Законодательное обеспечение финансирования рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации |
Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии Материалы «круглого стола» на тему: «Законодательное обеспечение финансирования рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации»Москва 15 ноября 2010 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ заседания «круглого стола» на тему: 5 ноября 2010 года, 10:00 Председательствует: ТУГОЛУКОВ Евгений Александрович ГОРБУНОВ Геннадий Александрович ЯРОВАЯ Ирина Анатольевна НЮДЮРБЕГОВ Асан Нюдюрбегович ПОДОЛЯН Сергей Анатольевич Вступительное слово: 10.00 - 10.10 КРЫЛОВ Станислав Игоревич ЗВЕРЕВ Герман Станиславович Список выступающих на заседании «круглого стола» на тему: 1. ГОРБУНОВ Геннадий Александрович Председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу 2. ЯРОВАЯ Ирина Анатольевна Заместитель председателя комитета ГД по делам Федерации и региональной политике 3. Нюдюрбегов Асан Нюдюрбегович Депутат ГД, член комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии 4. Кокорев Юрий Иванович Президент Всероссийской Ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) 5. Караваев Виталий Евгеньевич Руководитель Департамента по развитию корпоративного бизнеса «Азиатско-Тихокеанского банка» (ОАО) 6. Глубоковский Михаил Константинович Первый заместитель директора Всероссийского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) 7. Петрунина Елена Анатольевна Заместитель Председателя Правления Ассоциации краболовов Севера (г.Мурманск) 8. Евенко Анатолий Анатольевич Председатель Правления Ассоциации прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана 9. Тугушев Александр Иванович Судовладелец компании ООО «Карат» 10. Горнова Анна Михайловна Вице-президент Фонда «Национальный Престиж» к Решению Комитета от______№__________ Приложение ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПЯТОГО СОЗЫВА Рекомендации «круглого стола» на тему: «Законодательное обеспечение финансирования рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации» Проведя с участием депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти исполнительных и законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации, представителей научно-исследовательских учреждений, коммерческих и некоммерческих организаций обсуждение актуальных проблем законодательного обеспечения финансирования рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации, участники «круглого стола» отмечают следующее. Производственные и финансовые показатели рыбохозяйственного комплекса в настоящее время демонстрируют высокую динамику. В 2009 году вылов водных биоресурсов составил 3,8 млн. тонн, что на 14% превышает уровень предыдущего года, а за девять месяцев 2010 гола соответствующий показатель составил 3,1 млн. тонн, что на 7,5% превышает уровень девяти месяцев 2009 года. Производство товарной пищевой рыбной продукции в 2009 году составило 3,9 млн. тонн, что на 4,4% превышает уровень предыдущего года, объём производства товарной пищевой продукции за девять месяцев 2010 года составил 2,6 млн. тонн, что на 2% превышает уровень аналогичного периода 2009 года. Денежная выручка предприятий рыбной отрасли в 2009 году превысила 101,5 млрд. рублей, что в действующих ценах на 17,9% выше, чем по итогам 2008 года. В 2009 году сальдированный финансовый результат работы рыбной отрасли вырос в шесть раз по отношению к итогу 2008 года и составил 10,8 млрд. рублей (1,8 млрд. рублей в 2008 году). Совокупная прибыль предприятий отрасли составила 11,7 млрд. рублей, увеличившись в 2,3 раза по отношению к итогу 2008 года. Убытки в отрасли сократились на треть до 0,9 млрд. рублей. Отраслевая рентабельность (отношение сальдированного финансового результата к обороту) впервые за последние несколько лет превысила 10%. Позитивная динамика рыбной отрасли, прежде всего, обусловлена закреплением за рыбохозяйственными предприятиями в 2008 голу долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов на десять лет, а также заключением договоров о предоставлении рыбопромысловых участков на двадцать лет. Прочная законодательная основа позволила нарастить объёмы производства и оздоровила финансовую ситуацию в отрасли. Также положительную роль сыграли экономические меры государственной поддержки предприятий отрасли. 1. В 6,5 раз была снижена ставка сбора за пользование водными биоресурсами. Соответствующее решение позволило снизить совокупную налоговую нагрузку на рыбохозяйственные предприятия с 26 млрд. рублей до 21 млрд. рублей и смягчить негативные последствия экономического кризиса 2008 - 2009 годов. 2. Для малых и средних предприятий решен вопрос о возможности уплаты единого сельскохозяйственного налога. При этом государством быловыделено 1,1 млрд. рублей с целью субсидирования процентных ставок по кредитам на строительство и модернизацию флота, объектов береговой инфраструктуры. 3. С 2010 года Правительство Российской Федерации начало субсидировать часть затрат на уплату процентов по кредитам, выделяемым на создание специализированных рынков по реализации рыбной продукции, уплату лизинговых платежей по приобретению рыбоперерабатывающего, холодильного и технологического оборудования. Вместе с тем необходимо отметить, что государственное финансирование рыбохозяйственной отрасли в виде прямых субсидий хозяйствующим субъектам составляет менее 1,5% консолидированного денежного потока отрасли, а оценочный объём стоимости налоговых льгот составляет 6,8% от совокупного денежного потока отрасли. Таким образом, рыболовная отрасль не относится к числу отраслей - получателей государственных субсидий, т.к. общий объём налоговых поступлений и таможенных платежей рыболовной отрасли составил в 2009 году 26 млрд рублей, что в 3,7 раза превышает прямую и косвенную государственную финансовую поддержку. Рассматривая вопросы обеспечения финансирования рыболовной отрасли, необходимо обратить внимание на некоторые особенности, которые определяют специфику отраслевого финансирования и создают специфические отраслевые риски как в сфере кредитования, так и в сфере инвестиционной деятельности. К ним относятся: 2) ярко выраженная сезонность рыболовного промысла, которая обостряет «кредитный голод» в период подготовки к основным рыболовным путинам; 3) высокая фондоёмкость производственной и транспортно-логистической инфраструктуры; 4) разрыв между основными районами добычи (вылова) полных биоресурсов и основными районами потребления рыбной и иной продукции 5) высокий уровень концентрации рыбохозяйственного производства в отдельных регионах, где отсутствуют другие виды деятельности, а также сезонность и неравномерность сырьевой загрузки, что обусловливает высокий уровень социальных рисков; 6) диспаритет в конечной стоимости рыбной продукции между сектором первичной и глубокой переработки, на который приходится менее 1/3 добавленной стоимости рынка рыбопродукции, и сектором дистрибуции и розницы, на который приходится более половины добавленной стоимости. В силу указанных причин предприятия рыбной отрасли испытывают постоянный дефицит собственных оборотных активов. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами по итогам 2009 года составил «минус 21,5%», в то время, как среднеотраслевая норма этого показателя составляет 10%. В связи с этим, предприятия рыбной отрасли заинтересованы в кредитах и займах банков и финансово-кредитных учреждений. По состоянию на октябрь 2010 года кредиторская задолженность предприятий рыбной отрасли составляет 24,1 млрд. рублей, что на 4,3 млрд. рублей превышает совокупную дебиторскую задолженность по отрасли. Таким образом, доля кредитных ресурсов в совокупной денежной выручке рыбной отрасли составляет почти 25%, в то время как в сельском хозяйстве этот показатель составляет 75%, в деревообрабатывающей промышленности - 90%, в пищевой промышленности - 65%. Размер кредитования рыбной отрасли несмотря на стабильный рост денежной выручки в 2008 - 2010 годах остаётся на уровне 24 млрд. рублей. Помимо недостаточного объёма кредитования необходимо отметить и тот факт, что более 80% банковских кредитов предприятиям рыбной отрасли выдаются на срок не более одного года, в то время как иностранные кредитные организации предлагают кредиты в среднем на 7.5 лет с возможностью отсрочки погашения основной суммы кредита до шести месяцев после ввода объекта в эксплуатацию. В условиях финансово-экономического кризиса практически все кредитные организации ужесточили условия предоставления кредитных ресурсов. Так. были увеличены процентные ставки и размер залога, принимаемого в качестве обеспечения, а также повышены нормы дисконтирования стоимости имущества, передаваемого рыбохозяйственными организациями в залог, сокращены сроки кредитования, введены требования о наличии дополнительных поручителей, увеличено количество предоставляемых документов. Помимо отраслевых рисков, сдерживающих кредитную активность. необходимо подчеркнуть низкий уровень понимания банками особенности функционирования рыбной отрасли. Ни один из крупных российских банков не располагает специальными методиками оценки кредитных рисков в рыбной отрасли, аналогичных методикам для сельскохозяйственного кредитования. Естественным следствием недостаточного понимания финансово-кредитным сектором особенностей отрасли является стабильный уровень просроченной кредиторской задолженности по кредитам банкам. С 2009 года просроченная кредиторская задолженность предприятий рыболовной отрасли банкам не снижается ниже уровня 4,6 млрд. рублей. Серьёзным барьером для наращивания кредитной активности в отрасли является низкий уровень капитализации отрасли и низкая ликвидность производственных активов, составляющих залоговую массу. Хотя полная учетная стоимость основных фондов рыбной отрасли составляет 91 млрд рублей, остаточная балансовая стоимость основных фондов отрасли (которая является основным фактором при расчёте потенциальной кредитной массы) не превышает 34 млрд. рублей, что существенно ограничивает размер возможного кредитования. В тоже время необходимо отметить, что в 2010 году наметилась тенденция к увеличению инвестиций в рыболовную отрасль преимущественно за счёт собственных средств предприятий и кредитных проектов ряда российских банков. Объём инвестиций в модернизацию рыболовного флота и развитие береговой рыбопереработки уже превысил уровень 2009 года на 70%, составив 6 млрд. рублей. Доступ предприятий рыбохозяйственного комплекса к долгосрочным инвестиционным ресурсам может быть расширен за счёт создания специальных финансовых инструментов, используемых финансово-кредитными учреждениями и страховыми и лизинговыми компаниями, а также за счёт мер государственного содействия финансового, нормативно-правового и правоприменительного характера. К мерам финансового характера относятся: 1) расширение возможностей для увеличения кредитования рыбохозяйственного комплекса за счёт финансово-кредитной системы с 2) применение прямой государственного субсидиарной поддержки в тех элементах рыбохозяйственного комплекса, которые имеют наивысший кумулятивный эффект; 4) предоставление государственных гарантий по кредитам предприятиям рыбной отрасли, выпускающих продукцию высокой степени 5) субсидирование процентных ставок по кредитам предприятии рыбной отрасли, выпускающих продукцию высокой степени переработки, на приобретение необходимых объемов сырья для работы в межпутинный период. Главными направлениями налогового стимулирования могут являться: 1) доработка налогового режима «Единый сельскохозяйственный налог»; 2) поправки в налоговое законодательство о сборах за пользование водными биологическими ресурсами. Ключевым механизмом в правоприменительной сфере является устранение административных барьеров в рыболовстве, а также противоречивой судебной практики, создающей дополнительные риски в сфере финансово-хозяйственной деятельности. Деятельность рыболовных компаний контролируют 32 различных ведомства, которые выдают 511 различных документов, актов, сертификатов и свидетельств, зачастую дублирующие друг друга. Кроме того, судебными органами как в сфере арбитражного, так и в сфере общего судопроизводства зачастую выносятся решения, противоречащие разъяснениям государственных органов, которые применялись рыбохозяйственными предприятиями, что создаёт высокую степень финансового риска и напрямую сдерживает кредитную активность в отрасли. С учётом состоявшегося обсуждения вопросов законодательного обеспечения финансирования рыбохозяйственного комплекса Российской 1. Федеральному Собранию Российской Федерации: 1) внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации. предусматривающие возможность: - распространения права на уплату льготной ставки сбора на российские рыбохозяйственные организации, доля дохода которых от - предоставления инвестиционного налогового кредита организациям, осуществляющим строительство судов рыбопромыслового флота на российских судостроительных верфях; - предоставления налогоплательщикам права применять к основной норме амортизации специальный коэффициент до 3 включительно в отношении судов рыбопромыслового флота, построенных на российских судостроительных верфях; - освобождения от налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации судов рыбопромысловое флота, построенных или приобретенных за пределами таможенной территории Российской Федерации; - применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость для судостроительных и судоремонтных предприятий, осуществляющих 2) внести изменения в таможенное законодательство Российской Федерации, предусматривающие возможность: - снижения ставок ввозных таможенных пошлин на оборудование, предназначенное для оснащения рыбоперерабатывающих производств. - ускорить рассмотрение и принятие проектов федеральных законов «Об аквакультуре» и № 434723-5 "О внесении изменения в статью 333.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (об изменении ставки сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов для индивидуальных предпринимателей); 3) ускорить принятие Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», вносящего изменения в Федеральный закон «О государственной границе». предусматривающие возможность осуществления перегрузов уловов волны» биоресурсов и произведённой из них рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в специальных районах укрытия, в случае сложных метеорологических условий. 2. Правительству Российской Федерации: 1) утвердить Стратегию развития рыболовного судостроения, содержащую механизмы обновления рыбопромыслового флота на основе кредитования с участием государства и возврата этих средств на условиях лизинга; 2) совершенствовать механизм субсидирования, в том числе путем предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на софинансирование региональных программ развития рыбопереработки; 3) предусмотреть при реализации Программы структурных реформ железнодорожного транспорта меры по предоставлению недискриминационного доступа частных перевозчиков к услугам по перевозке рыбопродукции; 4) предусмотреть в ходе подготовки технических регламентов, предусмотренных перечнем технических регламентов, установленных 5) рекомендовать банкам с государственным участием, включая ОАО «Сбербанк», ОАО «Россельхозбанк» и Государственную корпорацию Председатель Комитета Е.А.Туголуков НО "АССОЦИАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ И ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ МУРМАНА"
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 5076 |