Немного предыстории |
Шла ещё война.... Город, промышленные и жизнен неважные объекты подвергались почти ежедневным многократным бомбёжкам. Полыхали пожары, падали стены, гибли люди: на фронте - под самим Мурманском, в тылу - в самом Мурманске, Кандалакше, Мончегорске. Шёл 1944-й год. Но уже чувствовалось какое-то потепление, появилась ещё большая уверенность в скорой победе, в скором конце этого ужаса. В область, в города и становища начали возвращаться эвакуированные жёны и дети, старики и молодёжь. Приезжали переселенцы из Кировской, Вологодской, Архангельской областей. Возвращалось вывезенное оборудование, на предприятия поступают по ленд-лизу станки, механизмы, материалы. Оживают предприятия. Начинают действовать ФЗО. Нужны рабочие руки, рыбаки, специалисты. На Мурманской судоверфи достраиваются законсервированные перед войной корпуса мотоботов. Флот рыболовецких колхозов области пополняется новенькими, удлинёнными «касатками»: «Бойкий», «Бодрый», «Быстрый», «Стойкий»... Рыбный порт своими силами восстанавливает причалы, строит внутрипортовые железнодорожные пути и тупики (ветераны ещё помнят руководителей стройбригад - начальника аварийно-восстановительной группы Иванова А.К. и начальника железнодорожной службы Сулюкоева. До сих пор в порту существует «Сулюкоевский тупик». Рыбокомбинат своими силами восстанавливает разрушенные рыбоперерабатывающие цеха и участки, наращивает выпуск рыбной продукции. Только рыбных консервов комбинат выпустил: в 1941 г. - 88,0 тысяч банок, в 1942 г. - 371,80 тысяч банок, в 1943 г. - 187,0 тыс. банок, в 1944 г. - 169,9 тысяч банок. В 1944 году в Мурманск вернулся из эвакуации строительный трест «Мурманрыбстрой», который включился в работы по восстановлению жилья и промпредприятий рыбной промышленности. Везде катастрофически не хватало кадров: специалистов и рабочих. Начиная с 1943 года, в Мурманск и область стали возвращаться эвакуированные, начали прибывать переселенцы из других районов страны. В 1944 году в Мурманскую область было переселено около 6-ти тысяч семей. Из действующей армии были отмобилизованы рыбаки, специалисты флотских специальностей. В 1945 году в состав вновь организованного объединения «Мурманрыба» входило 38 предприятий и флотов, в т.ч. добывающие флота (Тралфлот, Морзверьрыбпром, Моторно-рыболовные станции), рыбоперерабатывающие, тарные и судоремонтные предприятия, строительные, учебные и другие вспомогательные предприятия, расположенные на территории Мурманской области. Кроме того, в Мурманске действовали Мурманская судоверфь, Севлесрыбтрест и Мурманрыбстрой, подчинявщиеся другим ведомствам (Главкам) Наркомпрома. Девятого марта 1946 г. состоялась сессия вновь избранного Верховного Совета СССР, которая приняла план первой послевоенной пятилетки (4-ая пятилетка). В частности, перед работниками рыбной промышленности страны была поставлена задача: достичь довоенный уровень вылова рыбы и морепродуктов уже в 1947 году! И это была не единственная задача. И в последующие пятилетки ставились задачи по наращиванию вылова рыбы, улучшению и расширению ассортимента выпускаемой рыбной продукции. Для выполнения этих задач государство щедро выделяло средства на приобретение добывающего и приемо-транспортного флота. Количественно и качественно преображался флот моторно-рыболовецких станций, обслуживавший рыболовецкие колхозы побережья. В 1948 году колхозы уже имели в своем распоряжении 32 мотобота с двигателями 35-50 л.с. и 23 мотоелы. Кстати, мотоёлы с успехом строились в 1944-1946 годах в Абрам-мысских механических мастерских (в последствии - СРЗ № 2). Начиная с 1950 года, колхозники начали промышлять рыбу на малых рыболовных траулерах с двигателями мощностью 150,0л.с, которые строились петрозаводскими кораблестроителями. К 1954 году уже было 44 траулера, которые заменили мотоботы мотоелы. Мотоботов к тому времени осталось только 10 единиц со 100-сильными двигателями. В этом же году стали поступать рыболовные сейнеры с двигателями в 300 л.с. Это были океанские сейнеры постройки ГДР. Отличные мореходы, оснащённые проверенными на практике дизелями (главными и вспомогательными), радиостанцией, эхолотом, радиолокатором, тралом. С 1964 года рыболовецкий флот колхозов начал пополняться средними рыболовными траулерами. Так колхозники, ранее промышлявшие рыбу чуть ли не под окнами своих жилищ, вышли в открытый океан наравне со своими «старшими братьями», моряками Тралфлота и «Мурмансельди». С 1946 года возобновились поиски «Полярного залома». Экспедиции, организованные в 1946 и 1947 годах под руководством известных на Мурмане учёных ПИНРО Марти Ю.Ю. и Мантейделя, успешно справились с поставленной задачей и обнаружили крупную сельдь «Полярный залом» в районе о. Шпицберген и Исландия. В эфире прозвучала известная радиограмма - доклад Ю.Ю. Марти в Министерство рыбного хозяйства: «В море рыбы - океан, хватит нам и правнукам!» (Как известно, не хватило!). И встал вопрос: чем, какими судами ловить эту традиционную для граждан СССР рыбу? Летом 1948 года была организована первая промысловая экспедиция к берегам Исландии. Участвовали 16 промысловых судов: старенькие, деревянные дрифтерботы, комбайны и трофейные металлические логеры, выловившие почти 10000 центнеров атлантической сельди. В 1949 году было уже задействовано две экспедиции: исландская и шпицбергенская, в которых, вместе с калининградскими, участвовали соответственно 28 и 8 разношёрстных судов, вплоть до мотоботов. За лето было выловлено соответственно 45000 и 4500 центнеров сельди. По результатам работы этих экспедиций, которые доказали, что в Северной Атлантике имеется достаточно большие запасы сельди, правительство СССР принимает решение об организации на базе «Морзверрыбпрома» Управления сельдяного флота «Мурмансельдь». Итак, в Мурманске в 1949 году был создан новый специализированный флот. Первоначально в его состав вошли 7 разнотипных логеров (немецкие логеры: «Гроза», «Дельфин», «Сазан», и постройки Мурманской судоверфи: «Кораблестроитель», «Олег Кошевой», и др.), 3 рыболовных траулера, 5 океанских сейнеров (СО) и 2 плавбазы: «Тамбов», «Онега». Было развёрнуто серийное строительство СРТ на верфях ГДР. За первую половину 1950 года только «Мурмансельдь» получило из новостроя 42 СРТ. В 1951 году «Мурмансельдь» получило ещё 46 СРТ. К началу 1950 года в «Мурмансельди» числилось 119 СРТ плюс плавбазы, буксиры, танкеры и т.д. Не прекращалось пополнение промысловыми судами основного флота - Тралового. На флот с новостроя непрерывно поступали новые серии промысловых судов: паровые РТ (на твёрдом угольном топливе и жидком топливе - мазуте), дизельные РТ типа «Пионер», дизельные большие рыболовные траулеры (посольные) и большие морозильные траулеры типа «Пушкин». К началу семилетки (1959-1965 гг.) Траловый флот располагал 235-ю промысловыми и 10-ю вспомогательными судами. К этому времени в Тралфлоте уже трудились 13264 человека. Такими же темпами росла численность и мощность флотов Архангельского тралового и Беломорской базы Гослова, которые в большей мере зависели от рыбного порта и других предприятий Мурманска, ибо большую часть года вынуждены были базироваться на порт Мурманск. Шла мощная и целенаправленная замена флота Мурманского, Архангельского и Карельского управлений моторно-рыболовных станций. Старые малопроизводительные судёнышки заменялись более крупными, технически современными судами, что позволило с каждым годом наращивать вылов рыбы и выпуск рыбной продукции, что также прибавляло нагрузку на Рыбный порт. Мурманский рыбный порт задыхался от непосильной нагрузки. Порт остро нуждался в новых механизированных причалах, с новой технологией производства погрузо-разгрузочных работ, с большими глубинами у кордона. Росли в больших объёмах потребности флотов в судоремонтных работах разной сложности. Резко возросли потребности в топливных ресурсах, как жидких, так и угле, предметах судового обеспечения, тары, промснаряжения. Рост численности работающих на предприятиях, и в особенности молодёжи, ещё больше обострили социальные проблемы: жилья, дома междурейсового отдыха плавсостава, общежитий, столовых, поликлиник, больничных коек, детских садов, учреждений культуры, мест отдыха и т.д. Диспропорция между флотом и береговой базой, обслуживающей этот флот, всё возрастала и возрастала. Росли потери от сверхпланового простоя судов в ожидании разгрузки рыбы, в ремонте, под снабжением. Строительство береговых объектов рыбного хозяйства при ограниченных объёмах финансирования шло медленно, сроки строительства и ввода объектов в эксплуатацию не соблюдались. В значительной мере развитие береговой базы рыбного хозяйства Мурманска сдерживалось недостаточными мощностями строительных и монтажных организаций области. Для решения этих проблем партийными, советскими и хозяйственными органами принимались меры по концентрации внимания к стройкам рыбного хозяйства Северного бассейна в составе Главка. В начале 60-х годов был создан специализированный строительно-монтажный трест «Мурманскпромстрой», которому были поручены все рыбные стройки. В определённой степени это помогло. Но и его мощности было недостаточно для ускоренного строительства и реконструкции береговых объектов. И всё-таки, в трудных условиях, но береговое хозяйство, хоть и медленно, постепенно, набирало силы. Наибольшее ускорение развития береговая база получила в 60-е - 70-е годы. Этому способствовал ряд мер, принятых высшими государственными и партийными органами. Второго июня 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по увеличению добычи рыбы и выпуска рыбной продукции». Было намечено реконструировать Мурманскую судоверфь, увеличить площадь производственных цехов рыбных предприятий, построить новые цеха, удлинить длину причальных линий, пополнить производственные цеха оборудованием и средствами механизации. * * * Слово «застой» теперь прочно вошло в обиход. Им измеряется тот послевоенный период жизни страны, когда мы преодолели военную разруху и превратились во всемирно признанную державу. Излишне говорить о наших успехах в космосе, о повышение нашего материально-технического уровня, о ликвидации последствия культа- все это хорошо известно. Мне пришлось быть не только свидетелем этой жизни, но и активно участвовать в том процессе, когда наша рыбная промышленность, у нас здесь на Мурмане, добилась максимального успеха за все время существования нашего государства. Да простится мне обилие имен, дел и должностей, поминаемых в тексте. Назвать тех товарищей, с которыми трудился рядом, переживал все радости и трудности - моя святая обязанность и я не могу ею пренебречь. Разве это был «застой»?
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1915 |