Проблемы технического регулирования инженерных изысканий для строительства |
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» узаконил выполнение инженерных изысканийБаринова Л. С, Строительный комитет Торгово-промышленной палаты РФ, Ларина Т.А., Гамсахурдия Г.Р., ННТЦ «ФУГРО-ДЖЕЙКС» Доклад на Всероссийском конгрессе «Роль инженерных изысканий в обеспечение безопасности зданий, сооружений и территорий»Москва, май 200601 июля 2003 г. в стране произошла революция в техническом нормировании всех видов деятельности введением в действие Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Как и всякая революция, она внесла изрядную долю хаоса. Из сферы хозяйственной деятельности, практически, полностью выпала строительная деятельность, включающая в себя инженерные изыскания, проектирование, строительно-монтажные работы, стройиндустрию. Статья 8 часть 4 № 184-ФЗ в перечне Общих Технических Регламентов (ОТР) предусматривает только нормативы по безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий. Таким образом, из сложившейся общей практики, касающейся безопасности зданий, выпали ключевые виды строительной деятельности, обеспечивающие безопасность зданий и сооружений, - инженерные изыскания, проектирование, строительно-монтажные работы. Для ликвидации этого пробела в законодательной базе страны проведено много совещаний в департаменте технического регулирования Минпромэнерго России, на Правительственной комиссии (21.10.2005), у председателя Правительства Российской Федерации (22.03.2006), широко обсуждалась и продолжает освещаться эта проблема в прессе. Решение о необходимости принятия изменений и дополнений к № 184-ФЗ зафиксированы на всех уровнях, сами изменения представлены в Правительство РФ, но пока реальных действий не предпринято, что, по-видимому, обусловлено противодействием авторов закона. Еще в 2003 г. Управлением технического нормирования и стандартизации была подготовлена Система технического регулирования в строительстве, подготовленная коллективом ведущих подведомственных Госстрою России институтов и одобренная Рабочей группой по техническому регулированию в строительстве и направлена в Правительство РФ. Результат пока нулевой. Ситуацию с техническим регулированием в строительной деятельности выправил новый «Градостроительный кодекс Российской Федерации», утвержденный в декабре 2004 г., который определил состав и порядок ведения градостроительной деятельности, полномочия органов власти на всех уровнях, а также узаконил выполнение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительных работ, основные принципы проведения государственной и негосударственной экспертизы проектной документации. Выход за рамки № 184-ФЗ дает статья 6 часть 3 нового Градостроительного кодекса - техническое регулирование в области градостроительной деятельности возложено на органы государственной власти РФ. Далее работает статья 47 часть 6 Кодекса, возлагающая на Правительство РФ установление видов и порядка выполнения инженерных изысканий, а также состав и форму материалов, порядок формирования и ведения государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий с учетом потребностей информационных систем обеспечения градостроительной деятельности.Следующим путеводителем в вопросах организации и технического регулирования должно было стать Постановление Правительства РФ от 19 января 2006 г. № 20, но не стало, так как введение в текст утвержденного этим постановлением документа включен п. 2 (2-ой абзац) о том, что до вступления в силу технических регламентов должны соблюдаться требования нормативных документов федеральных органов исполнительной власти (обязательные требования действующих строительных норм и правил) в части, не противоречащей Федеральному закону «О техническом регулировании». Таким образом, вместо тех возможностей, которые предлагались Градостроительным Кодексом, нас вернули к статье 46 № 184-ФЗ. Это следует считать правовой потерей. В статье 4 часть 3 устанавливается, что федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного плана, но ничего не сказано о региональных властях, что не закрывало дорогу территориальным строительным нормам. В постановлении Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 упомянутым уже п. 2 (2-й абзац) говорится уже только о федеральных нормах. Вывод напрашивается однозначный. В связи со сложившейся ситуацией в регулирующем правовом поле возникает необходимость проведения ревизии действующих федеральных строительных норм и правил на предмет установления обязательности содержащихся в них требований, одновременно проводя их сопоставление с международными нормами, что потребуется при обосновании необходимости создания технических регламентов в области инженерных изысканий для проектирования и строительства зданий и сооружений. Подход к реализации технического регулирования инженерных изысканий возможен, как минимум, в двух концептуальных вариантах:1. При внесении изменений в № 184-ФЗ (а этого еще надо добиваться общими усилиями) вписаться в общую схему технического регулирования строительной деятельности.• Общий технический регламент по безопасности зданий и сооружений, включающий общие требования к строительной деятельности (инженерные изыскания,проектирование, стройиндустрия).• Специальные технические регламенты по видамстроительной деятельности, в том числе по видам изысканий.2. Не дожидаясь внесения изменений в №184-ФЗ, приступить в разработке технических регламентов по инженерным изысканиям.• Общий технический регламент по безопасности зданий и сооружений при выполнении инженерных изысканий.• Специальные технические регламенты по видам изысканий.Работа по первому варианту, то есть при внесенных изменениях в № 184-ФЗ, позволит осуществить разработку документов в рамках «Программы разработки технических регламентов», то есть с участием бюджетных средств, и, что не менее важно, проблема будет решаться в единых рамках строительной деятельности. Работа по второму варианту позволит закрепить инженерные изыскания в более широком плане, но это уже будет без бюджетной поддержки, то есть потребуется значительная спонсорская поддержка. В этом варианте возникнут сложности включения в план рассмотрения пакета документов в Государственной Думе. Главное в этом варианте - представлять пакет технических регламентов целиком. Средств, планируемых Ассоциацией в размере 1,7-1,9 млн. руб. явно недостаточно на: Эти средства вряд ли покроют затраты на первую часть работы. Отдельной проблемой следует считать трансформацию государственных стандартов в национальные стандарты. По существовавшему ранее порядку государственные стандарты являлись строго обязательными документами. Значит, какую-то часть имеющихся в них обязательных требований необходимо вынести в технически е регламенты. Но это только часть проблемы. Так как, проводя выемки из действующих ГОСТов, нужно сохранять в них смысл и возможность их дальнейшего использования в качестве документов добровольного применения. Выводы:По результатам изложенного следует:1. Принять за основу выбранную концепцию технического регулирования инженерных изысканий для строительства, исходя из необходимости обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, устойчивости и надежности зданий и сооружений, охраны окружающей среды.2. Приступить к реализации принятой за основу концепции технического регулирования инженерных изысканий, включая систему государственного надзора (контроля).2.1. Выполнить анализ и провести выборку обязательных требований к производству инженерных изысканий из действующих строительных норм, правил, государственных стандартов, ведомственных (отраслевых) нормативных документов, которые составят основу будущих технических регламентов.2.2. Подготовить перечень национальных стандартов РФ в увязке с международными стандартами и стандартами ведущих зарубежных стран в соответствии с Международным договором.2.3. Для реализации задач, изложенных в п.п. 2.1. и 2.2., организовать рабочую группу специалистов и учредить старшего в ней для обобщения изложенного.3. Реализовать действия по финансированию работ с привлечением средств не только членов Ассоциации, но других организаций.4. Итоги работы по техническому регулированию ежеквартально обсуждать на Совете директоров Ассоциации.5. Поручить руководству Ассоциации провести рекламные акции и другие действия, способствующие достижению цели.Журнал "СЕВЕР строительный", № 7 июль 2006 г.Еще статьи на тему "изысканий":Предварительные результаты инженерно-экологических изысканий трассы трубопровода ШГКМ Международный стандарт ИСО для инженерно-геологических изысканий «Исследование морских грунтов» Нормативно-правовое и организационное обеспечение инженерных изысканий для строительства Роль инженерных изысканий в обеспечении безопасности зданий, сооружений и территорий
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7089 |