casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Научно-технический и инновационный потенциал
Научно-технический и инновационный потенциал Печать E-mail

5.1. Научно-технический и инновационный потенциал

Основу научно-технического и инновационного потенциала Мурманской области составляют научно-исследовательские и научно-технические организации, малые инновационные предприятия и объекты инновационной инфраструктуры. В научно-техническом потенциале области значительную долю как по объему финансирования, так и численности работающих занимает Кольский научный центр РАН (общее число работающих 1547 человек, в том числе: научных сотрудников - 629 человек, 4 действительных члена академии наук, 3 члена-корреспондента РАН, 99 докторов наук, 298 кандидатов наук).

Общая численность занятых научными исследованиями и разработками в Мурманской области на конец 2006 г. составляла 2195 человек - это 78% к уровню 2001 г. Основная часть всего персонала (95%) была сосредоточена в НИИ. При непрерывном сокращении общей численности персонала данной сферы наблюдается положительная тенденция увеличения доли работников, профессионально занимающихся научными исследованиями и разработками, т.е. исследователей и техников. Их доля в общей численности персонала возросла с 56,8% в 2001 г. до 61,9% 2006 г.

При этом квалификационная структура кадров улучшилась: в составе исследователей на конец 2006 г. ученую степень доктора наук имели 110 человек (больше, чем на конец 2001 г., на 7,8%), кандидата наук - 381 человек (больше на 7,3%).

Объем научно-технических работ в 2006 г. увеличился по сравнению с 2001 г. Так, в 2001 г. в фактически действовавших ценах он составлял в общей сложности 558,5 млн руб., из них: исследования и разработки - 500,9 млн руб.; научно-технические услуги - 57,6 млн руб. На конец 2006 г. объем научно-технических работ составил уже 1385,3 млн руб., из них: исследования и разработки - 1382,3 млн руб.; научно-технические услуги - 5,0 млн руб. Таким образом, произошло сокращение в 2 раза объема научно-технических услуг. Соответственно увеличению объема научно-технических работ увеличивались и внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки. В фактически действовавших ценах они составляли в 2001 г. 379,0 млн руб., из них: фундаментальные исследования - 160,0 млн руб.; прикладные исследования и разработки - 54,6 млн руб. В 2006 г. внутренние текущие затраты составляли 1147 млн руб., из них: фундаментальные исследования - 440,6 млн руб.; прикладные исследования и разработки - 706,4 млн руб. Отмечается тенденция значительно более высокого темпа роста затрат на прикладные исследования и разработки в сравнении с темпом роста затрат на фундаментальные исследования.

Анализ статистических данных, характеризующих развитие научно-технического и инновационного сектора показывает, что область отстает от среднероссийских значений по таким показателям, как: доля инновационной продукции в общем объеме выпуска; удельное число (на 10 тыс. человек населения) использованных передовых технологий, выданных патентов; доля численности персонала, занятого исследованиями и разработками в общей численности занятых в экономике; доля исследователей с учеными степенями доктора наук в общей численности персонала, занятого исследованиями и разработками. Область опережает среднероссийские значения по показателям: удельного веса организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций; удельного числа (на 10 тыс. человек населения) созданных передовых производственных технологий; доле организаций, выполнявших исследования и разработки; доле кандидатов наук в численности исследователей с учеными степенями.

На основании оценки научно-технического и инновационного потенциала можно ожидать тенденцию роста практически всех показателей его развития. Однако для этого должна быть преодолена существующая тенденция уменьшения числа организаций и персонала, выполняющих исследования и разработки. В качестве ресурсного ограничения выступает также сокращение численности молодежи, работающей в научно-технической сфере региона.

В области принят ряд нормативно-правовых актов, позволяющих осуществлять реализацию научно-технических и инновационных программ и проектов, их материально-техническое и финансовое обеспечение, организовывать международные культурные, научные и информационные связи. К таким актам относятся: Закон Мурманской области «Об основах организации научно-технической и инновационной деятельности»; Закон Мурманской области «Об инновациях и инновационной деятельности»; Закон Мурманской области «Об инновационных зонах»; целевая программа «Наука и научное обеспечение Стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года»; целевая программа «Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности на 2009-2011 гг.». Однако в отсутствие Федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности» региональные законы не могут быть единой нормативно-правовой базой. При этом отдельные направления регулирования научно-технического и инновационного комплексов содержатся в различных федеральных законодательных актах и комплексно между собой не связаны.

В числе ограничений развития научно-технической и инновационной деятельности в области можно выделить:

1) специализацию экономики региона преимущественно на производстве сырьевых товаров; 2) относительную географическую отдаленность области, ограничивающую межрегиональное научно-техническое и инновационное сотрудничество; 3) отсутствие комплексной программы модернизации ведущих отраслей Мурманской области на основе инноваций, как следствие - низкую инновационную активность предприятий; 4) отсутствие профессиональных менеджеров в области организации инновационных процессов, в том числе в сфере инновационного предпринимательства.

В 2005 г. в Мурманской области была принята «Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности на период до 2015 г.», в которой сформулированы перспективы развития комплекса и основные направления региональной научно-технической и инновационной политики. В целях реализации Стратегии была принята региональная целевая программа «Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 годы». В рамках реализации РЦП решаются вопросы участия области в создании национальной инновационной системы, формируется инфраструктура коммерциализации результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Анализ результатов реализации РЦП «Развитие науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на 2006-2008 гг.» показал, что целевые индикаторы и показатели были достигнуты, несмотря на то, что мероприятия, предусмотренные программой на 2007 г., выполнены на 79%. Не полностью выполнены планируемые мероприятия по финансовой поддержке малых инновационных предприятий.

В целом можно констатировать, что в результате проведения программных мероприятий активизировалась работа ученых в проведении научно-исследовательских работ по вопросам социально-экономического развития Мурманской области, повысился престиж научно-исследовательской деятельности среди молодежи; увеличилось количество участников конкурса научных работ молодых ученых и специалистов Мурманской области, повысилось качество представляемых на конкурс научных работ.

На основании анализа функционирования научно-технического и инновационного сектора области можно сделать вывод, что его влияние на социально-экономическое развитие области можно оценить как безусловно положительное. Вместе с тем, в связи с несформированностью целостной инновационной системы региона, обеспечивающей прохождение стадий «идея - технология - производство продукции - рынок», такое значимое преимущество области, как научно-технический и инновационный потенциал, используется недостаточно.

Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области

Еще статьи по теме"Научный":

Инновационный и научно-технический потенциал Мурманской области

Марина Ковтун возглавила научно-издательский совет «Кольской энциклопедии»

Заседание научно-методического совета архивных учреждений

Научно-методические и практические подходы к обеспечению экологической безопасности освоения месторождений арктического шельфа России

Научно-практическая конференция «АРКТИКА-2012»

Студенческая научно-техническая конференция в МГТУ


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.226.82.32

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������