Научно-технический и инновационный потенциал |
5.1. Научно-технический и инновационный потенциалОснову научно-технического и инновационного потенциала Мурманской области составляют научно-исследовательские и научно-технические организации, малые инновационные предприятия и объекты инновационной инфраструктуры. В научно-техническом потенциале области значительную долю как по объему финансирования, так и численности работающих занимает Кольский научный центр РАН (общее число работающих 1547 человек, в том числе: научных сотрудников - 629 человек, 4 действительных члена академии наук, 3 члена-корреспондента РАН, 99 докторов наук, 298 кандидатов наук).Общая численность занятых научными исследованиями и разработками в Мурманской области на конец 2006 г. составляла 2195 человек - это 78% к уровню 2001 г. Основная часть всего персонала (95%) была сосредоточена в НИИ. При непрерывном сокращении общей численности персонала данной сферы наблюдается положительная тенденция увеличения доли работников, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками, т.е. исследователей и техников. Их доля в общей численности персонала возросла с 56,8% в 2001 г. до 61,9% 2006 г. При этом квалификационная структура кадров улучшилась: в составе исследователей на конец 2006 г. ученую степень доктора наук имели 110 человек (больше, чем на конец 2001 г., на 7,8%), кандидата наук - 381 человек (больше на 7,3%). Объем научно-технических работ в 2006 г. увеличился по сравнению с 2001 г. Так, в 2001 г. в фактически действовавших ценах он составлял в общей сложности 558,5 млн руб., из них: исследования и разработки - 500,9 млн руб.; научно-технические услуги - 57,6 млн руб. На конец 2006 г. объем научно-технических работ составил уже 1385,3 млн руб., из них: исследования и разработки - 1382,3 млн руб.; научно-технические услуги - 5,0 млн руб. Таким образом, произошло сокращение в 2 раза объема научно-технических услуг. Соответственно увеличению объема научно-технических работ увеличивались и внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки. В фактически действовавших ценах они составляли в 2001 г. 379,0 млн руб., из них: фундаментальные исследования - 160,0 млн руб.; прикладные исследования и разработки - 54,6 млн руб. В 2006 г. внутренние текущие затраты составляли 1147 млн руб., из них: фундаментальные исследования - 440,6 млн руб.; прикладные исследования и разработки - 706,4 млн руб. Отмечается тенденция значительно более высокого темпа роста затрат на прикладные исследования и разработки в сравнении с темпом роста затрат на фундаментальные исследования. Анализ статистических данных, характеризующих развитие научно-технического и инновационного сектора показывает, что область отстает от среднероссийских значений по таким показателям, как: доля инновационной продукции в общем объеме выпуска; удельное число (на 10 тыс. человек населения) использованных передовых технологий, выданных патентов; доля численности персонала, занятого исследованиями и разработками в общей численности занятых в экономике; доля исследователей с учеными степенями доктора наук в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Область опережает среднероссийские значения по показателям: удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций; удельного числа (на 10 тыс. человек населения) созданных передовых производственных технологий; доле организаций, выполнявших исследования и разработки; доле кандидатов наук в численности исследователей с учеными степенями. На основании оценки научно-технического и инновационного потенциала можно ожидать тенденцию роста практически всех показателей его развития. Однако для этого должна быть преодолена существующая тенденция уменьшения числа организаций и персонала, выполняющих исследования и разработки. В качестве ресурсного ограничения выступает также сокращение численности молодежи, работающей в научно-технической сфере региона. В области принят ряд нормативно-правовых актов, позволяющих осуществлять реализацию научно-технических и инновационных программ и проектов, их материально-техническое и финансовое обеспечение, организовывать международные культурные, научные и информационные связи. К таким актам относятся: Закон Мурманской области «Об основах организации научно-технической и инновационной деятельности»; Закон Мурманской области «Об инновациях и инновационной деятельности»; Закон Мурманской области «Об инновационных зонах»; целевая программа «Наука и научное обеспечение Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года»; целевая программа «Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности на 2009-2011 гг.». Однако в отсутствие Федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности» региональные законы не могут быть единой нормативно-правовой базой. При этом отдельные направления регулирования научно-технического и инновационного комплексов содержатся в различных федеральных законодательных актах и комплексно между собой не связаны. В числе ограничений развития научно-технической и инновационной деятельности в области можно выделить:1) специализацию экономики региона преимущественно на производстве сырьевых товаров; 2) относительную географическую отдаленность области, ограничивающую межрегиональное научно-техническое и инновационное сотрудничество; 3) отсутствие комплексной программы модернизации ведущих отраслей Мурманской области на основе инноваций, как следствие - низкую инновационную активность предприятий; 4) отсутствие профессиональных менеджеров в области организации инновационных процессов, в том числе в сфере инновационного предпринимательства. В 2005 г. в Мурманской области была принята «Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности на период до 2015 г.», в которой сформулированы перспективы развития комплекса и основные направления региональной научно-технической и инновационной политики. В целях реализации Стратегии была принята региональная целевая программа «Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы». В рамках реализации РЦП решаются вопросы участия области в создании национальной инновационной системы, формируется инфраструктура коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Анализ результатов реализации РЦП «Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 гг.» показал, что целевые индикаторы и показатели были достигнуты, несмотря на то, что мероприятия, предусмотренные программой на 2007 г., выполнены на 79%. Не полностью выполнены планируемые мероприятия по финансовой поддержке малых инновационных предприятий. В целом можно констатировать, что в результате проведения программных мероприятий активизировалась работа ученых в проведении научно-исследовательских работ по вопросам социально-экономического развития Мурманской области, повысился престиж научно-исследовательской деятельности среди молодежи; увеличилось количество участников конкурса научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области, повысилось качество представляемых на конкурс научных работ. На основании анализа функционирования научно-технического и инновационного сектора области можно сделать вывод, что его влияние на социально-экономическое развитие области можно оценить как безусловно положительное. Вместе с тем, в связи с несформированностью целостной инновационной системы региона, обеспечивающей прохождение стадий «идея - технология - производство продукции - рынок», такое значимое преимущество области, как научно-технический и инновационный потенциал, используется недостаточно.Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме"Научный":Инновационный и научно-технический потенциал Мурманской области Марина Ковтун возглавила научно-издательский совет «Кольской энциклопедии» Заседание научно-методического совета архивных учреждений Научно-практическая конференция «АРКТИКА-2012» Студенческая научно-техническая конференция в МГТУ
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7643 |