Обеспечение условий экономического развития Мурманской области |
Е. В. Никора, председатель Мурманской областной Думы: "В вопросах экономического развития Мурманской области позиция областной Думы совпадает с позицией исполнительной власти".Сегодня у нас есть все основания утверждать, что процесс освоения Штокмановского месторождения приобретает все более активный, поступательный и необратимый характер, обретает зримые очертания. Мурманская область открывает второе дыхание, превращаясь в столицу освоения богатств арктического шельфа, в центр нефтегазовой промышленности и международного взаимодействия нефтегазовых компаний, инвесторов и поставщиков. С освоением Штокмановского газоконденсатного месторождения, нефтяных Приразломного и Долгинского, с продолжением работ в Обской губе создаются условия для дальнейшего развития производительных сил Мурманской области и региона на долгосрочную перспективу. Это позволит газифицировать города и населенные пункты на Кольском полуострове и в Карелии, обеспечить только на стадии строительства портового транспортно-технологического комплекса по производству сжиженного природного газа и наземного трубопровода работой более трех тысяч человек и около тысячи при эксплуатации. В процессе строительства завода, трубопроводов, компрессорных станций и наземной инфраструктуры на территории региона будет освоено 17 млрд долларов, а за время его эксплуатации федеральный и областной бюджеты получат около 20 млрд долларов налоговых отчислений. К 2014 году за счет реализации этого проекта объем валового регионального продукта возрастёт вдвое, на 40% увеличится доходная часть бюджета Мурманской области. Новый импульс развитию мировой торговли может придать создание современных портовых мощностей в Мурманске для приема и обработки контейнерных грузов, открыв, по сути, новый транспортный коридор для обслуживания Центральной России, Поволжско-Уральского региона, Восточной Сибири и Северного Казахстана. Депутаты Мурманской областной Думы приступили к формированию региональной нормативной правовой базы, необходимой для успешной реализации проектов и создания благоприятных условий для их участников. По многим вопросам мы занимаем самостоятельную позицию, но в вопросах экономического развития наша позиция совпадает с позицией исполнительной власти. Мы видим свою роль в обеспечении законодательной поддержки и эффективном взаимодействии органов власти местного, регионального и федерального уровней. Инструменты для этого у нас есть. Для разработки необходимых законопроектов мы можем и будем проводить депутатские слушания с привлечением представителей государственной власти, органов местного самоуправления, предпринимателей, экспертов, неправительственных организаций. По предметам ведения, которые выходят за пределы нашей компетенции, мы имеем возможность взаимодействовать с профильными комитетами Федерального Собрания Российской Федерации, вносить как субъекты права законодательной инициативы проекты федеральных законов. Если потребуется, будем предлагать провести в области тематические выездные заседания или "круглые столы" комитетов Государственной Думы по промышленности, энергетике, природопользованию, по проблемам Севера и Дальнего Востока. При необходимости будем "подталкивать" федеральные органы власти, напоминая о важности смягчения некоторых элементов визового режима и повышения эффективности таможенных процедур. С целью реализации намеченных проектов Мурманской областной Думой был принят Закон "О государственном регулировании инвестиционной деятельности Мурманской области". Он предусматривает формирование благоприятных условий для размещения инвестиций на территории области. Это – внедрение лизинга, предоставление бюджетных субсидий инвесторам для компенсации части расходов, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами банков, лизинговых платежей, предоставление инвесторам налоговых льгот в соответствии с действующим законодательством по налогам на прибыль, имущество, транспортному налогу, а также муниципальным образованиям по земельному налогу. Законодательную основу деятельности органов государственной власти Мурманской области по обеспечению инновационного развития экономики региона составляют принятые Законы Мурманской области "Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области" и "Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области".Мурманская область стала одним из немногих субъектов Российской Федерации, в котором действуют подобные законы, имеется Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности на долгосрочную перспективу, конкретизированы задачи научных учреждений по диверсификации сырьевой экономики региона. Начиная с 2006 года в области ежегодно проводится конкурс монографий и научных трудов, направленных на социально-экономическое и инновационное развитие Мурманской области. В целом область отличается достаточно высоким научным и инновационным уровнем развития, основу которого составляют специалисты и учёные Кольского научного центра Российской академии наук. Его научно-исследовательские институты ведут разработки по большинству направлений рационального и более комплексного использования минерально-сырьевого и производственного потенциала региона. На основе государственного контракта с правительством Мурманской области Кольским научным центром РАН была разработана «Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года». Предложенный нормативный правовой акт, определяющий основные проблемы социально-экономического развития области, основан на прогнозе и оценке сопряженных рисков, ресурсного потенциала региона. Этот документ определяет систему мер государственного управления, опирающихся на научно обоснованные долгосрочные приоритеты, цели и задачи органов государственной власти области. Система мер, в свою очередь, направлена на обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона. Одна из главных задач сегодня состоит в разработке основ рационального морского природопользования, то есть в изучении, оценке и разумном освоении ресурсов в единстве с их охраной и восстановлением, – и все это в целях формирования долговременных благоприятных социально-экономических условий развития региона и государства. Разработка оценки воздействия на окружающую среду Штокмановского месторождения была первым опытом экологического сопровождения крупного шельфового проекта на арктических морях России. В связи с формированием Мурманского транспортного узла, ориентированного на перевалку и транспортировку нефти, поступающей в Мурманск из различных районов России, была выполнена серия оценок воздействия на окружающую среду плавучих нефтеперегрузочных комплексов, расположенных в Кольском заливе (например, танкер "Белокаменка"), начаты инженерно-экологические изыскания под строительство стационарного нефтяного терминала в районе Лавны. Проведенные исследования показывают, что освоение нефтегазовых ресурсов Баренцева моря потенциально экологически приемлемо и совместимо с рыболовством. Для обеспечения развития новых для Мурманской области отраслей промышленности и транспорта необходимо создание благоприятных правовых условий. В их числе разработка и принятие соответствующих законов и других региональных нормативно-правовых актов для обеспечения реализации "мегапроектов" по освоению Штокмановского ГКМ, по развитию Мурманского транспортного узла и обеспечению национальных интересов в Арктике; формирование правовых условий для создания портовых особых экономических зон. В целях успешного осуществления указанных проектов, а также, учитывая политические, экономические и экологические трудности, связанные с реализацией проектов, необходимо усиленно работать над формированием региональной нормативно-правовой базы в части налогового законодательства, законодательства, обеспечивающего экологическую безопасность при проведении работ, законодательства, направленного на стимулирование производства, инвестиций, внедрения инновационных технологий, на привлечение и подготовку высококвалифицированных кадров. По нашему мнению, первым шагом в этом направлении могла бы стать разработка региональной целевой программы "Формирование и развитие морской нефтегазовой отрасли в Мурманской области". Целью программы является обеспечение геополитических и экономических интересов Мурманской области; обеспечение роста промышленных объемов добычи сырой нефти и природного газа в условиях эффективного, рационального и экологически безопасного недропользования.Очевидно, что принятие указанной программы потребует решения органами государственной власти нашего региона таких важнейших задач, как: - оценка прогнозных ресурсов новых перспективных нефтегазоносных районов; - создание условий для формирования и устойчивого освоения углеводородных ресурсов; - создание областной транспортной инфраструктуры добытого углеводородного сырья; - создание условий для надежного функционирования транспортной системы в условиях расширения использования ресурсного потенциала; - повышение энергетической независимости Мурманской области; - обеспечение предприятий нефтегазовой отрасли области квалифицированными кадрами; - формирование нового энергобаланса на основе, прежде всего атомной энергии, гидростанций с учетом новых возможностей. Успешное развитие морской нефтегазовой отрасли также предполагает осуществление эффективной экологической политики в Европейской Арктике – обеспечение экологической безопасности и рационального природопользования. Развитие Мурманского транспортного узла является комплексным инвестиционным проектом, предусмотренным федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)". Финансирование работ по реализации данного проекта будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, предусмотренных федеральной целевой программой, бюджета Мурманской области и частных инвесторов. Для обеспечения достаточного уровня инвестиционной активности необходима поддержка инвестиционных процессов на всех уровнях управления. Эта поддержка может осуществляться путем предоставления и обеспечения гарантий и прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности, в том числе и в налоговой сфере. Предоставление льгот по налогу на имущество организациям, участвующим в реализации комплексного инвестиционного проекта "Развитие Мурманского транспортного узла", возможно посредством внесения изменений в Закон Мурманской области "О налоге на имущество организаций". Этот вопрос был поднят в июле 2009 года на совещании министра транспорта Российской Федерации И. Е. Левитина и правительства Мурманской области по вопросам реализации проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" и проблемам развития транспортного комплекса Мурманской области. Соответственное поручение было дано Мурманской областной Думе. В настоящее время нами ведется подготовка к разработке указанного законопроекта. Депутаты Мурманской областной Думы ясно понимают, что бюджетная и налоговая политика как составные части экономической политики субъекта Российской Федерации оказывают существенное влияние на экономический рост, инвестиционную активность в регионе.Поэтому важно эффективно использовать финансовые инструменты, способствующие реализации долгосрочных задач экономической политики Мурманской области. Первый Мурманский международный Арктический форум. Октябрь 2009 года Еще статьи на тему "Мурманской области":Краткая характеристика Мурманской области Геополитическое положение Мурманской области Отопительный сезон в Мурманской области В Мурманской области увеличится финансирование на образование Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 6109 |