Транспортное распутье БЕАР |
В «Новой киркенесской декларации» подчеркивается необходимость улучшения транспортной системы БЕАР и развития транспортных связейLogistic crossroads of BEAR Тема логистического развития Баренцева региона популярна уже более десяти лет. Отдельные серьезные проекты и исследования в области улучшения международного транспортного сообщения в интересах развивающихся промышленных мощностей Крайнего Севера уже долгое время остаются лишь в научных докладах и в умах экспертного сообщества.Происходящие в Арктике климатические изменения последних лет, коренным образом меняют восприятие и подход к современным логистическим потребностям в политическом, экономическом и научном сообществе, у экологов Северных стран, заинтересованных в экономически выгодной и экологически безопасной эксплуатации арктических транспортных путей, выходе на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и т.д. Уместно говорить о том, что Баренцев\Евроарктический регион (БЕАР) стоит на пороге некоего перелома в области строительства новой внутренней сети транспортных коридоров ориентированной на доступ к арктическим портам России и Норвегии, с последующим выходом на наиболее экономически выгодный морской транспортный коридор современности с «востока на запад» - Северный морской путь. Эти аспекты находят отражение в международных соглашениях, заседаниях рабочих групп, проектах и т.п. Так, например, в принятой в июле 2013 года «Новой киркенесской декларации» особо подчеркивается важность и необходимость улучшения транспортной системы БЕАР и развития транспортных связей. Данные процессы обусловлены интенсивным ростом промышленно-экономического развития, в первую очередь горнодобывающего производства в северных регионах России, Финляндии, Швеции, Норвегии, наличием нефтегазового, лесохозяйственного, рыбопромыслового и туристического потенциала БЕАР. Все это, наравне с возрастающим спросом на продукцию этих отраслей в мире, подчеркивает важность региона для мировой экономики. Вероятно, как весомый аспект, следует учитывать и перспективу перехода с 1 января 2015 года судоходных компаний, действующих в районах Балтийского и Северного морей, пролива Ла-Манш (в рамках Зоны контроля за выбросами соединений серы) на топливо с низким содержанием серы, что удорожит использование грузоперевозок морским транспортом. Уже в краткосрочной перспективе это может положительно отразиться на росте экспорта грузов через порты Баренцева моря и по Севморпути. Все более очевидным и объяснимым становится фактор региональной конкуренции арктических портов Норвегии и России, «победа» каждого из которых обеспечит долгосрочное благоприятное развитие местной экономики, а также крупных финансовых поступлений в бюджет страны. В подобных обстоятельствах поиск и правильный выбор региональных партнеров, последующее сотрудничество в сфере создания межгосударственных транспортных коридоров, обеспечат не только загруженность тех или иных портовых мощностей, но и строительство разветвленной вспомогательной инфраструктуры, появление значительного числа рабочих мест, улучшат привлекательность северных территорий, возможность долгосрочного продуктивного вложения инвестиций, реализацию национальных и международных проектов и т.д. Абсолютно естественно, что при разработке национальных и трансграничных транспортных коридоров, каждая страна в наибольшей степени заинтересована в экономическом эффекте для своих территорий. Однако, в основе взаимовыгодного сотрудничества должен лежать принцип совместного экономического успеха. Учет требований стран-партнеров позволит во многом сократить время согласования реализуемых широкомасштабных проектов, сохранит благоприятный политический климат среди участников. В настоящее время международные эксперты относят 14 логистических маршрутов к числу трансграничных мультмодальных транспортных коридоров, имеющих важное значение для развития БЕАР. При этом в числе 4 - 5 главных маршрутов, наиболее приоритетным выделяется «Северный морской коридор» с г.Мурманском в качестве ключевого узла. Экономическая выгода от перспектив его развития, меньшая рентабельность других маршрутов, подтверждается результатами международных проектных исследований транспортных схем БЕАР, проведенных в период с 2009 года по н.в. в рамках 7-ми крупных логистических проектов («Baltic bird», «Barents low volume road management», «Roadex», «Nordic logistic corridor», «Bothnian green logistic corridor», «North east cargo link» и др.). Создание на Крайнем Севере разветвленной логистической системы, способствующей развитию БЕАР, расширению промышленных, транспортных, туристических возможностей региона, процесс долгосрочный, финансово затратный и требующий совместных усилий всех заинтересованных государств. Вместе с тем, именно итоговый результат, конкретные партнеры, проекты и маршруты, а также географическая и экономическая ориентация, создаваемых в Арктике транспортных коридоров, а не длительные международные дебаты, станут качественными показателями результативности регионального сотрудничества, проверкой на прочность экономических и политических добрососедских связей России со странами Баренцева\Евроарктического региона.Дмитрий Борисов, «Север промышленный» Еще статьи на тему "транспортных":Транспортный узел Мурманской области Концептуальные вопросы программы транспортного освоения Российского Севера О мерах по профилактике дорожно-транспортных происшествий В Мурманской области снижается число дорожно-транспортных происшествий
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2281 |