с Кольской землёй. Здесь в 1970-1973 гг. он являлся председателем местного отделения Союза художников, в течение 18 лет возглавлял художественный Совет, трижды избирался делегатом на Съезды художников Российской федерации. В Мурманске Геннадий Александрович создал серию работ, посвященных людям труда — работникам комбината «Североникель», геологам и морякам, а также героям-фронтовикам. Мурманчанам хорошо знаком памятный знак, находящийся на территории Мурманского морского вокзала, установленный в честь портовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, который создал Геннадий Глухих в соавторстве с архитектором Антоновым А.А.. Жители Мончегорска не мыслят себе своего родного города без монумента покорителям Мончетундры, также созданного скульптором Глухих Г.А. в соавторстве с архитектором Ф.С. Таксисом, и органично вписавшемся в пейзаж города. Интересна история создания памятного знака погибшим воинам-афганцам. Из посёлка Пушное, где в то время в 1990 году располагалась часть, воевавшая в Афганистане, к Геннадию Александровичу прибыла целая делегация с просьбой создать разборной памятник своим погибшим товарищам. Ребята не могли возместить полную стоимость работ, но скульптор согласился работать за минимальную плату, так как считал это дело принципиально важным. Вскоре памятник был готов и установлен на плацу гарнизона. Рядом высадили живые цветы. Когда часть поменяла дислокацию, памятник был демонтирован и установлен уже на новом месте. Перечень всех работ скульптора занял бы не один лист, поэтому мы не станем все их перечислять. В конце концов, это и не обязательно. Дело не в нём, а в том, что о скульпторе Глухих знают и помнят, хотя уже не первый год его нет среди нас. В Областном Краеведческом музее работает выставка, посвященная его работам. К памятникам, созданным его талантливыми трудолюбивыми руками, каждый год ложатся букеты цветов. Законы жизни одинаковы для всех. К сожалению, художники уходят безвозвратно — так же, как обычные люди. Но у настоящего художника, такого, каким был Геннадий Александрович Глухих, есть привилегия — продолжить жизнь в своих работах. Ольга Максимова Журнал "СЕВЕР строительный" № 7 2005
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5637 |