Главная Инновационный и научно-технический потенциал Мурманской области
Инновационный и научно-технический потенциал Мурманской области Печать E-mail

Мурманская область поступательно развивает свой научно-технический и инновационный потенциал

Маслобоев Владимир Алексеевич, д.т.н., профессор, зам. председателя Президиума КНЦ РАН

Инновационное развитие экономики Мурманской области, ее горнопромышленного, топливно-энергетического, рыбопромышленного, агропромышленного, транспортно-коммуникационного и других комплексов в значительной мере основано на научных разработках академических институтов Кольского научного центра РАН (КНЦ РАН), Полярного научно-исследовательского института морского рыбного хозяйства и океанографии (ПИНРО), региональной вузовской науки.

Наличие на Кольском полуострове мощного потенциала фундаментальной и прикладной науки как базового компонента национальной инновационной системы было и остается конкурентным преимуществом региона.

Однако это преимущество само по себе не приносит дивиденды, вызовы XXI века побуждают интенсивно искать новые направления научных исследований и новые формы трансфера их результатов.

Мурманская область поступательно развивает свой научно-технический и инновационный потенциал: научными исследованиями и разработками заняты 29 научных организаций (10 из которых входят в состав КНЦ РАН), два государственных университета - технический и педагогический, а также целый ряд филиалов вузов Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска. В 2006 году общая численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, составила 2595 человек, в том числе 4 академика РАН, 105 докторов и 383 кандидата наук. Общие затраты на научные исследования и разработки в 2006 году составили 1119.6 млн. рублей - второе место в Северо-Западном Федеральном округе. Расширение научных исследований решает двоякую задачу: создает условия для роста научно-технического потенциала и одновременно формирует основу модернизации технического базиса Мурманской области. В условиях ограниченных ресурсов инновационное развитие Мурманской области в первую очередь связано с возрастанием роли научных исследований, направленных на решение приоритетных задач социально-экономического развития.

В числе региональных приоритетов - удовлетворение потребности разработки новых технических и технологических решений для эффективного и экологически безопасного использования природных ресурсов, ввода новых и поддержания существующих производственных мощностей крупнейших на территории Европейской России горнодобывающих предприятий (ОАО "Апатит", "Ковдорский ГОК", "Оленегорский ГОК") и предприятий цветной металлургии (ОАО "Кольская ГМК", филиал ОАО "СУАЛ", "Кандалакшский алюминиевый завод - СУАЛ").

Научного осмысления потребует прогнозируемый рост энергопотребления, обусловленный перспективами освоения арктических месторождений углеводородного сырья и организации его переработки на территории области, а также появлением новых потребителей электрической энергии, таких как проектируемый алюминиевый завод компании "СУАЛ". Научно-технические задачи будут связаны с поиском новых энергетических ресурсов, с разработкой путей модернизации существующей энергосистемы. Возрастает актуальность решения проблем энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Актуальной научной и практической проблемой является проблема безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом на Кольской АЭС, на атомных судах Северного флота и Мурманского морского пароходства, разработка научно-методической базы для создания научных основ радиогеоэкологии подземных объектов долговременного хранения и захоронения ядерных и радиационно-опасных материалов в геологических формациях региона.

Остро стоит проблема развития рыболовной и рыбообрабатывающей промышленности. Перед ПИНРО, Мурманским морским биологическим институтом (ММБИ) КНЦ РАН и Мурманским государственным техническим университетом (МГТУ) сохраняется задача научного обоснования прогноза и эффективного использования биоресурсов Арктики и Северной Атлантики. Вместе с тем ограниченность сырьевой базы побуждает к поиску новых путей развития рыбной отрасли, в том числе к созданию аквакультурных хозяйств и технологий использования нетрадиционных видов гидробионтов.

В ряду приоритетных долгосрочных стратегических целей инновационной политики Мурманской области - развитие нефтегазового сектора, включая добычу, транспортировку и переработку углеводородного сырья. В свою очередь строительство нефтепроводов может способствовать ускоренному освоению месторождений редких и других металлов в центральных и восточных районах Кольского полуострова. Задача науки - теоретическое обоснование мер предупреждения возможных конфликтов в зоне пересечения нефтепроводами районов, в которых преобладает традиционное природопользование или расположены особо охраняемые природные заповедники.

К категории "прорывных", имеющих федеральное значение следует отнести разработки КНЦ РАН по Созданию базового пакета технологий и формирования национального резерва стратегических материалов на основе редкометалльных ресурсов Кольского полуострова. Организация в Мурманской области производства монокристаллов, керамик и сплавов со специальными свойствами, высокочистых химических соединений для акусто- и оптоэлектроники, нанотехнологий позволит решить ряд проблем технологической безопасности, обеспечить оборонные и другие отрасли стратегическими материалами. Для Мурманской области - это также восстановление и развитие "градообразующего" для Ловозерского района горно-обогатительного предприятия и дальнейшая интеграция регионального промышленного и научного потенциала с предприятиями, определяющими инновационное развитие страны.

Возрастает актуальность научных исследований экономических и социальных процессов развития региона в условиях глобализации. Изучение динамики миграционных процессов и здоровья населения, формирования и распределения трудовых ресурсов, деятельности коренного населения Заполярья должно завершиться разработкой концепции, которая позволит сформулировать новые принципы построения социальной политики и механизмы ее реализации. На качественно новый информационный уровень переходит процесс принятия государственных управленческих решений.

В сферу науки интенсивно вторгаются политика и рыночная экономика, происходит переход от произвольного формирования тематики исследований и разработок самими научными организациями к программно-целевому планированию на основе потребностей региона, при определении важнейших направлений исследований возрастает роль потенциальных потребителей научной продукции.

Все эти основные направления региональной научно-технической и инновационной политики сформулированы в стратегии развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 г. Стратегия определяет также меры по формированию и совершенствованию организационных, правовых, финансовых механизмов управления развитием этой сферы.

Одним из факторов устойчивого развития научно-технического потенциала Мурманской области является воспроизводство научных и инженерных кадров в соответствии с приоритетами и потребностями научно-технической сферы. Подготовка кадров для научно-технической и инновационной сферы должна опираться на высшие учебные заведения, специализированные учебные центры по подготовке специалистов в области инновационного менеджмента. Комплексное решение проблемы подготовки кадров для инновационного развития требует объединить возможности научных, производственных и образовательных организаций. В целях выявления и подготовки к творческой работе одаренной молодежи следует возродить практику создания научных обществ, проведения конкурсов научных проектов, олимпиад, организации научно-популярных лекций ведущих ученых Мурманской области.

На базе КНЦ РАН, МГТУ, Мурманского Центра НТИ, других организаций, располагающих научно-техническим, кадровым и материально-техническим потенциалом, формируется инфраструктура для обеспечения коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе:

• система производственно-технологической поддержки научно-технической деятельности. Элементами системы должны стать: технопарк в г. Апатиты, заводские лаборатории, академические и вузовские коллективные центры по совместному использованию дорогостоящего научного оборудования;

• система защиты интеллектуальной собственности, экспертизы научно-технических, инновационных программ и проектов. На уровне современных требований должны быть обеспечены: патентно-лицензионная работа, контроль качества научно-технических услуг и инновационной продукции, предоставление услуг в области метрологии, стандартизации, сертификации для организаций, производящих наукоемкую продукцию;

• система продвижения на рынок научно-технических разработок и наукоемкой продукции. Эта система, формируемая на базе Мурманского ЦНТИ и Кольского центра трансфера технологий, призвана обеспечивать занятие и последовательное расширение определенного сегмента ("ниши") для создаваемых разработок и продукции при одновременном сохранении и эффективной охране всех связанных с ними прав и выгод за владельцами этих разработок и производителями продукции.

Для финансирования проектов прикладной науки Мурманской области большое значение имеет взаимодействие с Федеральным Агентством по науке и инновациям, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Фондом технологического развития, формируемыми межрегиональными и отраслевыми внебюджетными фондами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Важнейшим условием активизации инновационной деятельности выступает привлечение финансов из негосударственных источников для целей коммерциализации технологий.

Главная цель региональной инновационной политики - повысить конкурентоспособность экономики за счет развития научного потенциала и его эффективного использования в базовых отраслях и системах жизнеобеспечения Мурманской области.

Для достижения поставленной цели в Мурманской области в ближайшие три года предстоит решить следующие задачи:

• сконцентрировать доступные ресурсы на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники, связанных с реализацией стратегии экономического развития Мурманской области;

• сформировать правовое поле, обеспечивающее оптимальные условия для научной, научно-технической и инновационной деятельности;

• создать организационные условия для интеграции научного, образовательного и технологического потенциала Мурманской области;

• обеспечить расширенное воспроизводство кадрового потенциала для научной, научно-технической и инновационной сферы Мурманской области;

• обеспечить формирование в регионе информационной и инновационной инфраструктуры, адекватной новым потребностям постиндустриального общества;

• создать не менее 30 малых инновационных предприятий, в основном на базе законченных научных разработок институтов КНЦ РАН, а также ПИНРО, МГТУ и других научно-исследовательских организаций региона.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 3 2007 г.

Еще статьи на тему "Научно":

Научно-технический и инновационный потенциал

Марина Ковтун возглавила научно-издательский совет «Кольской энциклопедии»

Заседание научно-методического совета архивных учреждений

Научно-методические и практические подходы к обеспечению экологической безопасности освоения месторождений арктического шельфа России

Научно-практическая конференция «АРКТИКА-2012»

Студенческая научно-техническая конференция в МГТУ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.222.10.9

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .