Главная Нефть
Нефть Печать E-mail

Нефтяная промышленность России более динамичная, чем угольная.

Нефтяное производство выросло за последние десятилетия, сильно потеснив уголь как источник первичной энергии. География нефтяного производства значительно изменилась за последние тридцать лет.

Если в европейской части страны нефтедобыча сокращалась по мере истощения нефтепромыслов, то в Западной Сибири нефтедобыча удесятерилось. Из Ханты-Мансийского округа получилась главная производительная область нефтепроизводства. Расположенный за восточной частью Уральских гор Ханты-Мансийский автономный округ (523 000 квадратных километров и 1 358 000 жителей на 1998 год) находится на тех же широтах, что и Южная Финляндия.

К концу советского периода нефтепромыслы России давали значительные финансовые поступления владельцам компаний и в бюджеты территорий. Особенно это проявилось после 1998 года, когда началось оживление экономики. Высокие мировые цены на нефть и новый выгодный для России курс рубля способствовали развитию нефтепромышленности на рубеже смены тысячелетий. В 2000 году российские нефтяные компании «Лукойл» и «Юкос» принесли огромные, даже в сравнении с Газпромом доходы в 3,8 и 3,7 миллиардов евро.

Российская нефтепромышленность начиналась на Кавказе. До второй мировой войны Баку и Грозный являлись центрами нефтяного производства. В 1950-х годах нефтедобыча быстро росла, и одновременно центр тяжести производства перемещался с Кавказа в Волго-Уральский регион. В 1960-х годах Советский Союз был вторым в мире после Соединённых Штатов производителем нефти. В настоящее время Баку принадлежит Азербайджану.

В конце 1960-х годов нефтедобыча быстро развивалась в Сибири. Узким местом производства была сначала транспортировка, но со строительством нефтепроводов возможности промышленности стали постепенно увеличиваться. Сначала нефть Западно-Сибирской низменности обрабатывалась на нефтеперегонных заводах Сибири в Омске и Ангарске, куда направляли нефть также и с запада.

Направление нефтяного потока изменилось в начале 1970-х годов. Сибирь стала добывающим регионом, питающим нефтеперегонные заводы Поволжья.

Помимо Сибири и Кавказа нефтепромышленность существует на севере Республики Коми и Архангельской области, а также на Урале и российском Дальнем Востоке. По сравнению с Западной Сибирью другие производительные регионы обладают меньшей значимостью.

Удаленность мест нефтепромысла, обработки и потребления привела к строительству протяжённых трубопроводов. От Кавказа нефтепроводы тянутся до Северного полярного круга и до западной части Уральских гор, от Байкала - до границ Западной Европы.

Строительство соединяющих нефтепромыслы и нефтеперегонные предприятия трубопроводов позволило повысить эффективность нефтяного производства и одновременно экспорта нефти. Западно-Сибирские нефтепромыслы, превратившиеся в главные регионы нефтедобычи, находятся в глубине страны, откуда только трубопроводная доставка является единственным разумным средством транспортировки больших количеств нефти. Без помощи железной дороги, СССР смог доставлять нефть в страны СЭВ Восточной и Центральной Европы. Трубопровод «Дружба» доставляет нефть через Брест (Белоруссия) и Ужгород (Украина) на запад.

После распада Советского Союза у России осталось значительное большинство нефтедобывающих предприятий, особенно в сравнении с угледобывающей промышленностью. В 1991 году 89,6 процента нефти стран СНГ производилось на территории России и только примерно десятая часть - в других местах бывшей территории Советского Союза. Такое распределение имело место уже в советские времена из-за перемещения центра нефтедобычи в Западную Сибирь, особенно в направлении реки Обь.

В переходный экономический период 1990-х годов нефтедобыча России сократилась. Производство достигло своего нижнего уровня в 1996 году, когда производилось 301,2 миллиона тонн нефти. Но и тогда только Саудовская Аравия и США опережали Россию по добыче нефти.

На рубеже смены тысячелетий с ростом цен на нефть нефтедобыча страны быстро росла. В 1999 году производство составляло 305,2 миллиона тонн, а в 2000 году оно увеличилось уже до 323,2 миллиона тонн. Россия экспортирует значительную часть своего нефтедобычи.

В конце тысячелетия доля экспорта составляла от 55 до 62 процентов всего объёма производства. Кривая спада экспорта опустилась до нижней точки в 1995 году, после чего количество экспортируемой нефти стало возрастать.

Построенная в России разветвленная сеть трубопроводов для транспортировки нефтепродуктов, по мнению многих специалистов, является достаточно эффективной. Хотя трубопроводы местами износились в связи со скудностью компенсационных инвестиций, базовая логистика от нефтяных площадей к нефтеперегонным предприятиям и на экспорт работает. Однако проблематичным оказалось распределение готовой продукции. Нефтеперегонные предприятия и места добычи удалены друг от друга. Расстояния транспортировки велики.

Большинство нефти перегоняется по трубопроводам, а иначе это происходит с помощью железных дорог.

Большая часть нефтяной промышленности России была приватизирована в 1990-ых годах. В дальнейшем она окрепла за счёт экспортной деятельности. Производство организовано почти полностью вокруг одиннадцати больших, жёстко организованных по вертикали компаний.

Из всех компаний только «Роснефть» является чисто государственной собственностью (Таблица 1). В 2000 году эти 11 самых больших нефтяных компаний России добыли 88,2 процента сырой нефти, и на их нефтеперегонные заводы было отправлено на переработку 78,8 процента всей нефти (Sagers 2001, 156).

Таблица 1. Важнейшие нефтяные компании России 2000 года, доля государственной собственности, добыча нефти, добыча газа, нефтеочистительное производство и количество АЗС.

Источник: Sagers 2001, 155 и 156; Liuhto 2002, 10.
Владельцы: * Татарстан, **Башкортостан

Компания

Доля госсобственности в %

Добыча нефти, 1000 тонн

Добыча газа, млрд. м3

Очищенная нефть, 1000 тонн

Количество АЗС

«Лукойл»

14

62 177

3 602

23 196

850

«Юкос»

0

49 548

1 583

23 056

1278

«Сургутнефтегаз»

1

40 621

11 144

15 967

470

«Роснефть»

100

13 466

5 628

7 172

1087

«Тюменьнефть»

0

35 681

2 901

11 579

200

«Татнефть»

*31

24 337

749

5 552

100

«Сибнефть»

0

17 199

1 428

12 555

859

«Славнефть»

75

12 163

715

10 826

187

«Башнефть»

**100

11 941

391

19 396

90

«Сиданко»

0

10 689

1 305

3 671

40

«Оренбургнефть»

0

7 480

1 532

4 313

70

Самая большая из компаний, «Лукойл», является объединением компаний Западной Сибири «Лангепаснефтегаз», «Украинанефтегаз» и «Когалымнефтегаз», объединившихся в «Лукойл» в 1991 году. На рубеже смены тысячелетий у компании «Лукойл» было 120.000 работников. Доля компании в российской нефтедобыче составляла 24 процента. Производственные мощности «Лукойла» того же порядка, что и у многих больших западных компаний. По добыче нефти «Шелл», «БиПи» и «Эксон» (Shell, BP и Exxon) опережают «Лукойл», а «Чеврон», «Тексако», «Мобил» и «Элф» (Chevron, Texaco, Mobil и ELF) - отстают (Annual Report-98, 2001). «Лукойл» действует также и за пределами России, в других странах СНГ. За рубежом в собственности компании находится ряд бензозаправочных станций.

«Сургутнефтегаз» действует главным образом в Западной Сибири. Производственные предприятия компании построены на Оби для освоения нефтяных площадей рядом с городом Сургут. Нефтеочистительный завод компании находится в Ленинградской области в Киришах, в 140 километрах от Петербурга. Как и другие российские нефтяные компании «Сургутнефтегаз» стремится действовать по всей территории России. Производство компании всё время растёт, и доля его во всёй добыче нефти России увеличилась до 13 процентов (Сургутнефтегаз, 2001).

Некоторые американские и европейские компании заняли определённое место в России за счёт совместных проектов, однако в целом нефтяная отрасль России не смогла сильно привлечь иностранные капиталовложения. Нефтяные площади Западной Сибири являются главнейшими регионами деятельности. Действующие там компании были созданы на основе больших производственных предприятиях, оставшихся как наследство от времён социализма. Возможности международного совместного предпринимательства реализованы в большей степени на севере европейской части России и на российском Дальнем Востоке. Дальний Восток привлекает иностранные компании совместным предпринимательством для удовлетворения растущего спроса на сырую нефть на рынках Азии. В освоении шельфа Баренцева моря может получиться международное совместное предпринимательство, так как транснациональные компании обладают технологиями морской нефтедобычи и опытом работ в Северном, Норвежском и Каспийском морях. Этот опыт было бы логично использовать и в отношении Баренцева моря.

Южные и центральные части Тимано-Печорской нефтегазовой провинции находятся в республике Коми, а северная их часть - в Ненецком автономном округе (176 700 квадратных километров и 47 000 жителей на 1998 год). Из всех нефтяных регионов ближе всего к Европе расположены нефтяные площади, находящиеся в Ненецком автономном округе и на севере республики Коми. Финляндская компания «Фортум» является клиентом региона. Финская строительная компания «ЮИТ» (YIT) участвовала в обустройстве региона в середине 1990-х годов. Значимость Тимано-Печоры в масштабе всей России невелика. Её доля составляет от трёх до четырёх процентов всего нефтедобычи России. Российское правительство даёт согласие на лицензии нефтяным компаниям и консорциумам отечественных и зарубежных нефтяных компаний, которые исследуют месторождения, разрабатывают нефтяные месторождения и инвестируют нефтедобычу с целью получения доходов от этой деятельности. Партнёрство практически означает то, что фирма становится работником и инвестором консорциума (Heleniak 1999, 172).

Нефтедобыча на севере европейской части России началась ещё в 1930-х годах с месторождений около города Ухты, а затем малыми площадями стало расширяться в северном направлении Печоры и Усы. В 1960-х годах нефтяное бурение ушло на 300 километров к северу от Ухты, таким образом, были освоены площади Усинское и Возейское. Эти два нефтяных месторождения давали в 1980-х годах более 60 процентов сырой нефти Коми АССР. В 1991 году Усинск произвёл 44, а Возей - 31 процент нефти Коми. Следующее перемещение вглубь северных районов произошло в 1980-х годах, когда в 1987 году было освоено Харьягинское месторождение (Sagers 2001, 194).

Углеводородные резервы Баренцева моря были исследованы в 1970-80-х годах. Положительные результаты были достигнуты за счёт использования техники, разработанной частично в Финляндии. Корабли, оборудованные бурильными установками, («Валентин Шошин» и «Виктор Муравленко») и подъёмные баржи («Кольская» и «Мурманская»), которые исследовали ресурсы дна Баренцева моря, были заказаны в Финляндии. В исследовании также участвовали три баржи, построенные в Выборге. Выяснилось, что большая часть нефти находится в Печорской губе вблизи побережья (две площади на расстоянии около 20 километров от побережья), в то время как газ нашли в море севернее. Все эти месторождения принадлежат Российской Федерации, потому что расположены в 12 морских милях от побережья.

Количество разведанных запасов в 400 миллионов тонн обеспечивает возможность годовой добычи в 15-20 миллионов тонн. Десятилетия тому назад эти открытия в Баренцевом море ожидались с нетерпением. Однако найденные большие запасы нефти всё-таки не привели к промышленной добыче, в условиях экономической нестабильности разработки продвигаются очень медленно (Moe 2001, 134).

Место нефтедобычи в регионе Баренцева моря находится на острове Колгуев. Находящееся там, в районе Песчаного озера, нефтяное месторождение освоили в 1987 году, и оно даёт ежегодно менее 50 000 тонн нефти. В 1998 году было добыто 22 000 тонн (Sagers 2001, 196).

Нефтяная промышленность России испытала сильный кризис в переходный период экономики, когда спрос на нефть внутри страны упал и были значительные платёжные затруднения. Построенные в последние десятилетия советского периода трубопроводы пригодны для использования. Они являются для России важнейшей системой транспортировки нефтепродуктов. Протяжённость трубопроводов в общей сложности 46 700 километров. В 2000 году по ним переправили 294,6 миллиона тонн сырой нефти и 23, 1 миллиона тонн очищенной нефти. В условиях переходной экономики их бы построить не смогли (IEA 2002, 88).

Россия стремится к прямому выходу на западные рынки. Примером тому планируемый к Балтийскому морю трубопровод, частью которого является нефтеналивной порт Приморск (Койвисто). Он был запущен в работу в конце 2001 года. Порт и идущий к нему нефтепровод предназначены для обслуживания экспорта площадей Тимано-Печоры. Из Приморского порта намереваются сделать очень большой порт, который смог бы компенсировать экспорт нефти в 20 миллионов тонн ежегодно через страны Балтии. Таким образом, были бы минимизированы высокие транзитные и портовые платежи, в том числе Вентспилса (Латвия), и уменьшилась бы зависимость от стран Балтии. Трубопровод, построенный из Кириши до Приморска, обеспечивает 12 миллионов тонн экспорта ежегодно.

В августе 2000 года из нефтеналивного порта Варандей  первое судно отправилось в Баренцево море. Этот порт в дальнейшем может конкурировать с доставкой нефти по трубопроводам. Территория, находящаяся в районе порта образует свою лицензионную область, где имеется несколько месторождений. В нижней её части находится область нефтедобычи компании «Полярное сияние». Цель этого, известного как «Северные ворота» (Northern Gateway), нефтяного пути является экспорт в будущем 5-6,5 миллионов тонн, а возможно и 15 миллионов тонн нефти в год, прямо на международные рынки.

Нефтедобыча России приносит благосостояние в большей мере нефтяным городам Западной Сибири. Сибирская нефтедобыча осуществляется на стратегически безопасной территории, в глубине страны. Запасы нефти в северных районах европейской части России имеют большее значение для развития экономики Северо-западного федерального округа России. Эти ресурсы имеют прямое влияние на страны Балтии, потому что нефть Тимано-Печоры экспортируется в Европу через латышский город Вентспилс. Они также оказывают экономический эффект на Финляндию в плане увеличения экспорта строительных товаров и услуг и возможных транспортных услуг.

Многие западные компании участвуют в нефтяных проектах Северной России.

Для Европейского Союза интеграция нефтепромышленности России и рынков Европы, несомненно, более благоприятна и предпочтительна.

Арабская нефть является более сомнительной альтернативой для экономики стран Европы.

Энергоресурсы и энергопроизводство России: взгляд с Запада

Еще статьи на тему "нефти":

Стратегия освоения морских месторождений нефти и газа Арктики

Об экономической оценке ресурсов нефти и газа арктического шельфа России

Проблемы взаимодействия приарктических стран в ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в Арктике

Обзор современных подходов моделирования разливов нефти

Трутнев грозит засудить "Башнефть" за разлив нефти в НАО


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.138.101.219

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .