casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Социальная ответственность бизнеса
Социальная ответственность бизнеса Печать E-mail

Прогрессивно мыслящая часть предпринимателей России принимает этику социальной ответственности бизнеса и частно-государственного партнёрства как аксиому.

Следует, однако, отметить, что до недавнего времени в нашей стране традиции такой этики отсутствовали. Это доказывает тот факт, что зачастую предпринимательство и власть вкладывают в понятие «социальная ответственность» разный смысл. Власть порой требует от бизнеса больше, чем он готов дать, что похоже на перекладывание ответственности за благосостояние граждан с государства на предприятия.

Безусловно, бизнес должен обеспечивать достойный уровень жизни населения, но полностью взять на себя социальные функции государства он не в состоянии. Нужно находить механизмы частно-государственного партнерства, выгодные обеим сторонам. Одним из таких механизмов становятся соглашения о социально-экономическом партнерстве между бизнесом и администрациями территорий, на которых он работает. Социальные программы развития административных территорий все больше увязываются со стратегией бизнеса. Из разряда разовых благотворительных акций они переходят в категорию социальных инвестиций. Это означает другую эффективность и другие подходы к управлению компанией. В Мурманской области инициатором заключения подобных соглашений стал Ковдорский ГОК. Его поддержали и другие крупные предприятия. Среди них - ОАО Апатит, Оленегорский ГОК, Кольская ГМК. Поскольку при отсутствии давних традиций опыт предприятий, имеющих высокую социальную результативность, представляется особо интересным, предлагаем обзор материалов о социально-экономической политике крупнейших областных предприятий, заключивших трехсторонние соглашения.

Прежде чем подробно остановиться на опыте конкретных предприятий, следует осветить несколько вопросов общего порядка. Начнём с того, что социальную политику предпринимательства можно разделить на внутреннюю (для своих работников) и внешнюю (для населения территории, на которой она действует). Основным инструментом внутренней политики является заключение коллективных договоров, в которых прописываются социальные гарантии сотрудникам. Договоры регулярно пересматриваются и совершенствуются совместно с профсоюзами и другими заинтересованными сторонами. Внешняя сторона деятельности компании предусматривает совсем иные методы ее работы на территории присутствия. Основные направления социальной политики крупных предприятий: поддержка молодежи и детей, социально незащищенных слоев населения (ветеранов, инвалидов, сирот, многодетных семей), а также учреждений и программ, направленных на развитие малочисленных народностей; защита здоровья населения и поддержка здорового образа жизни; экология.

Нельзя забывать, что если предприятие градообразующее, то граница между работниками предприятия, членами их семей и прочим населением очень размыта. И бизнес в вопросах социальной политики должен ориентироваться на интересы всего населения территории: ее благополучие - важнейшее условие благополучия самой компании, поэтому предприятие не может работать на территории и быть в стороне от ее проблем. Здесь как раз и возникает такая форма сотрудничества как социально-экономическое партнерство - форма взаимодействия бизнеса и власти, при которой компания помимо стандартных обязательств перед работниками и бюджетом берет на себя обязательства развития территории, определяя вместе с властью его приоритеты.

Можно выделить несколько эффективных моделей сотрудничества в цепочке «компания - местная администрация - общественность». Среди них - конкурсный подход к отбору социальных программ, реализация их как бизнес-проектов, то есть с ориентацией на конечный результат и последующей оценкой эффективности; совместная работа администрации и финансовых служб компании над бюджетом муниципалитета.

Но, чтобы прийти к взаимодействию в социальном партнерстве, и власти, и бизнесу необходимо преодолеть определенный путь.

Первоначально социальная ответственность бизнеса рассматривалась компаниями в контексте благотворительности, разовых акций, причем зачастую вынужденного характера: власти попросили - бизнес вынужденно откликался. Тема эффективности подобных вложений даже не обсуждалась. Затем благотворительность стала увязываться с долгосрочными целями компании. Ныне целенаправленная политика в вопросах социальной ответственности и взаимоотношений с местным сообществом подразумевает, что программы рассматриваются как инвестиции в социальную сферу: тогда выгоды получают и компании, и территория. Текущие вложения заменяются долгосрочными программами развития территорий. Власть в свою очередь перестает рассматривать бизнес просто как источник доходов для «латания дыр» в социальной сфере.

«Социальное партнерство власти и бизнеса - как велосипед-тандем, - говорит вице-президент СУАЛ-Холдинга Василий Киселев. - Руль один, а педали крутят оба. Чтобы условия жизни людей на территории улучшались, нельзя делить, кто крутит больше, а кто меньше».


Департаментом экономического развития Мурманской области были подведены итоги выполнения за 2005 год Соглашений о социально-экономическом партнерстве правительства Мурманской области с ОАО "КГМК "Норильский никель" и ОАО "Кольская ГМК", ЗАО "МХК "ЕвроХим", ОАО "ОЛКОН", ОАО "Апатит" и администрациями городов и районов, на территории которых расположены предприятия.
Предприятиями полностью выполнены взятые обязательства по перечислению налоговых платежей в региональный бюджет.
Всего компаниями-участниками Соглашений в 2005 году перечислено в консолидированный бюджет области более 4 млрд.рублей. В течение года выделялись значительные материальные и финансовые средства правоохранительным органам, учреждениям образования, здравоохранения, культуры и спорта. ОАО "Кольская ГМК" на эти цели направлено более 40 млн.рублей, ЗАО "МХК"ЕвроХим"- свыше 20 млн.рублей.

Правительством области по итогам исполнения областного бюджета 2005 года была оказана финансовая помощь бюджетам городов и районов.

В продолжение сотрудничества уже подписаны новые Соглашения на 2006 год с ЗАО "МХК "ЕвроХим" и администрацией Ковдорского района, ОАО "КГМК "Норильский никель", ОАО "Кольская ГМК", администрациями г.Мончегорска и Печенгского района.
ЗАО «Арктикшельфнефтегаз» перечислило первый взнос—2 млн. 850 тыс. руб. — на разработку проекта универсального спортивного комплекса в Мурманске.

ОАО «ГМК «Норильский никель» и ОАО «Кольская ГМК», ЗАО «МХК «ЕвроХим», ОАО «ОЛКОН», ОАО «Апатит» в прошлом году перечислили в консолидированный бюджет Мурманской области более 4 миллиардов рублей.


Одним из ведущих предприятий на территории Мурманской области является открытое акционерное общество «Кольская горно-металлургическая компания». Образованная 16 ноября 1998 года на базе старейших предприятий - комбинатов «Североникель» и «Печенганикель» - в настоящее время компания является одним из лидеров в производстве цветных металлов не только в России, но и за её пределами. Наряду с объединением «Апатит» и Ковдорским ГОКом она обеспечивает стабильность экономического развития Мурманского региона.

В 2005 году Кольская горно-металлургическая компания стала победителем IX Всероссийского конкурса «Лучшие российские предприятия - 2005» в номинации «За высокую социальную результативность». Это ещё раз подтверждает социальную направленность бизнеса компании, обеспечивающей не только развитие собственного производства, но также и реализацию эффективной социальной политики в отношении своих сотрудников и жителей базовых территорий.

ОАО «Кольская ГМК» - производственный комплекс Мурманской области, от деятельности которого зависит социально-экономическое благополучие базовых территорий и региона в целом. Удельный вес платежей ОАО «Кольская ГМК» в налоговых и неналоговых доходах консолидированного бюджета Мурманской области в 2005 году составляет от 13% до 14%. Существует практика заключения тройственных соглашений между КГМК, администрацией области и муниципалитетами городов и районов по налогу на прибыль. Этим соглашением предусматривается некая «планка» - сумма обязательных отчислений предприятия по налогу на прибыль в областной бюджет в текущем году.

Если компания «перепрыгнет» эту «планку», заплатит больше, то вступает в силу новая схема распределения налоговых отчислений, в соответствии с которой половина (или большая часть) выплат возвращается в бюджеты тех муниципальных образований, в которых базируются производства КГМК - это Мончегорск и Печенгский район. В результате у металлургического гиганта появляется заинтересованность в том, чтобы показывать большую прибыль. Во-первых, потому, что это напрямую приведёт к улучшению социально-экономического положения в тех районах, где она работает. А во-вторых, потому что муниципалитетам будет чем расплачиваться с КГМК за поставляемую ею услугу по теплоснабжению. В прошлом году Кольская компания получила примерно такую же прибыль, как все остальные рентабельные предприятия области вместе взятые, и, соответственно, заплатила значительно больше отчислений в бюджеты всех уровней, чем планировалось изначально. Такого результата вряд ли можно было бы достигнуть, если бы не было соглашения. Практика заключения таких соглашений является эффективным способом взаимодействия между предприятием и органами областной и местной власти. Она позволяет на бумаге отразить объективные проблемы, а затем решать их совместными усилиями. В текущем году КГМК план по отчислениям, заложенным в соглашение, уже перевыполнила. Руководство компании ведёт работу по заключению дополнительных соглашений - на более выгодных для области условиях, поскольку из-за благоприятной конъюнктуры на рынке цветных металлов существует реальная возможность поднять планку обязательных выплат. Серьёзные поступления в городской бюджет обещает дать введение в строй перевалочной базы ГМК «Норильский никель», которая сейчас сооружается в Мурманске на участке между рыбным и торговым портом.

Генеральный директор ОАО «Кольская ГМК» Потапов Е.В. считает, что положение дел, когда компания платит налоги, область эффективно распределяет эти деньги между территориями, а муниципалитеты занимаются социальной сферой, наиболее рационально для сотрудничества. Так, ГМК за первое полугодие 2006 года заплатила в бюджеты разных уровней около 2 миллиардов 415 миллионов рублей, что на 990 миллионов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Это прекрасный пример социальной ответственности бизнеса.

На базе запасов железных руд Ковдорского месторождения функционирует ведущее градообразующее предприятие, гарант жизнедеятельности города Ковдора - ОАО "Ковдорский ГОК", эффективное, с точки зрения комплексности отработки месторождений, предприятие, оснащённое современной техникой и оборудованием.

24 января 2006 в Центре делового сотрудничества ОАО «Ковдорский ГОК» состоялось подписание очередного ежегодного соглашения о социально-экономическом партнерстве между ЗАО «МХК «Евро-Хим», правительством Мурманской области и администрацией Ковдорского района на 2006 год, и обсуждались итоги выполнения такого соглашения в 2005 году.

Подписи под соглашением поставили Юрий Евдокимов, губернатор области, и Дмитрий Стрежнев, генеральный директор ЗАО «МХК «ЕвроХим». Губернатор находился в Ковдоре с двухдневным визитом, в рамках которого посетил рудник «Железный», сельскохозяйственное предприятие «Агрокомплекс», Ковдорский детский дом и спортивные объекты - горнолыжную трассу и лыжный стадион. Многое уже сделано и делается ГОКом совместно с администрацией района.

Правительство Мурманской области, ОАО "Апатит" и администрация Кировска также подписали соглашение о социально-экономическом партнерстве. Соглашение подписали губернатор Юрий Евдокимов, генеральный директор "Апатита" Алексей Григорьев, глава Кировска Геннадий Чистяков. Целью соглашения стало взаимодействие сторон, направленное на социально-экономическое развитие Мурманской области и Кировска, бесперебойное снабжение теплоэнергией жилфонда Кировска и погашение долга прошлых лет МУЭП "Кировское ЖКУ" перед ОАО "Апатит" за отпущенную энергию. ОАО "Апатит" взяло на себя обязательства в 2006 году обеспечить своевременное перечисление текущих налоговых платежей в консолидированный бюджет Мурманской области в сумме не менее 900 млн. рублей (I квартал - 200 млн. рублей, II квартал - 235 млн. рублей, III квартал - 240 млн. рублей, IV квартал-225 млн. рублей). Областное правительство берет на себя обязательство "суммы, уплаченные ОАО "Апатит" в консолидированный бюджет Мурманской области сверх 900 млн. рублей, распределять равными долями на финансирование нужд Мурманской области и города Кировск". Если "Апатит" выплачивает более 1,1 млрд. рублей, сумма распределяется в пропорции: 10% - на нужды Мурманской области и 90% - на нужды города Кировска. Администрация Кировска обязалась обеспечить в 2006 году текущие платежи за коммунальные услуги и направить дополнительную финансовую помощь, полученную по данному соглашению на первоочередное погашение задолженности администрации Кировска перед ОАО "Апатит".

Группа СУАЛ и правительство Мурманской области подписали Соглашение об основных принципах сотрудничества. Со стороны правительства Мурманской области Соглашение подписал губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, со стороны Группы СУАЛ - председатель Совета директоров ОАО "СУАЛ-Холдинг" Виктор Вексельберг.

Основной целью подписания документа явились активизация и расширение экономического и научно-технического сотрудничества, всестороннее развитие хозяйственных связей для дальнейшего освоения производственных, природных, трудовых и иных ресурсов Мурманской области, в том числе на основе разработки и реализации совместных проектов и программ, представляющих взаимный интерес. В Соглашении подчеркнута важность осуществления совместных усилий по поддержанию стабильной социально-экономической ситуации в Мурманской области.

Группа СУАЛ выражает готовность к содействию сохранения социальной стабильности в Мурманской области, в том числе путем создания и развития в районах размещения предприятий Группы учреждений образования, медицины, культуры, физкультуры и спорта, их всесторонней поддержки с учетом имеющихся финансовых возможностей.

В соответствии с подписанным Соглашением Группа СУАЛ примет участие в финансировании ряда социально значимых мероприятий, и в частности, по снижению негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и созданию новых рабочих мест. Со своей стороны правительство Мурманской области создает благоприятные условий для деятельности ее предприятий.

Для эффективной организации работы и контроля за ходом выполнения Соглашения достигнута договоренность сформировать постоянно действующую рабочую группу. Целесообразность создания подобного механизма для конструктивного сотрудничества сторон вытекает из необходимости взаимоприемлемого и четкого решения вопросов, связанных с участием бизнес-структур в социально-экономическом развитии регионов.

28 января 2004 года Группа СУАЛ подписала меморандум о взаимопонимании с Агентством США по Международному развитию (USAID). Меморандум предусматривает равноправное партнерство для содействия социальному и экономическому развитию муниципальных образований регионов присутствия Группы СУАЛ. Это первое партнерство такого рода между представительством USAID в России и российской компанией.

Партнерство направлено на активную поддержку органов местного самоуправления, повышение уровня медицинского обслуживания, развитие инфраструктуры, а также стимулирование деятельности малого бизнеса и муниципальных организаций. Такое сотрудничество предполагает широкое участие жителей регионов в процессе принятия решений на местном уровне. Партнерство призвано непосредственно содействовать повышению качества жизни людей в различных регионах России.

Совместно с USAID Группа СУАЛ приступила к реализации общей программы, нацеленной на помощь муниципальным образованиям в их реформировании в рамках нового Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления», а также на расширение социального партнерства в регионах. Исходя из опыта взаимодействия Группы СУАЛ и местных органов власти, можно сказать, что совместная программа с USAID позволит сделать процесс реформирования системы местного самоуправления в ряде территорий более эффективным. К реализации программы привлекаются ведущие эксперты по соответствующим направлениям: фонд «Институт экономики города» (разработка программ стратегического развития муниципального образования), Центр фискальной политики (межбюджетные отношения), фонд «Новая Евразия» (развитие малого и среднего бизнеса), российское представительство Charities Aid Foundation (развитие механизмов системной благотворительности), межрегиональный общественный фонд «Сибирский центр поддержки общественных инициатив» (развитие гражданских инициатив), «Институт устойчивых сообществ» (реализация экологических программ), межрегиональная общественная организация «Достижения молодых» (экономическое воспитание школьников).

Заключая соглашение о социальном партнерстве, бизнес может упорядочить и планировать свои расходы на социальные программы всех направлений, отслеживать их эффективность, учитывать свои интересы. Повышается результативность взаимодействия с властью и местным сообществом, снижается вероятность возникновения социальной напряженности. Наиболее осязаемый позитивный бизнес-эффект от социальных программ - повышение лояльности и мотивации персонала, а в конечном счете - рост производительности труда. Для холдингов, чьи предприятия расположены в разных регионах, соглашения служат инструментом унификации управления социальными расходами и позволяют координировать социальную политику из центра.

Какую бы форму ни приобретало взаимодействие бизнеса, власти и общества, практическим итогом его должна стать вполне определенная ситуация: участие компаний в социальном развитии территории, согласованные действия с местными и региональными властями, вовлечение в этот процесс малого и среднего предпринимательства.

Главная задача - выстроить партнерские отношения. Муниципалитеты имеют информацию о состоянии дел на территории, а бизнесу она порой недоступна. Зато в распоряжении предпринимателей - эффективные инструменты управления бизнес-проектами, вполне применимые в социальной сфере. Действуя на основе социального партнерства, бизнес сможет реализовать программы в общем контексте региональной социальной политики и получить наибольшую отдачу. Следствием станет положительный имидж региона, благоприятный инвестиционный климат, рост доверия населения и к власти, и к бизнесу.

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 3 2006 г.

Еще статьи по теме "Социальный":

Социальная защита населения

Социальная и техническая инфраструктура

Экономическая и социальная ситуация в Мурманской области

Социальная поддержка для населения Кандалакшского района

Особенности социальной реконструкции

Социальная адаптация на рынке труда

Социальная ответственность бизнеса 1250 из 1500 на основе 5000 оценок. 350 обзоров пользователей.

busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.117.77.9

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������