Как открыть чайную лавку и сделать ее прибыльной |
Трудно установить, когда человечество начало пить чай. Предполагают, что около пяти тысяч лет назад, хотя точно не знает никто. Легенд, посвященных истории возникновения чайного напитка, существует множество. Но в любой из них фигурирует именно зеленый чай. Интересно, что исторически появление разных сортов чая - это результат закрепленных традицией ошибок при производстве зеленого чая.Приведем такой пример. Для того чтобы получился зеленый чай, чайный лист нужно полностью обработать в течение одного дня. Если оставить его до утра, из него можно будет сделать только черный чай. Производство "самого древнего чая" сейчас составляет примерно полмиллиона тонн в год. Несмотря на довольно внушительные цифры, это раза в четыре меньше, чем производство черного чая. Но зато какое разнообразие! Традиционно лидерство здесь удерживает Китай, где каждая из провинций, занимающихся чаеводством, производит несколько десятков разновидностей зеленого чая - от предназначенных для массового употребления до исключительно редких, которые за пределы Китая даже не вывозятся. Большой специалист в деле производства зеленых чаев и Япония. Собственно, только зеленый чай Япония и производит, достигая поразительных результатов, несмотря на то, что японские чаи считаются одними из самых северных, да и сама страна не очень-то велика. Вообще, чай собирают круглый год, но для зеленого чая лучшим считается весенний сбор, когда почки и листья наполняются полезными веществами и живительной силой. Ценные сорта собирают в ранние утренние часы, сразу после того, как высохла роса (чтобы после сбора чайные листья успели высохнуть на солнце). Сборщицы вручную, умелым и точным движением, "подобно клюющим рис птичкам", срывают нежные, светло-зеленые флеши (флеш-почка с парой едва распустившихся листочков), резко отличающиеся по цвету от темно-зеленого глянца зрелых листьев. Имеет значение даже погода в день сбора: чайное сырье не собирают ни во время дождя, ни при большой облачности.В XVIII веке фунт доставленного из Китая чая стоил в Москве столько же, сколько добрые полцентнера зернистой икры. Ныне пропорции уже не те. И все же уютная чайная лавка, торгующая элитными сортами чая на развес, - предприятие не только прибыльное, но и устойчивое: чай в России пили, пьют и будут пить. Сегодня российские супермаркеты доверху завалены чайными упаковками от именитых и не очень производителей. Впрочем, это совершенно не мешает зарабатывать тем, кто продает по-настоящему хороший чай - дорого и на развес. «Ройбуш», «красный», «зеленый», «неферментированный», «шарик невесты», «ганпаудер» и даже «матэ» (хотя он и не чай вовсе). Все эти наименования уверенно входят в лексикон миллионов покупателей чая - тех, кто раскрученной торговой марке предпочитает вкус, аромат, качество и происхождение напитка. Участники рынка признают: продавать чай сегодня стало намного проще.Люди знают, за чем приходят в специализированный магазин, где пятьдесят граммов эксклюзивного развесного чая стоят порой в несколько раз дороже, чем полновесная упаковка среднестатистического чайного бренда в сетевом супермаркете. Между прочим, чайная торговля - бизнес сезонный. Но «в хорошем смысле слова». То есть накануне праздников продажи существенно возрастают, особенно это заметно в преддверии Нового года и 8 марта. Ветераны рынка советуют готовиться к авралам заранее и не забыть организовать отдел подарочной упаковки: дорогой чай в качестве презента идет на ура. Стоит учитывать и особенности потребления чая. Например, на Северо-Западе и в Сибири по традиции предпочитают крепкие сорта чая. Летом возрастает спрос на фруктовые смеси и вообще группу «нечайных» товаров. Зимой же, напротив, увеличиваются продажи пряного, густого чая. Что же касается каналов поступления товара, то здесь небольшим игрокам рынка не обойтись без услуг дистрибьюторов. Элитный чай перестал быть товаром исключительно столичным. В Новгороде сегодня уже вполне успешно действует сеть из пяти торговых точек под единым брендом, сразу несколько специализированных магазинов есть в центре Калуги, а питерская «Унция» двинулась в регионы с партнерской программой: уже открыты фирменные чайные лавки в Омске и Томске, в феврале запускается проект в Калининграде, в марте - в Рязани. Следом на очереди - Кострома и Тбилиси. Собравшись открыть чайную лавку, главное - стартовать с четко продуманной концепцией.Возможно, даже в партнерстве с уже раскрученной розничной торговой маркой. В любом случае, инвестиции в этот бизнес пока невелики - от $ 30 до $ 40 тысяч за торговую точку, каждая из которых обещает окупить вложения за срок от полугода до полутора лет. При продуманном менеджменте и хорошем сервисе прибыль от продаж в одном чайном магазине может составить $10-12 тысяч в месяц. Алексей Асварищ и Сергей Николаев (бывший председатель совета директоров радио «Модерн») - совладельцы сети чайных магазинов "Унция" - открыли 9 чайных магазинов за 2 года. По мнению Алексея Асварища, чайный рынок Петербурга можно сегментировать следующим образом: «В самом низком ценовом диапазоне представлены отечественные чаи (грузинский, краснодарский) и дешевые цейлонские товары-заменители.Далее идет чай премиум-класса, который продают разными способами: готовый фасованный чай и развешиваемый. В этом сегменте работают сеть магазинов «Унция», сеть «Чайных бутиков» компании «Алеф Кофе Чай», финская компания «Форсман» и др. Вершину чайного рынка занимает коллекционный чай, который продают в ресторанах. По разным подсчетам, в городе 300-500 человек готовы платить за чай от $ 100 до $ 100 тысяч в месяц. Есть сорта чая, которые стоят $ 10 тысяч за 1 кг». Залогом успеха чайного магазина Алексей Асварищ называет индивидуальный подход к покупателю, высокий профессионализм продавцов-консультантов и выигрышное расположение магазина. В месяц, хорошо раскрученный салон чая может принести $10-12 тысяч. Итак, начинать нужно, конечно же, с выбора помещений. Помещение чайной лавкиЧем проходимее место, тем больше выручка. Чай - импульсная покупка, которую никто не планирует. Человек проходит мимо, видит красивую витрину и покупает чай. Помещение площадью в 30 м2 можно арендовать за $ 2 тысячи в месяц. Агентству за поиск помещения придется заплатить вознаграждение в размере одной арендной ставки. Также придется заплатить владельцу помещения за первый и последний месяцы аренды. Таким образом, на проект под названием "Помещение" сразу уйдет $ 5-6 тысяч. В магазине должно быть подсобное помещение (5-10 м2) для хранения чая. Хранить чай следует в темном, сухом, теплом месте с хорошей вентиляцией. Качественный чай с удовольствием "отдает" запах. Далее все определяется эстетическими запросами будущего хозяина магазина. Можно покрасить стены и поставить шкафы из IKEA, можно сделать дорогостоящий ремонт, заказать мебель (срок изготовления - 1-1,5 месяца). Ремонт помещения обойдется в $ 500-10 тысяч. Оформление интерьера стоит $ 1-50 тысяч. Главная установка - создание уюта. "До 60% покупателей чайного магазина являются постоянными клиентами. Люди подсознательно понимают, что для них сделали красиво, и приходят снова", - отмечает совладелец сети чайных магазинов "Унция" Алексей Асварищ. ПерсоналВ торговом зале работают от трех человек. Опыт показывает, что зарплата продавца должна составлять $ 300 с системой премиальных, начисляемых от успешности продаж магазина. Тем самым убивают сразу двух зайцев: обеспечивается низкая текучесть кадров и личная заинтересованность продавца в повышении продаж. Алексей Асварищ считает, что "российский потребитель еще мало знает о чае. В его сознании чай делится на две категории: чай первой категории и все остальное. Покупая чай в супермаркете, человек не знает, что внутри пакетика. Приходя в магазин, он имеет возможность увидеть, получить информацию. Люди приходят за качественным сервисом". Вопрос квалификации персонала решается его подготовкой. Стажеру выдается список литературы о химии, технологии заваривания, истории чая, которую он должен освоить. По результатам обучения стажер сдает экзамен и становится продавцом с перспективами роста. Иерархия внутри магазина: стажер-продавец - помощник администратора - администратор. Практика показывает, что женщины больше приспособлены к работе в чайном магазине. "Женщина более аккуратна, дотошна, тщательна в выполнении работы. У нее нет внутренней потребности что-то радикально менять", - отмечает Алексей Асварищ. Средний возраст сотрудников - 30-35 лет. Желательно, чтобы у персонала была униформа, подчеркивающая "фирменность" магазина. Продавцу запрещено сидеть в магазине. Алексей Асварищ это требование объясняет психологией: "Клиенту неприятно видеть развалившегося, сонного продавца, лениво читающего газету". Где взять чай?Вариант 1. На поиски поставщика можно поехать в Китай. Надо найти китайскую компанию, имеющую лицензию на экспорт чая. И после этого начинающий чаеторговец получит только китайский чай. В то время как в магазине должен быть представлен чай из Цейлона, Индии, Германии, Японии и др. Бессмысленно заниматься импортом чая, если у предпринимателя нет хотя бы четырех магазинов. Маленькое количество магазинов не позволяет обеспечивать нужную рентабельность: высоки затраты на поставку заказанного чая.Вариант 2. Поездка на чайную выставку - место, где встречаются чаеторговцы, импортеры, экспортеры, дистрибьюторы, дилеры. Бюджет проекта - $ 5-10 тысяч. Последняя чайная выставка проводилась в Гонконге. Необходимо знание делового английского. Существуют определенные риски: заказывая чай, необходимо внести 100% предоплату. Чай нужно растаможить, получить сертификаты качества, положенные пищевым продуктам торговли. После этого чай в соответствии с требованиями розничной торговли можно реализовывать в собственном магазине.Вариант 3. Поиск внутрироссийского партнера. В России широко развит оптовый рынок поставщиков-импортеров чая. Выгоднее покупать чай на внутреннем рынке. Правда, придется самостоятельно контролировать качество предоставленного товара. Импортом чая в городе занимаются компании ООО "Товарищество чаеторговцев", ООО "Алеф Кофе Чай", также московская компания "Русская чайная компания" и др.Ассортимент чайной лавкиВ большом магазине может быть представлено до 200 сортов развесного чая. Чай условно делится на черный, зеленый, красный, белый, травяные смеси, травно-фруктовые смеси, чаеподобные напитки. Как правило, лидерами продаж являются 20 сортов. Маленький магазин может начинать с 50 сортов чая. Такой подход позволяет представить все возможные чайные категории. Понятно, что чем популярнее сорта, тем быстрее оборачиваемость товара. Чай - сезонный товар. В холодное время года он востребован значительно больше. Разница в выручке может меняться в 1,5 раза, и надо быть к этому готовым. К счастью для чаеторговцев, в нашем городе 9 месяцев в году холодно. Дополнительные статьи доходаЗа счет расширения ассортимента чайных аксессуаров можно увеличить объем продаж до 50%. Глиняные чайники, сервизы, фарфоровые чашки, калебасы, ситечки, банки для хранения чая, термометры, всевозможные виды сахара. Можно представить в магазине околочайные товарные группы: сладости, джемы, печенья. Потенциальных клиентов привлекают рекламные кампании: проведение дегустаций, выпуск информационных буклетов, оформление витрины. Сертификаты и лицензии. Аудитория и цены. Средства продвижения. Инвестиции. Форматы. Рентабельность. Срок окупаемости. Открыть чайную лавку не так сложно, как вы думаете! Как открыть чайную лавку и сделать ее прибыльной на основе 1500 оценок. 896 обзоров пользователей.
Источник: https://www.chay.info/ ЖУРНАЛ "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 1-2 2007
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 39248 |