Либерализация цен |
Второго января 1992 года джинна, именуемого либерализацией цен, выпустили из бутылки. И он пошел крушить всех и вся.- Словно сорвавшись с цепи, свободные цены бьют не только людей, но рубят целые предприятия, отрасли, регионы, - пишет Зарема Боровая. - Джинн разрушает всю экономику страны. Цены на продукты, услуги, топливо, электроэнергию, транспорт, связь вздулись в десятки раз.Обнищали культура, наука, образование, медицина. Идет откровенная гонка цен...* «А что остается делать?» - разводили рукам хозяйственники. Они вынуждены были поднимать зарплату в своих трудовых коллективах, что отражалось на себестоимости продукции. В результате - новый виток цен. И так до бесконечности, порождая гиперинфляцию, которую не остановишь, если не обуздать рост зарплаты. К таким безутешительным выводам приходили мы, журналисты, и тысячи наших читателей. Казалось, что над всей страной вновь производят какой-то безжалостный и безумный эксперимент. Хотя у правительства задумки, конечно же, были. На подобные экономические реформы власть подталкивали как внутренняя ситуация, так и требования международных финансовых организаций, ставивших дальнейшую помощь и отсрочку выплаты огромного внешнего долга, доставшегося России от СССР, в зависимость от решительных шагов по пути либерализации экономики. Осуществить задуманное взялась команда реформаторов, руководимая вице-премьером Егором Гайдаром (сам президент Ельцин возглавил правительство). «Шокотерапией» окрестили в народе проводимые в стране реформы. Освобождение цен на потребительские товары и продукцию производственного назначения вызвало поголовное обнищание людей. Лишь тарифы в квартплате, коммунальных услугах и в общественном транспорте еще сдерживались административными методами. Предполагалось, что цены начнут снижаться после того, как производители натолкнутся на ограниченность платежеспособности населения. То есть «гайдаровцы» хотели всеми правдами и неправдами изъять у населения лишние, на их взгляд, накопления и таким образом сбалансировать бюджет. Любой ценой, даже ценой жизни и здоровья людей. Но предприятия вместо того, чтобы снижать цены, стали сокращать производство, выпуск товаров - им это было выгоднее. Желанного насыщения потребительского рынка отечественными и импортными товарами не наблюдалось. Плюс к тому у правительства не было средств на индексацию сберегательных вкладов: они моментально обесценились. Политическая ситуация в стране стала накаляться... · Любой ценой, «РМ» от 14 февраля 1992 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000)
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 4204 |