Ледостойкий отгрузочный причал «Варандей» |
В 2008 году в эксплуатацию принят стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал СМЛОП «Варандей»ЛЕНСКИЙ В.Ф., РУДЕНКО В.В., БЛАГОВИДОВ Л.Б., КАДЖОЯН Ю.С., КРАВЧИШИН Д.Н., ТАСАЛИЕВ Д.И. В 2008 году принят в эксплуатацию стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП «Варандей»), который входит в состав сооружений Варандейского нефтяного отгрузочного терминала (ВНОТ). Он предназначен для обеспечения бесконтактной швартовки танкеров 20…70 тыс. тонн и отгрузки на танкер товарной нефти, подаваемой по подводному трубопроводу от берегового комплекса ВНОТ.Танкеры «Василий Динков» и «Василий Готский» успешно работают с отгрузочным причалом с июня 2008 года. СМЛОП установлен на глубине ~18 метров в Печорском море в территориальных водах Российской Федерации, на расстоянии около 12 миль от берега в районе поселка Варандей. Идея строительства стационарного морского причала в составе Варандейского отгрузочного нефтяного терминала прорабатывалась ОАО НК «ЛУКОЙЛ» несколько лет, и в 2005 году были сделаны окончательные шаги по реализации данного проекта: определена компания-строитель СМЛОП – ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть» (генеральный подрядчик) и предприятие-проектант этого сооружения – ОАО «ЦКБ «Коралл» (г. Севастополь). Техническое задание на проектирование и строительство СМЛОП, представленное Заказчиком – ОАО «Варандейский терминал», содержало документацию, подготовленную ранее компанией KBR с участием ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, а также дополнительные условия и требования. Основные изменения в проекте были связаны:- с новой точкой установки и требованиями Заказчика (изменены конструкция опорного основания, свайный фундамент, технологическая схема отгрузки нефти, увеличена длина отгрузочной стрелы и шланга);- с технологическими особенностями строительства в условиях завода по производству строительных конструкций (ЗПСМК) ООО»ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», транспортировки на точку установки и монтажа в море;- с внедрением конструктивных улучшений, таких как: применение роликовой опоры взамен шарового погона, изменение конструкции отгрузочной стрелы, защита подводного трубопровода.С учетом всех изменений с середины 2005 года началось проектирование практически нового сооружения. В декабре 2005 года на основании одобренного Российским морским регистром судоходства технического проекта началась разработка рабочей конструкторской документации. При разработке проектных решений СМЛОП были использованы многолетние обширные данные исследований по гидрометеоусловиям и грунтам района эксплуатации СМЛОП, выполненные ОАО «Арктическая морская инженерно-геологическая экспедиция» (АМИГЭ), ООО «Компания Информар», Арктическим и Антарктическим научно-исследовательским институтом (ААНИИ). Нефть на СМЛОП поступает по двум ниткам подводного трубопровода диаметром 800 мм каждая. Технологическое оборудование и трубопроводы СМЛОП обеспечивают максимальную производительность по отгрузке нефти – 8000 м3/час. Годовая пропускная способность СМЛОП – 12 млн. тонн нефти. СМЛОП рассчитан для эксплуатации в суровых условиях Печорского моря на внешние нагрузки повторяемостью 1 раз в 100 лет: СМЛОП представляет собой стальное сооружение кессонного типа, конструкция которого включает в себя опорное основание с жилой надстройкой, закрепленное на грунте сваями, и поворотное верхнее строение – швартовно-грузовое устройство. Форма и размеры опорного основания причала выбраны, исходя из следующего: - создание с подветренной стороны в ледовый период полыньи с целью наиболее благоприятных условий стоянки танкера при загрузке. Ширина опорного основания в районе переменной ватерлинии принята равной ширине корпуса танкера дедвейтом 70000 тонн, что обеспечивает защиту корпуса танкера, стоящего за СМЛОП, от непосредственного воздействия ледовых образований; - подбор такого угла наклона образующих конусной вставки, при котором соблюдается приблизительное равенство величин расчетных волновых и ледовых нагрузок. Именно в этом случае имеет место оптимальная по весо-габаритным показателям конструкция. Масса опорного основания с надстройкой составляет около 10000 тонн. В процессе проектирования массе опорного основания уделялось особое внимание. Были выполнены детальные расчеты практически каждого элемента конструкции и приняты такие решения, которые позволили снизить массу опорного основания до минимально возможной. СМЛОП оснащен комплексом средств, обеспечивающих жизнедеятельность персонала и его безопасное пребывание на платформе в течение длительного срока. Экипаж СМЛОП – 8 человек, их проживание предусмотрено в одноместных каютах. Кроме того, возможно размещение еще 4 человек в двухместных каютах. В процессе проектирования был проведен комплекс научно-исследовательских работ с привлечением ведущих организаций, а именно:- модельные испытания опорного основания по определению ледовых и волновых нагрузок – в мореходном и ледовом бассейнах ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова;- расчеты устойчивости опорного основания СМЛОП на грунте в строительно-монтажный период (до забивки свай) и расчеты свайного крепления для эксплуатации в течение 25-30 лет – в ООО «Гекон», г. Москва;- расчеты брызгового и атмосферного обледенения, мероприятия по борьбе с обледенением – в Арктическом и Антарктическом научно-исследовательском институте;- расчеты по поведению системы «СМЛОП–танкер–буксир» – в Санкт-Петербургском Государственном Политехническом университете;- модельные испытания системы «СМЛОП–танкер» – в ледовом бассейне Хельсинского технологического университета;- модельные испытания системы «СМЛОП–танкер» – в мореходном бассейне ФГУП ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова.Создание СМЛОП, с момента получения от Заказчика технического задания до установки в море на точке эксплуатации, заняло ~25 месяцев, включая разработку и одобрение технического проекта, разработку рабочей документации, закупку оборудования и материалов, строительство на ЗПСМК в г. Калининграде. Непосредственно строительство СМЛОП на заводе было выполнено за 15 месяцев. На транспортировку из Калининграда на шельф Печорского моря, на постановку СМЛОП в море, включая свайное закрепление опорного основания и монтаж поворотной части, было затрачено около двух месяцев. Сроки создания такого сооружения как СМЛОП были установлены чрезвычайно сжатые, но совместными усилиями генерального подрядчика – ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть», генерального проектанта – ОАО «ЦКБ «Коралл» и многочисленных субподрядных организаций и поставщиков оборудования и материалов они были соблюдены. Нефть и газ арктического шельфа-2008: материалы конференции
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 10831 |