Концептуальные вопросы программы транспортного освоения Российского Севера |
Концепция транспортного освоения Российского СевераАндрианов В.А., к.э.н., Институт управления и международных связей (г. Сыктывкар) Хозяйственное освоение северных территорий России носит постоянный, все более возрастающий и масштабный характер. От его эффективности (организационной, экономической, социальной, экологической) во все более значимых масштабах зависит экономика российского государства и его роль в мировой экономике (1, 7, 13).
Многовековая практика хозяйственного освоения северных территорий России свидетельствует о необходимости обязательного соблюдения эклектически выработанных принципов и правил. Приступая к хозяйственному освоению конкретных необжитых территорий (и ресурсов), прежде всего, необходимо иметь программу поэтапных действий по различным направлениям, их совокупной и взаимоувязанной последовательности. Имевшаяся в XX веке практика масштабного освоения конкретных ресурсов на Севере России (Хибины, Воркута, Норильск, БАМ, Тюмень, Усинск, Айхал-Мирный и т.д.) неумолимо свидетельствует, что отсутствие заранее обоснованного плана действий в обязательном порядке приводит к серьезным нарушениям экономического, социального или экологического плана. С предстоящим возрастанием объемов хозяйственной деятельности на российском Севере катастрофичность последствий не рациональной, не продуманной человеческой деятельности способно лишь усилить существующие проблемы общества до их коллаптического состояния, что явно не будет способствовать стратегии выживания России в условиях все более ужесточающейся конкуренции на мировом рынке. Многолетний (почти столетний) опыт организации процессов хозяйственного освоения российского Севера свидетельствует о необходимости первоочередного выделения и последовательного осуществления программных действий по следующим направлениям: - моделирование процессов транспортного освоения “новых” территорий; - создание экономически обоснованной и рациональной сети поселений и решение вопросов обеспечения трудовыми ресурсами намечающихся хозяйственных действии. Одновременно решение вопросов сохранения местного населения, его этноса и традиционной культуры; - поэтапное формирование базы капитального строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, производственной и социальной инфраструктуры (6, 9); - создание промышленных объектов, долговременных транспортных сооружений; - сетевое, программное моделирование процессов обеспечений экологического равновесия и мониторинга. Концепция транспортного освоенияВ основе экономической модели транспортного освоения "новых" северных территорий России лежит необходимость создания все более надежных и экономичных транспортных путей (и ресурсов), последовательный переход от осуществления разовых, экспедиционных перевозок грузов и трудовых ресурсов к систематическим, организованным, массовым, все более экономичным грузо-пассажиропотокам.
В основе экономической модели транспортного освоения северных территорий России лежит необходимость создания надежных и экономичных транспортных путейПри этом, прежде всего в силу особенностей минерально-сырьевого потенциала вновь осваиваемого региона (состава, запасов, их размещения, геологии и т.п.), а также вследствие государственной важности преимущественного или первоначального освоения конкретных ресурсов, возможны различные варианты транспортного освоения. Конкретные цели (срочность, масштабность, выборность намеченных поэтапно извлекаемых ресурсов) обуславливают выборочное, преимущественное или же комплексное использование различных видов транспортных средств. Многовековая практика транспортного освоения Сибири, Севера и Дальнего Востока предопределила соблюдение строго выверенной эволюции использования транспортных средств для развития и поддержания хозяйственной деятельности в этих макрозонах России. Прежде всего это вызвано необходимостью экономного расходования ограниченных финансовых ресурсов общества.
На первом этапе хозяйственного освоения “новых” территорий, когда важнейшим направлением является геологическое и биолого-климатическое изучение, используются прежде всего морской, речной, воздушный и вездеходный виды транспорта. Совокупные затраты на транспортные операции выполнения исследовательских работ в этот период превышают 40-5% всех расходов. На втором этапе, когда общество приступает к созданию промышленных производств и центров постоянного базирования, проживания все большего контингента людей возникает необходимость организации экономичных грузо- и пассажиропотоков. Исходя из научно обоснованной схемы транспортного освоения новых территорий (и особенностей извлекаемых природно-сырьевых ресурсов) решаются вопросы поэтапного создания постоянных транспортных сетей и рационального использования необходимых транспортных (перевозочных) ресурсов. Многовековая практика освоения российского Севера и Сибири свидетельствует, что на начальном этапе масштабной хозяйственной деятельности параллельно с использованием во всевозрастающих объемах "традиционных" транспортных средств (морского, речного, воздушного и вездеходного, начиная с XX века) последовательно создаются местные транспортные сети с использованием наиболее экономичных видов транспорта. Чаще всего это автомобильные, реже железнодорожные магистрали (Воркутинская, Норильская железные дороги). Если характер осваиваемых минерально-сырьевых и других ресурсов требует организации значительных грузопотоков, то в зависимости от наличия местных транспортных путей (прежде всего водных) в процесс транспортного освоения вовлекаются более мобильные и не требующие больших инвестиций модели развития транспортных систем и сооружений, включая необходимые обслуживающие объекты. На третьем этапе транспортного освоения северных территорий России, как правило, происходит постепенное соединение местных локальных транспортных сетей с общегосударственными транспортными магистралями. На третьем этапе транспортного освоения северных территорий России происходит соединение местных локальных транспортных сетей с общегосударственными транспортными магистралямиКомплексное, рациональное использование транспортного обеспечения региона позволяет снижать удельный вес транспортной составляющей валового регионального продукта и повышать его конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках.
Ключевыми моментами в концепции транспортного освоения северных территорий России являются:
- программность, последовательность решения и одновременно комплексность, согласованность действий по созданию и освоению тех или иных видов транспортных путей и соответствующих технических средств перевозок;- рациональное использование различных видов транспорта обуславливается избирательностью вовлечения различных видов транспорта в рамках последовательно формируемых и развиваемых транспортных цепочек, когда с наибольшей эффективностью реализуется экономический и технический потенциал различных видов транспортных сообщений;- использование самых совершенных, экономичных и надежных транспортных средств во все времена было одним из важнейших принципов построения схем транспортного освоения северных территорий России;- потребность в экологичности транспортных средств с ростом масштабов хозяйственного освоения территорий российского Севера будет постоянно возрастать. Данное обстоятельство вызвано высокой антропогенной нагрузкой многих видов транспорта на легко нарушаемую биологическую систему Севера. Так, широкое использование автомобильного транспорта в зоне Севера России ведет к интенсивному загрязнению атмосферы, гидросферы и литосферы. Воздушный транспорт нарушает воздушный баланс, усугубляя условия проживания человека на Севере.Ненадежно выстроенные, тем более несовершенные и технически устаревшие способы формирования и эксплуатации широка используемых на Севере трубопроводных систем зачастую приводят к экологическим катастрофам, серьезно снижающим экономический эффект от освоения природных ресурсов. Так, экологическая катастрофа в апреле 1994 г. в Республике Коми - авария трубопровода на Усинском месторождении нанесла обществу потери во много раз превышающие экономический эффект добывающих компаний и продолжает негативно сказываться на экологии землепользования и здоровье проживающего в этом районе населения.Резюме. Процессы транспортного освоения российского Севера имеют общегосударственное значение и затрагивают все стороны существования общества и производства: стратегические и оборонные, экономические и экологические аспекты освоения природных ресурсов, конкурентоспособность российских сырьевых ресурсов (на первых порах хозяйственного освоения) на мировом рынке предметов труда и энергоносителей. Поэтому государство обязано обеспечивать программность и рациональность процессов транспортного освоения этих территорий, последовательно вкладывая средства в решение этих вопросов, а также обеспечивая экономичность и экологичность использования различных путей сообщения и транспортных средств. Насущно необходимо осуществление постоянного контроля за качеством решения вопросов транспортного освоения Севера. Еще статьи по теме "Транспортный":Мурманский транспортный узел ждут перемены О перспективах развития Мурманского транспортного узла Транспортный узел свяжет регион с инвесторами Лапландия будет развивать Мурманский транспортный узел Развитие Мурманского транспортного узла и железнодорожных подходов к нему Морской порт и железная дорога завязаны в один узел - транспортный
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 11013 |