О перспективах развития Мурманского транспортного узла |
Шаповальянц Андрей Георгиевич, генеральный директор ОАО Управляющая Компания «Мурманский транспортный узел» Варианты развития Мурманского транспортного узла обсуждаются уже больше 20 лет.Однако всерьез до Мурманского порта руки у государства дошли только сейчас. И вполне понятно, почему. Очевидно, что мы находимся на пороге нового этапа российского бизнеса, когда просто пользоваться ресурсами, лежащими на поверхности, становится невозможно — они заканчиваются. Необходимо искать новые источники рыночной ценности и планировать инновации. Эти цели и преследовало Министерство транспорта РФ, когда готовило обоснование инвестиций в проект модернизации Мурманского транспортного узла. Дело в том, что сейчас Мурманск работает почти исключительно как экспортный порт по вывозу угля, удобрений и нефтепродуктов. В этих условиях встал вопрос: для чего можно использовать этот порт, какова может быть его роль в развитии экономики страны в целом. Пытаясь понять, какими могут быть грузопотоки будущего Мурманского порта, были изучены маршруты перевозок в Кузбассе, на Дальнем Востоке, в Корее и Китае. В результате было принято решение - построить в Мурманске глубоководный перевалочный порт — морской хаб, в который будут заходить суда большой вместимости и который будет располагать огромными логистическими мощностями. Тем самым порт становится перевалочным пунктом, из которого грузы могут идти дальше морем в другие порты или по железной дороге и автотранспортом к конечному потребителю. Глубоководный незамерзающий порт Мурманск стратегически очень удобно расположен, путь к нему лежит через открытый океан. Это огромное преимущество, например, перед черноморскими портами, которые в любой момент может блокировать Турция, входящая в НАТО, и балтийскими портами, где в случае теракта или разлива нефти в датских проливах немедленно наступит коллапс. Наконец, присутствие Северного морского флота, которое при других условиях могло бы оказаться недостатком, в современном мире, живущем под угрозой террористических атак, является колоссальным преимуществом — это надежный гарант безопасности Идея состоит в том, чтобы развернуть в сторону Мурманска часть мировых транспортных потоков. Хаб ориентирован не только на ввоз товаров, но и на экспорт из России продукции с большой долей добавленной стоимости. Это позволит сделать нагрузку на транспортные пути оптимальной — число встречных потоков порожняка, заметно сократится. Идея была одобрена Госсоветом и Морской коллегией. В соответствии с утвержденными Обоснованиями инвестиций проектом предусматривается разработка следующих объектов транспортной инфраструктуры:
Развитие морского транспорта В соответствии с приказом Министра транспорта России № 177 от 03 декабря 2007 года «Об утверждении Генеральной схемы развития Мурманского транспортного узла» принят за основу расчетный грузооборот на период до 2015 года 79,82 млн. тонн в год, что позволит Мурманску войти в число крупнейших портов мира. Кстати, у России, причисляющей себя к числу морских держав, до сих пор нет ни одного такого порта.Все вместе это потребует инвестиций не меньше, чем Сочинская олимпиада, (однако, как было посчитано, экономический эффект окупит эти затраты!). Такой объем средств для освоения требует формирования четких приоритетов при реализации проекта. Ключевая цифра в проекте по модернизации мурманского морского транспортного узла — 1 млн стандартных 20-футовых контейнеров. Именно такой объем грузов сможет принимать порт Мурманска в будущем. Собственно, хаб — это единственное решение, которое делает возможным обработать этот миллион. А чтобы стал возможным сам хаб необходимо модернизировать акваторию порта, чтобы она могла обрабатывать суда водоизмещением до 350 тыс. тонн, создать логистический комплекс с общей площадью складов класса «А» свыше 70 тыс. кв. м. Во-первых, Мурманск — это ближайший порт от разведанных месторождений газа на шельфе.На основе предварительных оценок ООО «Газпром добыча шельф» только для обустройства общеобъектовой инфраструктуры в районе р. Териберка, где планируется сооружение двух производств по сжижению газа общей мощностью 30 млн тонн, потребуется поставка оборудования и материалов для сооружения установки по подготовке газа к транспортировке (для сухопутного газопровода Мурманск-Волхов), для строительства очистных и противопожарных сооружений, объектов электро- и водоснабжения, причалов портофлота и отгрузочных терминалов для газовозов, 29 четырехэтажных домов и 13 объектов социальной инфраструктуры. Для строительства морской части газопровода диаметром 42 дюйма Штокмановское месторождение - Териберка длинной 600 км (в проекте 3 нитки газопровода), в случае поставки отечественной трубы необходимо перевезти 600 000 тонн (для одной нитки) и примерно столько же для сухопутной части. На этапе эксплуатации месторождения ежегодный грузопоток расходных материалов составит не менее 1.2 млн. тонн. Во-вторых, глубоководный перевалочный порт в Мурманске будет способствовать возрождению Северного морского пути. В советские времена объем перевозок в этом направлении составлял не менее 4 млн. тонн.Возобновление движения по этой артерии становится для государства и бизнеса насущной темой: в условиях потепления климата увеличиваются и сроки навигации в северных акваториях. Вполне вероятно, у Мурманской области появится регулярное сообщение с Красноярским краем, что, несомненно, благотворно скажется на обоих регионах. Наконец, Казахстан сейчас озабочен поиском коридора от континентального Китая в Европу и Северную Америку. Перевалочный порт в Мурманске, по сути, может стать ключевой точкой этого пути. В настоящее время выполнено Обоснование инвестиций по проекту. Привлечение ресурсов частных инвесторов возложено на управляющую компанию ОАО «Мурманский транспортный узел».Для формирования активов управляющей компании, под которые могут быть привлечены средства, ей будут переданы в аренду земельные участки на инвестиционных условиях, на которых будут сооружаться объекты МТУ. В настоящее время во исполнение указанного распоряжения Минтрансом РФ разрабатываются границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения и документации по планировке территории МТУ, включая: 1.Установление границ земельных участков, на которых планируется размещение объектов капитального строительства. При этом в зависимости от характера объектов МТУ предлагается два варианта реализации этого механизма в зависимости от форм собственности на объекты, которые будут в составе Мурманского транспортного узла.Первый вариант предлагается реализовать для объектов, которые будут находиться в государственной собственности. Это, прежде всего, касается железной и автомобильных дорог, объектов энергетики, гидротехнических сооружений. Для этого вида объектов предлагается использовать механизмы, заложенные в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ. 1. Подготавливает условия и объекты концессионного соглашения (ст.10,ст.4 ФЗ). 1. Получает в пользование, владение и распоряжение объекты концессии на срок действия соглашения. Финансирование указанных объектов должно осуществляться за счет собственных и привлекаемых заемных средств на возвратной основе под их собственные активы, функции компании и ОАО «УК «МТУ»» в ее составе в целом аналогичны тем, которые будут закреплены за дочерними компаниями в концессионном соглашении.
При проведении работы по подбору инвесторов предлагается отдать приоритет ООО «Лавна» и ООО «Лавнатранс», а также ЗАО «Синтез Петролеум» как нынешним правообладателям земельных участков и проектных работ на угольный и нефтяные терминалы. 1-й Мурманский международный экономический форум Еще статьи на тему "объектов":Безопасность строительства и качество устройства объектов нефтяной и газовой промышленности Рейд по охране объектов животного мира в Ловозерском районе Исследования в рамках обустройства сухопутных объектов Штокмановского ГКМ Морские инженерные изыскания под обеспечение строительства линейных объектов в арктическом бассейне Подготовка объектов коммунальной инфраструктуры Мурманской области к зиме
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 10529 |