4. Нравственный аспект соревнования часть 1 Печать

Итак, самостоятельность, самоокупаемость, хозрасчет, демократические выборы руководителей предприятий...

Все это были поиски внутренних резервов, которые, по замыслу лидера страны М.С.Горбачева, по резолюциям и постановлениям Пленумов ЦК КПСС и решениям правительства должны были дать хоть какую-то мотивацию-возможность подъема экономики СССР. Но последние иллюзии относительно всплеска пролетарского энтузиазма на призывы партии вскоре начали тонуть в водоворотах событий. Однако всплеск этот пресловутого пролетарского энтузиазма был, во всяком случае, на печатных страницах. И каждая семья, забыв о распрях с соседями по кухне, горячо и взволнованно обсуждала очередную статью в свежей газете.

Стар и млад думал, как «создать надежную основу для быстрого продвижения вперед», верил, что здесь «важную роль должно сыграть социалистическое соревнование», вместе с журналистами искал «соответствующие стимулы, чтобы побудить людей к высокопроизводительному труду в условиях общественной собственности». Хотя утверждение древнегреческого философа Платона о том, что у друзей должно быть все общее не отрицался, но более актуально звучало возражение социалиста-утописта Томаса Мора: «Каким образом может получиться изобилие продуктов, если каждый будет уклоняться от работы, так как его не вынуждает к ней расчет на личную прибыль, а, с другой стороны, твердая надежда на чужой труд дает возможность лениться?» Цитировался и В.И.Ленин, который писал, что условия для качественных и количественных сдвигов могут возникнуть, если постоянно проводить «сравнение деловых итогов хозяйства отдельных коммун» и немедленно вознаграждать передовиков - только тогда и появится эффект соперничества.

По всей стране в середине восьмидесятых годов проводились различного рода эксперименты, чтобы возбудить тот самый «всплеск пролетарского энтузиазма». На предприятиях нашего Северного рыбопромышленного бассейна подобный социально-экономический эксперимент призван был найти пути по усилению связи морального и материального поощрения с результатами социалистического соревнования. Редакция «Рыбного Мурмана» сделала упор на «нравственном аспекте соревнования», и под этой рубрикой мы стали публиковать спорные и далеко не однозначные статьи. Основные мысли и мотивы некоторых из них весьма любопытны, так как дают возможность на конкретных примерах проследить изменения в сознании человека, его отношении к коллективному труду и ответственности за результаты общего дела.

- «Рвачество» - так назвали товарищи по экипажу работу матроса первого класса Николая Литвинова, - пишет в газете первый помощник капитана плавбазы «Рыбный Мурман» управления «Севрыбхолодфлот» В. Смоляков. - Не раз и не два ему по-дружески советовали соблюдать вес мороженых брикетов, а он и ухом не вел. Тогда совет смены по собственной инициативе обсудил поведение Литвинова.

Моряки высказали ему свои претензии, а дополнительно всплыл еще и такой факт: рыбообработчик отказывался заниматься упаковкой, фактуровкой продукции. Напомнили тогда Литвинову первые строки Устава: «Служба на флоте рыбной промышленности Советского Союза является почетной и ответственной обязанностью...» Именно - служба, в это понятие вкладывается прежде всего безусловное выполнение приказов и распоряжений. Их не обсуждают, а выполняют. Того требует работа в море - особенная, мало с чем сравнимая, когда маленький беспорядок может стать причиной большой трагедии.*

... Вот так: раз не хочет матрос выполнять не входящую в его обязанности работу, то его надо заставить, застыдить, мордой об стол, на котором лежит Устав, потыкать. Другого пути флотский комиссар не видит. Ни о каких нормах-премиях за дополнительный труд он и речи не ведет, раз этой «почетной обязанностью» рыбообработчика поощряют, а не принуждают. Понимать надо! Плюс к тому так, на всякий случай, намекает помполит и о возможной суровой каре, которая может пасть на голову «рвача», случись «большая трагедия». Помните фильм, в котором вот также коллективно осуждают водителя, по каким-то там личным причинам не доставившего на стройку вовремя груз?

И беды-то особой от этого никому не было, а вот возьми да задай один слишком принципиальный гражданин провокационный вопрос: «А если б он вез патроны?». И задумались сразу комсомольцы-добровольцы, стали решать-гадать, какого наказания достоин их уже бывший товарищ. Так-то...

И второй, не менее спорный пример приводит первый помощник капитана в своей статье:

- Спросят, а как быть с творчеством, инициативой? Одно другое только дополняет. Должно быть по формуле: все рациональное - разумно.

Сошлюсь на такой пример. По инициативе коммунистов на одном из собраний состоялся обстоятельный разговор о путях повышения производительности труда. Рядовые члены экипажа высказали такую мысль: количество людей на посоле можно уменьшить, а объем продукции увеличить. Помощник капитана по производству, другие командиры вначале встретили предложение в штыки. Мол, как это так: все до рейса было обсчитано, не один ученый муж думал, а тут вдруг... И все-таки предложение было тщательно изучено, прошло «обкатку», и в конечном счете стали работать так, как было предложено. Эффект не заставил себя ждать - задание по выпуску пищевой продукции было значительно перекрыто.*

И вновь ни слова не говорит помполит о материальном вознаграждении за перевыполнение производственного задания. Не было его вовсе или это вознаграждение было столь мизерным, что и упоминать о нем не надо? Не знаю. Наверное, все проще - не были сами отцы-командиры материально заинтересованы в изменениях, которые дали экономический эффект. Потому и встретили предложение рыбообработчиков «в штыки» - работать по старинке проще и безопаснее. Зачем бескорыстно искать на свою голову приключений?

Этот вопрос задавали и береговые работники. Вот что пишет печатник жестянобаночной фабрики № 1 Мурманского тарного комбината Павел Попов:

- Мне кажется, нужно пересмотреть систему поощрения за выпуск продукции высокого качества. Поясню: мы обязались сдавать 98 процентов продукции с первого предъявления. Как правило, с этим обязательством справляемся. Таким образом премия \за выполнение и перевыполнение задания\ увеличивается на 4,5 процента. В рублях эту сумму неудобно и приводить.*

Под иным ракурсом взглянул на существующие резервы повышения производительности труда и выпуска высококачественной продукции старший мастер добычи рыбы БАТ «Константин Душенов» Мурманского тралового флота Владимир Кудрявых:

- Наших моряков не надо уговаривать: все работают на совесть. Вот, например, в минувшем рейсе мы производили до 12 тралений в сутки.

Брали небольшие подъемы по 15-20 тонн, потому что только при таких условиях сырец хорошего качества. Зато и продукцию в порту сдали всю первым сортом. Ясно, что чем больше тралений, тем трудней работать матросам. Но, как говорится, цель оправдывает средства, все это понимали, и результаты налицо. Только ведь одного энтузиазма мало. Нужно и соответствующее техническое оснащение. Тогда и показатели будут выше, и продукции больше.*

В свое статье «майор» \а именно так на флоте называют старших мастеров по добыче\ конкретно и доходчиво перечисляет видимые простым глазом недостатки. Для БАТов нет на берегу готовых для промысла мешков и тралов, вот и приходится палубной команде самой за 1-2 дня перехода наспех готовить тралы к работе, что не способствует высокопроизводительному труду. Далее: у супертраулеров уловы больше, чем на БМРТ , а выдают разнотипным траулерам одинаковое промвооружение, что увеличивает сопротивление трала, нагрузки на дизель-генераторы и расход топлива. Получают рыбаки со склада и ненужные в рейсе «тресковые» приставки трала, даже если идут ловить мойву. И вновь матросы в дефицитные часы промысла вынуждены сидеть-отрезать эти приставки и пришивать нужные. Можно ли после этого ждать от людей энтузиазма в работе?

Всесторонний разговор велся в те годы о бригадных формах организации и стимулирования труда. На одной из городских научно-практических конференций было подсчитано, что в Мурманске этой формой «охвачены» 72 процента рабочих. И как всегда, в количественном отношении были достигнуты определенные высоты, а вот в качественном дела обстояли неважно. Подчас бригады значительно перекрывали нормы выработки, а предприятие в целом с планом не справлялось. Значит, конечные результаты работы бригад не стыковались с конечными результатами деятельности предприятия. Какие взаимоувязывающие показатели должны в таком случае браться за основу? Если не найти в этом механизме общего «привода», то бригада будет «съедать» фонд заработной платы, не обеспечивая должной отдачи. И часто, очень часто новые формы организации труда пытались втиснуть в старые рамки внутризаводского планирования.

* А истина дороже, «РМ» от 25 января 1985 года.

* Там же.

* Болевые точки, «РМ» от 7 июня 1985 года.

34 - БАТ - большой автономный траулер \супертраулер\.

* В рейс - во всеоружии, «РМ» от 24 мая 1985 года.

35 - БМРТ - большой морозильный рыболовный траулер. Специальное морское судно для добычи, хранения, переработки и транспортировки рыбы. В промысловый флот Северного бассейна поступали БМРТ более десятка типов и различных проектов. Первые суда типа «Пушкин» строились в 1955-1956 годах на верфях г. Киля в Германии \длина 85,2 м, ширина 13,4 м, осадка до 6 м, мощность двигателя 1900 л.с., грузоподъемность 1238 тонн, водоизмещение 3000 тонн, вместимость рефрижераторных трюмов 500-600 тонн, производительность морозильных установок от 20 до 50 тонн в сутки, экипаж 105 человек\. Суда типа «Лесков» и типа «Иван Бочков» строились на Гданьской судоверфи в Польше с 1961 по 1970 год и в 1979-1988 годы соответственно.

* Острые углы эксперимента, «РМ» от 22 февраля 1985 года.

* Накипь \слово о порядке на производстве\, «РМ» от 1 марта 1985 года.

* Накипь \слово о порядке на производстве\, «РМ» от 1 марта 1985 года.

36 - ИВАНОВ Борис Дмитриевич, в 1984-1989 генеральный директор объединения «Мурманская судоверфь». Родился в 1932 году в Свердловской области, русский. Окончил Одесский институт инженеров морского флота \1955\ и Академию народного хозяйства СССР \1986\. Работал главным инженером Териберских мехмастерских, Морлова, зам. начальника, начальником отдела, заместителем генерального директора Мурманской судоверфи. В 1972-1981 директор Мурманского отделения Гипрорыбфлота, в 1981-1983 главный инженер, директор СРЗ-1. Затем два года в «Севрыбе» начальником отдела судоремонта. В 1989 возглавил строительство нового для заполярной индустрии предприятия - Белокаменского судоразделочного завода, за возведение которого взялось совместное советско-американское предприятие «Интерскрап». Планировалось на левом берегу Кольского залива наладить разделку металлических корпусов выведенных из эксплуатации рыболовецких, транспортных судов и военных кораблей Северного флота. Но года через два строительство завода прекратилось.

* Корабли рождаются для моря... «РМ» от 22 марта 1985 года.

Продолжение читайте здесь

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)