Главная Мой первый капитан
Мой первый капитан Печать E-mail

Газета принесла печальную весть: не стало Юрия Дмитриевича Жукова. Не дожил капитан до своего юбилея совсем немного - ему исполнилось бы 80 лет. Душа ушла, оставив яркий след в памяти тех, кого морские пути сводили с капитаном.

В 1955 году после второго курса Архангельского мореходного училища я был направлен матросом на грузопассажирский пароход «Юшар». Всё для меня было впервые. Судно работало на линии Архангельск-Нарьян-Мар. Первый рейс, отход из Архангельска, стою у штурвала в полной курсантской форме. На ходовой мостик поднимается капитан. Стройный, подтянутый, в форме, уверенный и спокойный, Юрий Дмитриевич произвёл на меня очень сильное впечатление. Я впервые видел его на рабочем месте - капитанском мостике. Он спокойно ходил с крыла на крыло, чётко отдавал команды рулевому и на машинный телеграф, у которого стоял вахтенный помощник.

Лоцмана на борту не было, капитан самостоятельно вёл судно, на котором находилось 130 пассажиров. Тогда я не мог судить о профессиональных качествах капитана, но потом, когда сам стал судоводителем, понял, что такое самостоятельно пройти по фарватеру Архангельского порта. Лоцманская проводка обязательна для всех судов, но для нашего капитана было сделано исключение, а это признание профессионализма, причём высокого.

Рейс за рейсом наблюдал я за действиями капитана и размышлял: как можно предвидеть ситуацию, упреждать опасности, действовать всегда безошибочно? И для себя пришёл к такому выводу: все приборы и люди на судне по сути своей - датчики информации для капитана.

Он всё воспринимает, мысленно обрабатывает, пользуясь знаниями морских наук, опытом, интуицией и ещё чем-то мне непонятным, выдаёт команды и принимает единственно правильное решение, будь то плавание в шторм, туман, во льдах или узкостях.

Интересный собеседник, Юрий Дмитриевич знал, когда и о чём поговорить и с матросом, умел слушать, по пустякам не разменивался, его эрудиции хватало для бесед на любые темы. Интеллигент старой закалки, он чем-то напоминал нашего преподавателя литературы Константина Михайловича Бурсина, видимо, знанием классической литературы и иностранных языков. Дружил с журналистами, актёрами драматического театра, деятелями культуры. Это я наблюдал на «Юшаре», а затем на «Рузе», в Интерклубе. Юрий Дмитриевич и сам был журналистом, что само по себе весьма значимо.

Маленький штрих из жизни на «Юшаре». При стоянке в Нарьян-Маре капитан пригласил меня в каюту и попросил (не приказал) сходить по адресу, указанному на записке, сказав при этом: «Сходи, пожалуйста, мне очень нужен этот человек». Я не сходил, я слетал по указанному адресу и привёл этого человека в каюту капитана. Юрий Дмитриевич тепло, по-отечески сказал: «Спасибо, Андрюша, ты свободен». Я был окрылён: услышать своё имя из уст капитана, да ещё и «спасибо». Как редко слышал я подобное от начальствующих лиц, потому и помню до сих пор этот, казалось бы, незначительный момент.

Прошло двенадцать лет. Юрий Дмитриевич принял новый теплоход - «Руза». Меня назначили к нему первым помощником капитана. И вновь я вижу капитана Жукова на мостике: всё те же спокойствие и уверенность, чёткость и ясность действий. Ловлю себя на мысли, что воспринимаю Юрия Дмитриевича, как в 1955 году. Я уже не матрос, прошёл школу судоводителя у таких известных капитанов, как Ю.А. Лусь, М.И. Яковлев, но образ первого капитана остался прежним. В законах психологии есть закон «первого взгляда», он, видимо, и сработал в полной мере. Это как первая учительница, как первая любовь.

Когда капитан Жуков привёл «Рузу» в Архангельск первый раз, на борт прибыли руководители области, города, пароходства. Знакомились с новым судном, экипажем. Потом был приём у капитана. Я волновался: первые секретари обкома, горкома, начальник пароходства сидели за столом. Секретарь парткома пароходства Юрий Николаевич Кучепатов шепнул мне: «Смотри внимательно, такое может не повториться». Но я смотрел на капитана. Он вёл себя ровно, с достоинством, уверенно, как на капитанском мостике. Мне казалось, что он покорил всех присутствующих своим тактом и обаянием. Начальник пароходства Сергей Иванович Кузнецов, секретарь обкома Борис Вениаминович Попов были удовлетворены хорошим состоянием судна и экипажа. Так, видимо, формировался имидж пароходства в целом, и капитан Жуков имел к этому прямое отношение.

Ещё одна замечательная черта была у Юрия Дмитриевича, он уважал спортсменов, поощрял и содействовал им во всём. На его судах всегда были футбольная и волейбольная команды, он способствовал организации игр на берегу и на судне, сам выходил на поле в качестве судьи, судил строго, но справедливо.

Таким был Юрий Жуков - Капитан и Человек.

Очень хочу дожить до такого счастливого дня, когда на рейде Архангельска среди судов-«капитанов»: «Капитан Лусь», «Капитан Яковлев», «Капитан Куроптев», «Капитан Миронов», «Капитан Глазачев» - появится «Капитан Жуков».

Ветераны XX века


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.15.141.151

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .