Освоение нефтегазовых ресурсов арктического шельфа |
Проекты по освоению нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа и Штокмановского ГКМЛАРИЧКИН Ф.Д, БАШМАКОВА Е.П. ДИДЫК В.В. По результатам проведенного Департаментом экономического развития Мурманской области в феврале 2008 г. открытого конкурса на выполнение научно-исследовательских работ по разработке «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года» победителем был признан Кольский научный центр Российской академии наук. К настоящему времени институтами КНЦ, из которых в качестве основного разработчика выступил Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина, завершены 3 из 5 предусмотренных Техническим заданием этапов работы, окончание которой предусмотрено в декабре 2008 года. Проект Концепции Стратегии и отчеты по выполненным этапам размещены на официальном Интернет портале Правительства Мурманской области с целью широкого общественного обсуждения этих документов. При разработке разделов Стратегии, касающихся будущего развития Мурманской области, проекты, связанные с намечаемым освоением нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа и, прежде всего, Штокмановского ГКМ, неизбежно выступали в качестве ключевых факторов, влияющих на перспективы социально-экономического развития региона.
Непосредственно это проявилось при анализе сценариев развития области. Были рассмотрены три сценария, предусматривающие различные наиболее вероятные сочетания внешних и внутренних факторов развития: инерционный, энерго-сырьевой и инновационный. При инерционном сценарий предусматривается, что в течение практически всего прогнозного периода ведущую роль в структуре экономики области сохраняет горнопромышленный комплекс. Освоение уникальных нефтегазовых месторождений арктического шельфа развивается медленными темпами в силу совокупности неблагоприятных для области экономических и политических факторов. Начало освоения и выход на проектную мощность Штокмановского ГКМ происходит за пределами 2020 г. В этих условиях, при сохранении существующих в последние годы темпов роста валового регионального продукта (ВРП) на уровне 1,5-2,0%, общий его реальный прирост к 2025 году может составить около 50%. Это означает существенное отставание от средних темпов роста экономики страны, которые, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, прогнозируются на уровне 6-7% в год, что обеспечит не менее чем удвоение реального объема ВВП уже в 2020 году к уровню 2007 года. Последствия такого положения для Мурманской области связаны с отставанием от среднероссийских темпов роста уровня жизни населения и, соответственно, сохранением тенденции миграционного оттока населения. Это, в свою очередь, приведет к заметному сокращению численности населения (с 850 тыс. чел. на начало 2008 г. до около 710 тыс. чел. к 2025 г.). Энерго-сырьевой сценарий предусматривает, что нефтегазовый сектор экономики развивается быстрыми темпами и в соответствии с намеченными планами первая продукция со Штокмановского месторождения поставляется уже в 2013 г. К 2027 г. добыча выходит на проектную мощность в 70 млрд.м3 в год, однако газ полностью, через Северо-Европейский газопровод направляется на Европейский рынок. По данному сценарию не осуществлено намерение о строительстве в области предприятия по нефтепереработке. Регион играет роль посредника по обеспечению добычи и транзиту углеводородного сырья, поэтому высокой добавленной стоимости сектор не создает. В то же время, в полной мере реализуются проекты строительства новых предприятий горнопромышленного комплекса и объекты транспортной инфраструктуры в рамках Комплексного развития мурманского транспортного узла. В целом, при данном сценарии возможно достижение среднероссийских темпов роста ВРП, и доходов населения. Однако при этом происходит усиление дифференциации населения по уровню доходов, за счет их концентрации в энерго-сырьевом секторе, что ущемляет интересы занятых в других секторах и нарушает принципы социальной справедливости. Миграционный отток населения снижается по сравнению нынешним уровнем и инерционным сценарием, но сохраняется в пределах 3-4 тыс. чел. в год. В инновационном сценарии также предусматривается соблюдение ранее намеченных сроков освоения Штокмановского ГКМ. При этом, под влиянием активной политики государственных органов власти, социально-экономическое развитие области определяется усилением роли научно-технического и инновационного комплексов, ростом технико-технологического уровня в сфере производства и услуг, появлением новых отраслей специализации и новых предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, формированием производственных кластеров и региональной инновационной системы, что в совокупности обеспечивает повышение уровня диверсификации экономики области. Строительство в области крупнейшего в Европе завода СПГ (с пуском в 2013 г. и выходом на проектную мощность в 30 млн. т сжиженного газа в 2020 г.) служит основой для создания особой промышленно-производственной зоны и производственного кластера по отработке и тиражированию новых (модернизированных) технологических и технических решений по сжижению газа. Мурманская область становится национальным центром отработки технологий сжижения природного газа, базовым для данного направления в РФ. Крупномасштабные перевозки СПГ становятся главным фактором оживления грузопотоков, как в западном, так и в восточном секторах Северного морского пути. На основе договора между Администрацией МО и ОАО «Газпром» решается вопрос о газификации населенных пунктов и предприятий, что повышает энергообеспеченность и энергобезопасность региона. В 2015 г. завершается строительство в регионе нефтеперерабатывающего завода модульного типа мощностью 6 млн.т., что обеспечивает теплоэнергетические мощности Кольского полуострова и корабли Северного флота мазутом по ценам ниже цен на мазут, поставляемый из-за пределов области. За счет ускоренного технико-технологического обновления, активизации инновационной деятельности повышается конкурентоспособность предприятий горнопромышленного комплекса и других, традиционных для области секторов экономики.Динамично развивается энергетический комплекс Мурманской области. В 2016 году вводится первый энергоблок Кольской АЭС-2 мощностью 1 млн. кВт, а в 2021 г. – второй, что не только полностью обеспечивает формирующуюся нефтегазовую отрасль (с учетом выбывающих мощностей КАЭС-1), но и создает условия для развития предприятий всех других отраслей, в том числе и для строительства завода по переработке нефелинового концентрата и получению алюминия. В целом темпы роста ВРП по данному сценарию могут превысить средние по стране (ВРП в 2025 г. может увеличиться по сравнению с 2007 г. в 3-3,5 раза). Средняя заработная плата достигнет 3 тыс. евро, что обеспечит сохранение экономических преимуществ жизни и работы в области по сравнению с другими регионами страны. Анализ показал, что только при инновационном сценарии, который наряду с указанными экономическими предпосылками предполагает реализацию активной социально-экономической политики государственных органов власти, возможно достижение главной цели стратегии: «преумножение человеческого потенциала и рост качества жизни населения Мурманской области на основе ее инновационного, устойчивого социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как процветающего региона с качеством жизни на уровне стандартов стран Северной Европы» Таким образом, проекты, связанные с освоением нефтегазовых ресурсов Арктического шельфа, во многом определяют реализацию целевого сценария и достижение целей Стратегии социально-экономического развития Мурманской области. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что техническая сложность освоения шельфовых месторождений, требующая применения самых передовых технологий мирового уровня, с одной стороны, может обеспечить прорыв в инновационном развитии региона, а с другой - связана со значительными рисками, которые особенно усилились в условиях нестабильности мировой экономики. Мурманская область связывает большие надежды с реализацией проекта по освоению Штокмановского ГКМ. В области существует понимание того, что социально-экономические выгоды от его реализации будут во многом зависеть от степени вовлеченности производственного и трудового потенциала региона в этот проект. С этой целью в регионе была создана некоммерческая организация «Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», членами которой к настоящему времени является более 160 организаций. НП «Мурманшельф» выполняет функции координационного центра и проводит активную политику подготовки предприятий поставщиков и трудовых ресурсов к работе по обеспечению нефтегазовой отрасли. В работе «Мурманшельфа» участвует также норвежская ассоциация поставщиков «Петро Арктик», которая имеет большой опыт в работе с нефтегазовыми компаниями Норвегии. Для строительства завода по сжижению газа со Штокмановского месторождения выбран поселок Териберка. В 2009 г. планируется завершить разработку всей технической документации и в 2010 году начать строительство завода. В поселке Териберка будет создана современная социальная инфраструктура, предстоит проложить 42 километра дорог, построить 28 четырехэтажных жилых дома, два детских сада, три школы, спортивный бассейн, поликлинику со стационарным отделением». Все это будет создаваться параллельно с заводом и даже опережающими темпами. Это свидетельствует о том, что ОАО «Газпром» при реализации данного проекта намерено уделять должное внимание и социальным аспектам. Важно, чтобы деятельность всех участников мегапроекта по освоению Штокмановского ГКМ в полной мере учитывала социально-экономические интересы Мурманской области, осуществлялась при строгом соблюдении всех экологических требований и норм социально-ответственного поведения по отношению ко всему населению региона. Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции Еще статьи по темеСтратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Сценарии социально-экономического развития Мурманской области Цели и приоритеты социально-экономического развития Мурманской области Программа социально-экономического развития Мурманска Аналитический обзор социально-экономического развития Мурманской области Прогноз социально-экономического развития муниципальных образований
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 9652 |