Главная О Мурманском прибрежном рыбодобывающем комплексе в Арктической зоне Российской Федерации
О Мурманском прибрежном рыбодобывающем комплексе в Арктической зоне Российской Федерации Печать E-mail

О роли, месте и возможностях Мурманского прибрежного рыбодобывающего комплекса по обеспечению в Арктической зоне Российской Федерации, и в целом в стране, национальной продовольственной безопасности. (на основании опыта работы некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ) за период 2000-2014 гг.)

Доклад на V научно-практической конференции 19.01.2016.  Секция "Прибрежный промысел, рыбопереработка, аквакультура - возможности и перспективы"

Государственная экономическая политика Российской Федерации в части должного обеспечения национальной продовольственной безопасности страны направлена на надежное и максимальное снабжение населения продуктами питания надлежащего качества при их ценовой доступности для людей.

Функционирование и дальнейшее развитие отечественного рыбохозяйственного комплекса России в полной мере, по своей природе, обязано способствовать этому.

Рыбное хозяйство Российской Федерации, в определенной степени, стремится оперативно реагировать на внутренние и внешние вызовы продовольственного рыбного рынка, принимая, при этом, во внимание взаимовыгодное международное сотрудничество в сфере общей продовольственной безопасности мира.

Особенно, данное обстоятельство находит свое воплощение в приморских субъектах России, территории которой удобно примыкают к морю.

Кольский полуостров, Мурманская область, как раз и являются таковыми.

Я представляю интересы прибрежного мурманского сообщества, состоящего из независимых хозяйствующих субъектов малого рыбного прибрежного предпринимательства, объединённых на добровольных началах. Это рыбаки-добытчики (ловцы), береговые переработчики водных биологических ресурсов (ВБР), профильные учебные заведения, предприятия отдельных сфер услуг в рыбохозяйственной деятельности региона

По своему социальному направлению и значению данное объединение является крупным единственно организованным формированием прибрежного рыбохозяйственного толка на всем Северо-западе России.

Его основа - это добывающие предприятия, по состоянию на текущий момент - 15, которые владеют 21 судном, длиной до 34 метров, оснащенными активными и пассивными орудиями лова и не имеющими стационарных морозильных мощностей.

Численность и структура предприятий по видам деятельности:

15 - добывающие, из них 2 имеют свои собственные рыбоперерабатывающие мощности,

5 рыбоперерабатывающих предприятий (включая одно крупное, расположенное непосредственно на берегу Баренцева моря в шаговой доступности от прибрежных промыслов),

2 - производство и оптовая торговля рыбой,

2 предприятия (учреждения) - учебно-образовательные,

1 предприятия - обслуживающее (стоянка и снабжение судов),

1 проектирование и изготовление орудий лова,

1 предприятие - аквакультура,

1 рыбодобыча и аквакультура.

2 туристическая деятельность, морская рыбалка, дайвинг.

В основе эффективного хозяйствования мурманского прибрежного рыбохозяйственного комплекса (добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ВБР), их доставка и переработка на берегу, торговая логистика) лежит, прежде всего, правильно выстроенная организация и осуществление прибрежного рыболовства в Белом и Баренцевом морях, а также, развивающаяся, с привлечением потенциалов внутренних водоемов области, аквакультура.

Конечный результат его работы, безусловно, кроется в количественном и качественном выпуске рыбных и подобных им товаров широкого ассортимента с последующей их реализации потребителю по доступным ценам.

Это является в Мурманской области главной стратегической ролью и задачей прибрежной рыбохозяйственной деятельности.

Ее место в общем производстве всего рыбного хозяйства Российской Федерации определяется, прежде всего, в первую очередь, обязательным (с использованием механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений) ростом инвестиций, вкладываемых:

- В обновление парка прибрежных судов с учетом их суммарной мощности по отношению к имеющейся сырьевой базе указанных выше морей, а также строительстве высокотехнологических безотходных производств, объединяющих блок добычи (вылова) ВБР с блоком их переработки на берегу.

При положительном социально-экономическом развитии обозначенного, естественным образом возникнут условия для гарантированных, в необходимом объеме, ВБР для переработки на береговых рыбоперерабатывающих мощностях и непосредственного потребления пищевой рыбной продукции по ценам, соразмерным возможностям покупательского спроса населения области.

С целью поддержания конкурентоспособности Мурманского рыбного порта по отношению к другим портам северо-запада России, в этой связи получит и свое дальнейшее развитие прибрежный положительный мультипликативный эффект.

Как следствие, реально созреет почва для образования на территории Мурманской области крупного логистического центра по движению и распределению рыбных товарных потоков как по области, так и вне ее.

Таким образом, роль, задачи и место прибрежного рыбохозяйственного комплекса Северного бассейна, центром которого является Мурманская область, предопределяют пути и возможности обеспечения в арктической зоне северных территорий национальной продовольственной безопасности.

Они следующие.

При существующем влиянии и отношении органов власти Мурманской области к прибрежный деятельности на местах, а также, в этой части, дальнейшего его профильного углубления - вся рыбная продукции прибрежных промыслов (100%), как поставлялась, так и будет поставляться в усиленном режиме, только на отечественный берег, причем через грузовые терминалы Мурманского морского порта.

К сведению. За 16 лет промысловой деятельности, рыбаками-прибрежниками только Мурманской области и только в Баренцевом море, добыто (выловлено), по самым скромным подсчетам, свыше 170 тысяч тонн различных видов рыб, из которых в легкой степени первичной обработки (потрошеная, обезглавленная, во льду) непосредственно на судах выпущено и доставлено (на береговые перерабатывающие предприятия до 90%, напрямую в торговые сети порядка 10-12%) около 120-130 тысяч тонн готового полуфабриката из различных видов морских рыб, в том числе и для глубокой переработки.

Среднее количество добывающих предприятий прибрежного лова за это время (16 лет) в Мурманской области составило 47.

За добытую (выловленную) ими рыбу и доставленную на берег, в указанной степени обработки, по отпускной средней цене 100 руб./кг (данные наблюдений одного из ведущих предприятий НО АПРФХМ прилагаются) примерно получили (заработали):
120 000 000 х 100 = 12 000 000 000 руб. (12 млрд. руб.)

Вся эта денежная масса вращалась и вращается в экономике Мурманской области.

За 2014 год судами прибрежного лова совершено более 1000 судозаходов, доставлено 41733 тонн рыбной продукции, преимущественно в свежем и охлажденном видах. Сумма выручки равна 4 548 897 000 руб.

За 2015 год данный показатель будет намного выше.

Прибрежная деятельность несет в себе и очень важные социальные аспекты дальнейшего развития общества. Это заселенность побережья, занятость людей. Каждый рыбак-прибрежник привлекает дополнительно 8-10 рабочих мест. В результате коротких рейсов рыбак-прибрежник чаще находится на берегу, больше оказывает внимания семье, детям, близким и родным, чем создается среди них нормальный морально-психологический климат, влияющий на демографическую ситуацию и на иные стороны людских общений в городах и селах области.

Все это вместе взятое, на первый взгляд и незаметное, но по нашему убеждению, очень положительно влияет на формирование нравственных устоев общества, трудящейся с хорошим настроением личности, человека, создающего путем увеличения своей же производительности труда, блага для себя и других.

К большому сожалению, центральный регион Северного бассейна (Мурманская область), в последнее время начала терять свои рыбные позиции. Все благие начинания, знаковые бренды мурманчан, в первую очередь рыбаков, переработчиков, судоремонтников (обеспечение населения живой, свежей и охлажденной рыбой напрямую с борта судна, работа прибрежных судов за пределами территориального моря, развитие социальных торговых сетей в рамках программы "дешевая рыба", профильные магазины системы "Океан", "Нептун", сеть ресторанов, центры общественного питания, связь "берег промыслу - промысел берегу", и многое другое) незаслуженно почему-то предаются забвению, а отдельные уже и разрушены.

Дальний Восток, Камчатский край, Сахалин наоборот, стали указанное активно претворять в жизнь.

Это очень печально и несправедливо - так считают многие мурманчане, пеняя при этом на местные власти.

Что предпринималось, предпринимается и нужно предпринять для изменения ситуации?

Как известно, Федеральным агентством по рыболовству, согласно поручению Президента, подготовлен и выпущен для всенародного обсуждения законопроект о внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе, предусматривающего обоснованные обязательства к пользователям таких ресурсов по повышению эффективности их использования.

Думается, что, по мнению большинства россиян и, в первую очередь, рыбацкого сообщества, претворение в жизнь законодательного акта с элементами здравых инновационных направлений не только созрело, а уже перезрело.

Хозяйствование рыбопромышленного комплекса России, а так же его социально-экономическая отдача государству - требуют в настоящее время глубоко продуманных и просчитанных неординарных мер. Перемен, рождающих благополучную жизнь человека, причем обязательно закреплённых на законодательном уровне.

В сложных, известных в мире событиях, сейчас на первый план остро выходит проблема обеспечения и соблюдения для населения должной гарантированной продовольственной безопасности.

С не совсем полным желудком, но карманами, наполненными неотоваренными денежными знаками, гулять по просторам Государства Российского не очень-то комфортно, что, к сожалению, в истории Руси уже бывало. Рыбное хозяйство - один из наиважнейших сегментов продовольственного конвейера для всего человечества.

Прибрежные субъекты Российской Федерации, территории которых инфраструктурно удобно примыкают к соответствующим морям, по своей природе все-таки обязаны количественно и качественно насыщать страну незаменимым самовоспроизводящимся белком животного происхождения (рыба и иные речные, озерные, прудовые и морские продукты питания).

На Северном рыбопромышленном бассейне именно Мурманская область исстари являлась житницей экологически чистых продуктов питания из водно-биологических ресурсов.

Уместно вспомнить деятельность на Севере мощного и масштабного государственного объединения "Севрыба", которое было образованно на основе прибрежной деятельности населения, компактно проживающего на побережьях Белого и Баренцева морей.

В лихие годы рыба и производимая из нее пища помогала выживать людям Севера и не только.

В силу определенных причин прибрежная продуктово-технологическая цепочка по эксплуатации биоресурсов названных морей - добыча (вылов), переработка, реализация - была прервана. Хорошо отлаженный северный принцип "промысел берегу - берег промыслу" незаслуженно вдруг забыли.

Отрадно заметить, что действующее руководство страны обратило все-таки внимание на данный "перекос" и, начиная с двух тысячных годов, Федеральное Правительство, исполнительная власть Мурманской области начали настойчиво преследовать и внедрять мысль о недостаточном насыщении российского рыбного рынка продукцией прибрежных, океанических промыслов и промыслов на внутренних водоёмах, а также и о слабой социально- экономической отдаче рыбного хозяйства региону и в стране в целом.

Справедливости ради следует сказать - предпринимались отдельные известные теоретические и практические шаги по стабилизации прибрежной береговой деятельности, по прекращению стагнации в прибрежном рыболовстве, некоторые из которых дали и дают положительный результат.

К примеру, все выделяемые государством прибрежному рыболовству промысловые квоты осваиваются полностью, их стало даже и не хватать для работы на весь год.

Весь объем первично обработанной на прибрежных судах рыбы, преимущественно в охлаждённом виде, идет на отечественный берег. И только недостаток квот на добычу (вылов) водных биологических ресурсов не даёт возможности целиком и полностью загрузить перерабатывающие береговые мощности и достаточно насытить население необходимыми рыбными товарами по доступным ценам.

Прибрежные рыбодобывающие и перерабатывающее сообщества Мурманской области, основываясь на положительном мультипликативном эффекте своей работы, стремятся ответственно подходить к своей роли по обеспечению продовольственной безопасности страны и в силу своих возможностей и способностей работают в этом направлении, руководствуясь при этом, прежде всего, здравыми установками Президента РФ и подведомственных ему государственных структур.

В этой связи члены-участники некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ) не могут не поддерживать законодательные инициативы федеральных, региональных, муниципальных органов власти, направляемые на создание благоприятных условий для дальнейшего развития прибрежной рыболовной деятельности, в конечном итоге, идущих во благо человека, с чем мы обращались неоднократно в соответствующие инстанции.

Дополнительно к ранее направленным материалам в адрес президиума Госсовета по рыбной отрасли и в иные вышестоящие ведомства, в частности касающихся устойчивого развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области - наши

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

1. Новаторские законопроектные наработки Росрыболовства, в части прибрежной деятельности основанной на рыболовстве, заслуживают со стороны прибрежного рыбохозяйственного сообщества Мурманской области особого и положительного внимания. В принципе и в большинстве своем поддерживаются.

СПРАВОЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

По мнению большинства (методом опроса) представителей прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области в предлагаемых Федеральным агентством по рыболовству законодательных новеллах заложены целесообразные правовые нормы, отвечающие требованиям государства на сегодняшний и завтрашний день.

Видна явная и прозрачная позиция, направленная на создание здравой конкурентной среды не только между видами рыболовства, а даже и отраслями иных производств. Путь стимулирования наиболее эффективных производств и выбора для себя выгодной деятельности - рыночный.

Предполагается применение принципа "кнута и пряника", что вполне также вписывается в рыночные условия современного бизнеса. В обоих случаях "убиваются два зайца". Кормим страну и улучшаем по своим способностям свой же бизнес. Федеральные прибрежные водные биологические ресурсы работают на отечество.

2. Введение в закон так называемого "единого промыслового пространства" членами-участниками НО АПРФХМ в большинстве своем не поддерживается.

СПРАВОЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

Речь идет об отрицательных последствиях исключения из действующего базового закона о рыболовстве категории "прибрежного рыболовства", как вида такового вообще. Альтернативно (между строк) предлагается - осуществлять прибрежное рыболовство в пределах территориального моря, т.е. в 12 милях от берега.

Для Северного бассейна ни то, ни другое не подходит. Мы это уже проходили. Прибрежное рыболовство на указанном бассейне осуществляется на облове донных высоколиквидных водных биологических ресурсах (треска, пикша, сайда, камбала).

Квоты по известным причинам на добычу (вылов) пелагических видов рыб (сельдь, мойва, путассу, скумбрия и др.) для рыбаков-прибрежников не предусмотрены. Следовательно, промыслового маневра по оперативному переключению с одного вида промысла на другой у них нет. По данным отраслевой науки запасы трески и пикши в территориальном море (12 миль) весьма ограниченны и не сообразуются даже с теми объемами, которые в установленном порядке ежегодно определяются для России Совместной российско-норвежской комиссией (СРНК). При этом 12-мильная зона Баренцева моря изобилует промысловыми районами с запрещением применять в них тралящие орудия лова. Также в обозначенной зоне проводятся, как правило, регулярные военно-морские учения, забирающие существенную долю наиболее продуктивного промыслового времени. Как известно, прибрежный промысел носит скоротечный эпизодический характер. Для него не то что сутки, а каждый час на вес золота.

Данные обстоятельства значительно тормозили и мешали двигаться прибрежному рыболовству на Севере в нужном направлении.

Однако в 2009 году (постановление Правительства РФ от 05 ноября № 893) по настоятельной просьбе рыбаков-прибрежников и после больших усилий Мурманской прибрежной Ассоциации (НО АПРФХМ), исполнительная власть Мурманской области в лице Губернатора добилась разрешения промышлять "прибрежникам" за пределами территориального моря.

Эффективность промысла возросла в разы. Все квоты (на треску и пикшу) стали осваиваться полностью. Оживилась береговая переработка. Активнее заработал Мурманский рыбный порт и его терминалы. Таким образом, прибрежное рыболовство на Северном бассейне уже длительное время осуществляется в режиме единого промыслового пространства. И нет вовсе никакой нужды для северян указанные нормы обличать в рамки закона о рыболовстве.

Уверены, внедрение которых в практику приведет к полной ликвидации существующего прибрежного рыболовства, не только в Мурманской области, но и в других северных субъектах РФ, а так же сподвигнет к обострению отношений в этой части России с Королевством Норвегия.

Объективно запасы трески и пикши у нас с Норвегией общие и управление ими соответственно совместное, т.е. с большой долей вероятности может возникнуть конфликт международных интересов среди заинтересованных сторон, предметом торга которого, безусловно, станет треска и пикша.

3. Прибрежным субъектам Российской Федерации, территории которых достаточно хорошо инфраструктурно развиты касательно рыбного хозяйства, а так же удобно прилегающие к морю и имеющие в своих бюджетах не менее 9-13% доходной части от производства рыбного хозяйства, в регионе, по согласованию с Правительством РФ, предоставить право определять приоритетный для региона вид рыбохозяйственной деятельности, в том числе и рыболовства, с передачей заинтересованному субъекту Федерации необходимых полномочий;

СПРАВОЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Каждый рыбохозяйственный бассейн несет в себе свойственную только ему специфику, которую необходимо учитывать при принятии закона, касающегося рыбного хозяйства вообще.

Правильно и эффективно выстроенная эксплуатация природных ресурсов, связанных с продуктами питания, залог будущего социально-экономического процветания страны.

Стандартно подготовленный по установленной методике законодательный акт (по принципу один на всех), в данном случае не столько будет полезен, сколько вреден для рыбацкой общественности.

Закон, определяющий на долгосрочную перспективу рыбацкую жизнь, по нашему мнению, обязан быть как можно ближе к конкретному и прямому действию на местах.

Существующий же, как раз и страдает этими недостатками. В его развитие уже выпущено порядка 40 подзаконных актов, причем, и, к сожалению, порой взаимоисключающих друг друга. Как говорят рыбаки - один акт глаголет "иди сюда" другой во весь голос кричит "стой там"!

Исходя из этого, нужен нормативно-правовой механизм ответственной самостоятельности в регионах, всю тяжесть которой должны и могут взять на себя законодательные и исполнительные органы власти непосредственно на местах.

Для претворения обозначенного в практику, следует в верхнем базовом законодательстве прописать норму, указанную в предложении № 3.

Приложение № 1

Председатель Правления,  руководитель НО АПРФХМ А. А. Евенко

НО "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана"


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

13.58.132.35

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .