Главная Блицтурнир «Угадай-ка!»
Блицтурнир «Угадай-ка!» Печать E-mail

Как я уже говорил, ко второй половине 1990-х годов сформировалась основная структура «Рыбного Мурмана».

И как 24-х страничного еженедельного издания, и как творческого коллектива если не единомышленников, то вполне понимающих друг друга людей, объединенных общими задачами. Совершенствование полиграфической базы открывало новые горизонты как для пишущих, так и создающих облик газеты сотрудников. Раньше делили редакционный коллектив на творческих и технических работников. Но теперь это деление устарело: разве не творческими людьми были Люба Лебедева и Валентина Кузякина, которые занимались компьютерной версткой «Рыбного Мурмана»? Так или иначе «воздействовала» на нас, журналистов, оператор компьютерного набора Людмила Миланова. Она раньше всех «знакомилась» с будущими публикациями и могла, не отрывая глаз от монитора, а рук от клавиатуры, процедить сквозь зубы: «И эту бредятину мы будем печатать в газете?». Подобная предварительная оценка рукописи лично меня заставляла строже подходить к отбору материалов.

Или возьмем Ирину Верт-Миллер - референта редактора, а попросту говоря, мою секретаршу. Сама обладая недюжинными литературными способностями, она плюс к тому отличалась столь редким качеством, как исполнительность. Ее безукоризненная и оперативная исполнительность была спасительным елеем для издерганного и замотанного бесконечными проблемами начальства, то бишь автора этих строк. Стоило мне второпях начиркать на обрывке бумаги проект письма или пересказать Ирине смысл нового приказа по редакции, как она уже несла на подпись отпечатанные на фирменных бланках письма в нужном количестве и нужным адресатам, оформляла проект будущего приказа. Она насколько могла «оберегала» редакторский кабинет от слишком эмоциональных посетителей, а в случае аврала, когда не хватало времени для набора всех идущих в номер материалов, по собственной инициативе садилась за компьютер и работала наравне со штатными операторами. Это ли не творческий подход к делу?

Или возьмем «производственный участок» редакции в составе Евгения Крючкова, Володи Мартыненко и Михаила Жернильского. Именно благодаря мастерству и образному мышлению наших «производственников» менялся облик газеты. И менялся в лучшую сторону.

Совершенствование формы, шлифовка «внешнего вида» издания требовали новых подходов к осмыслению самих материалов, которые готовили пишущие журналисты. Симбиоз формы и содержания - вот на чем держится современная газета, во всяком случае, держался такой еженедельник, как «Рыбный Мурман».

Мы «довели до ума» лицо газеты - первую полосу. Как правило, на ней анонсировался основной материал номера. Но анонсировался образно, выпукло, с использованием всех технических возможностей и изобразительных средств. Мне достаточно было рассказать Володе Мартыненко об основной идее публикации (которая могла быть еще не написана!), дать ее заголовок. И наш художник-дизайнер выдавал «на гора» подчас столь неожиданные эскизы первой полосы еженедельника, что поначалу рука хватала красный фломастер, чтобы все перечеркнуть, но, поразмыслив, я откладывал фломастер в сторону. Идея материала ясна? Да. Доходчиво? Даже слишком. Так может, лучше сам печатный материал подработать, чтобы он «дотягивал» до изображенного на обложке газеты анонса? Подобные мысли посещали меня не раз, и я был только рад тому, что пределов для совершенствования у нас в газете не было.

Со временем «устаканился» новостийный разворот второй и третьей полос. С графической версткой, он вбирал в себя четко выстроенные информационные материалы о самых главных событиях за неделю как в Мурманской области, так и в Архангельске, Санкт-Петербурге, Карелии - в этих регионах работали наши собственные корреспонденты. Обрамляли-граничили разворот традиционные колонки «от пятницы до пятницы», где одной строкой сообщалось о том, что было и что будет, давалась криминальная хроника за неделю. Сам разворот мы назвали «Северо-запад: люди, факты, комментарии».

Столь же жесткие формы принял последний газетный разворот, который размещался на страницах 22-23. Это был «Календарь: православный, исторический, астрологический, народный». Для середины и второй половины девяностых годов составить и проиллюстрировать подобный календарь составляло немало трудов. Но за подобную работу взялись и все эти годы добросовестно ее выполняли Станислав Наумович Дащинский (историческая часть) и ваш покорный слуга (я посчитал, что после совершенного паломничества на Святую землю имею полное право пропагандировать православие на газетных страницах).

Довольно-таки неожиданный подзаголовок получила заключительная полоса-обложка еженедельника - «Для тех, кто читает газету с последней страницы». На этой последней странице вниманию читателя предлагались кроссворд и подборка анекдотов, различные тесты и миниинтервью, конкурсы карикатур и юмористических зарисовок, светская хроника «Бомонд»...

Итожа все вышесказанное, давайте представим себе обычный 24-х полосный выпуск «Рыбного Мурмана» второй половины девяностых:

1-я страница - выделенная синей краской шапка-название газеты с расположенными над ней двумя-тремя рекламными сегментами (самое дорогостоящее место), а под названием - фотоколлаж-анонс основного материала номера.

2-3 страницы - разворот «Северо-запад: люди, факты, комментарии».

4-5-6-7 страницы занимала публицистика, представленная материалами на самые различные темы. Как правило, одну из страниц занимали статьи собкоров редакции. Часть площади была отдана рекламе.

Дальше шли «съемные» цельные развороты:

8 и 17 страницы - телепрограмма на предстоящую неделю.

9 - 16 страницы занимало рекламно-информационное приложение «Рыбный рынок» с деловыми авторскими публикациями и рекламным разворотом, с краткими «вестями с промысла» и «дислокацией судов Северного бассейна», с информацией о возвращении экипажей в порт и курсом валют в банках Мурманска, с обзором цен рыбопродукции и перечнем товаров, выставленных на торги электронной биржи...

18-19-20-21 страницы занимали тематические подборки. Как правило, здесь были представлены «Разборки...» Лилианы Кожевой, архиповская «Ностальгия» или полоска для женщин «Подружка», историко-патриотическая страница о легендарных промысловых капитанах или героических событиях Великой Отечественной войны, игровая подборка «Казино» или юморная «Семь сорок», любопытные перепечатки или стихи самодеятельных поэтов...

22-23 - «Календарь».

24 - «Для тех, кто читает газету с последней страницы.

Так, вдвое увеличив объем газеты, мы приходили к читателю в середине девяностых годов. Нельзя было ни в коем случае останавливаться, снижать набранный темп. А для этого требовался не только творческий подход к делу, но и деньги, деньги, деньги...

О деньгах. Сначала о курьезном. В середине августа 1995 года мы объявили блицтурнир «Угадай-ка!». Приз в 100 тысяч рублей «Рыбный Мурман» пообещал тому читателю, кто даст правильный и полный ответ на вопрос: «Какой материал из нашего еженедельника, выходящего по пятницам, в субботу перепечатают другие газеты Мурманска?». За полчаса, отведенных на телефонные звонки, удалось переговорить с девятнадцатью читателями (звонки шли беспрерывно). Среди самых актуальных (полезных, интересных) материалов номера, в котором мы сообщили о блицтурнире, были названы публикации о Севзапкомбанке и льготах для пенсионеров, о вводе в обращение новых американских долларов и православный календарь. То есть людей волновали вопросы, связанные с валютой и с деньгами, положенными в банк; с правами пенсионеров и христианскими праздниками.

Получившийся своеобразный телефонный читательский опрос показал также, что в «Рыбном Мурмане» как школьники, так и пенсионеры находили интересующие их материалы. Лишь шесть из позвонивших в редакцию человек так или иначе были связаны с морем (через других членов семей). Это означало, что, несмотря на название, наш еженедельник не замыкался в узкой «рыбной» тематике. На встречный вопрос: « А почему «Полярка», «Мурманский вестник» или «Вечерний Мурманск» будут, на ваш взгляд, перепечатывать названные статьи из «Рыбного Мурмана»? Разве в этих уважаемых газетах нет своих журналистов, способных подготовить еще более любопытные материалы на актуальные темы?» - вразумительного ответа мы не получили. Лишь одна читательница сказала однозначно: «Хотя в «Рыбном Мурмане» есть интересные материалы, но ни одна газета ничего не перепечатает, потому что это безнравственно».

К сожалению, многие наши читатели изначально пошли по неверному пути. Редакция, опубликовав условия блицтурнира, ставила перед собой более скромную цель: пожурить коллег-газетчиков, которые из раза в раз перепечатывали в своих субботних номерах телепрограмму «ТВ-ХХI» из нашего пятничного выпуска. И не обращали никакого внимания на приписку: «Перепечатка телепрограммы - только с письменного разрешения редакции «РМ». «Как вы думаете, есть такое разрешение у других газет? - спрашивали мы читателей. «Наверное...» - слышали в ответ. Но такого разрешения ни у одной редакции не было. Однако «Комсомолец Заполярья» без зазрения совести сообщал:

«Перепечатано с разрешения редакции «РМ»; «Полярка» была поскромнее, давая лишь ссылку на «Рыбный Мурман»; «Мурманский вестник» вообще не затруднял себя никакими комментариями, пытаясь время от времени стилистически править взятую без спроса телепрограмму...*

Вот так, устав убеждать коллег-газетчиков, что мы ежемесячно перечисляем редакции ТВ-ХХ1 энную сумму денег за телепрограмму, что, как правильно заметила одна из читательниц, перепечатывать, тем более без спроса, безнравственно, - так мы, всенародно посмеявшись над «воришками», пожурили их. Стоило это "Рыбному Мурману" дополнительных 100 тысяч рублей - приз был вручен безработному читателю, которого мы и поздравили с выигрышем. Правильно ли я поступал, столь нерачительно распоряжаясь деньгами? Во-первых, этим блицтурниром мы не только организовали опрос читателей, но и провели неплохую рекламную компанию «Рыбному Мурману». Во-вторых, как говорится, лес рубят - щепки летят. То есть экономь не экономь, а сто рублей - не деньги. И сто тысяч, если только на выпуск одного номера «Рыбного Мурмана» в 1995 году требовалось порядка 18(!) миллионов рублей. Так что сто тысяч, а в пересчете на доллары 20 американских «рублей», погоды, согласитесь, не делали. Моральное же удовлетворение мы получили большое.

А теперь поговорим еще раз о деньгах. Но теперь уже серьезно.

· «РМ» от 25 августа 1995 года

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.227.228.95

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .