Совместные действия власти, бизнеса и общества |
Совместные действия власти, бизнеса и общества были необходимы для выхода из кризиса. Достаточно перечитать сообщения о ежедневных действиях правительства Карелии в начале 1998 года, чтобы осознать глубину проблем, стоявших перед республикой.Необходимо было поддерживать лесопромышленный комплекс, служивший прежде локомотивом экономики Карелии. И вот с 1 января по 15 апреля 1998 года была приостановлена плата предприятиями лесного комплекса за провоз тяжеловесных грузов на автомобилях с нагрузкой на ось до 10 тонн. Такое постановление принято Председателем Правительства РК В.Степановым 19 февраля по согласованию с Комитетом РК по строительству, эксплуатации и содержанию автомобильных дорог. Чуть позже, в конце апреля председатель правительства РК В.Степанов принял постановление «О дополнительных источниках финансирования затрат на лесовосстановительные работы, выполняемые подрядным способом». В документе отмечалось, что формирование бюджетных средств за счет лесных податей идет неудовлетворительно. Из причитающихся в 1998 году платежей по лесным податям по двум срокам уплаты в сумме 6671,8 тыс. рублей поступило всего 4371,6 тыс. рублей или 65,5%. Не внесли платежи в бюджет за лесфонд 1998 года леспромхозы Пудожского, Беломорского, Сегежского, Кондопожского, Прионежского, Суоярвского (кроме АОЗТ «Суоярвский леспромхоз») районов. Подавляющее большинство предприятий, в том числе получивших отсрочку по уплате штрафных санкций, не платят лесные подати, привыкают к бесплатному отпуску лесных ресурсов и некачественному освоению лесосек. Было отменено постановление председателя правительства РК от 22 января 1998 года «Об отсрочке штрафных санкций, начисленных по результатам освидетельствования лесосеки 1995 и 1996 гг.». Средства, полученные в виде неустоек за нарушение лесохозяйственных требований, предложено использовать в строгом соответствии с Положением о республиканском фонде лесного хозяйства РК и, в первую очередь, на воспроизводство и охрану лесов. Всем лесопользователям было предписано обеспечить подготовку лесосек 1997 года к весеннему освидетельствованию в соответствии с лесохозяйственными требованиями. Решались проблемы кризиса неплатежей. В феврале в целях обеспечения социальной сферы РК топливно-энергетическими ресурсами и по согласованию с руководством Октябрьской железной дороги В.Степанов постановил принять к взаимозачету задолженность Октябрьской железной дороги по платежам в республиканский бюджет в сумме 4 млн. рублей, за исключением подоходного налога, в счет поставки топочного мазута социальной сфере республики. Управление дороги должно было обеспечить поставки мазута на указанную сумму органам местного самоуправления на основе заключенных договоров. Таким образом решался и вопросы отопления районов, и финансовых взаимоотношений с Октябрьской железной дорогой. Оказывалась поддержка предприятиям. Так, для ввода в эксплуатацию нового компрессорного цеха В. Степанов постановил 24 февраля предоставить АО «Петрозаводский мясокомбинат» отсрочку по возврату полученных кредитных ресурсов на реконструкцию цеха полуфабрикатов. Ряд предприятий простаивал. В январе остановился Сегежский ЦБК. В марте заместитель Председателя Правительства РК С. Яскунов провел совещание с участием руководства ряда министерств и ведомств, «Сегежабумпром», «Кареллеспром», «Карелэнерго», Октябрьской железной дороги, на котором были рассмотрены и утверждены мероприятия по подготовке к пуску комбината во второй половине марта. Были определены конкретные меры, исполнители и сроки по обеспечению предприятия сырьем и мазутом, по доставке древесины железнодорожным транспортом и судами БОПа, о погашении долгов комбината перед АО «Карелэнерго», о расчетах за сырье и услуги. Карелия остро нуждалась в средствах, которые надеялась получить из федерального бюджета. В апреле Президент России Борис Николаевич Ельцин поручил Минфину России рассмотреть просьбу В. Степанова о поддержке Карелии. Председатель Правительства РК В. Степанов голосовал в Совете Федерации против принятия Закона «О Федеральном бюджете на 1998 год», поскольку в нем не были учтены интересы регионов России, в том числе и Карелии. В связи с этим он направил 31 марта Президенту РФ Б. Ельцину письмо, в котором просил увеличить долю Республики Карелия в фонде поддержки субъектов России до уровня 1997 года, оказать помощь республике и переоформить бюджетную ссуду, полученную в 1997 году. Президент РФ 7 апреля дал поручение и.о. министра финансов РФ М. Задорнову рассмотреть просьбу В. Степанова при распределении предусмотренных федеральным бюджетом на 1998 год средств на поддержку регионов, изучить вопрос о переоформлении полученной в 1997 году бюджетной ссуды и доложить о принятом решении. Спустя два дня В. Степанов выехал в Москву для переговоров в Министерстве финансов России. Информация о деятельности правительства республики в те месяцы 1998 года напоминает сводки с фронтов. Ежедневно принимались решения, призванные затыкать дыры, возникавшие в экономики из-за нехватки средств. Возможно, правительство республики в эти месяцы 1998 года вело несколько лихорадочную деятельность.Кризис, охвативший власть, остро ощущавшийся в Карелии, привел к широкому недовольству населения. Требовались серьезные шаги для исправления ситуации, широкомасштабные программы развития. Требовались новые энергичные, может быть, более амбициозные люди во главе республики. Таким человеком стал Сергей Леонидович Катанандов, долгое время бывший мэром столицы Карелии. Бизнес-сообщество в тот момент поддержало Катанандова. У него был опыт руководства Петрозаводском в условиях рыночных отношений. Молодость и энергия привлекали тех, кто видел необходимость перемен. При этом Сергей Катанандов умел четко ставить задачи и жестко требовать их исполнения. По воспоминаниям Юрия Пономарева, Катанандова «боялись и уважали». С одной стороны, в Карелии появился руководитель, Годы, когда республикой руководил Сергей Леонидович Катанандов стали годами развития Карелии. Сейчас эта политическая фигура оценивается неоднозначно, что, впрочем, не удивительно. Любой руководитель, долгое время сосредоточивающий в своих руках бразды правления, вольно или невольно в конечном итоге сталкивается с формирующейся оппозицией. Всегда подрастают новые амбициозные лидеры, не боящиеся претендовать на первые места. В сложившейся структуре власти они ужиться не могут, поскольку чувствуют себя способными на большее. Формируется естественная оппозиция. В настоящее время одни люди склонны все успехи республики объяснять деятельностью Председателя Правительства, а затем Главы РК Сергея Катанандова. Другие стоят на иных позициях, утверждая, что Катанандов пришел к управлению Карелией в удачный момент, после дефолта. Очевидно, что для Карелии - экспорто-ориентированного региона, дефолт сыграл положительную роль. Республиканским производителям было выгодно направлять продукцию на экспорт, будь это лес, бумага или любые другие товары. Возможно, истина находится где-то посредине. Оставим историкам судить о роли Сергея Катанандова в развитии республики. Посмотрим на факты, как год за годом шло это развитие. Требовалось сразу установить прочные связи с другими регионами и странами, вести поиск инвесторов, открывать новые рынки сбыта карельской продукции. Практически сразу после победы на выборах Председателя Правительства Сергей Катанандов начал эту деятельность. 11 июня он принял Генерального консула Финляндии в Санкт-Петербурге Осмо Липпонена. Во время встречи обсуждалась ситуация в экономике Карелии, перемены в руководстве и структуре управления республикой, перспективы взаимного сотрудничества. С.Катанандов подтвердил неизменность курса на развитие добрососедских отношений, экономического сотрудничества с Финляндией. 17 июня Председатель Правительства РК принял участие в работе Петербургского экономического форума. Среди участников форума были члены Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, руководители регионов, известные ученые, представители деловых кругов. Первые шаги нового руководства в Карелии - создание новой структуры лесного комплекса. 18 июня в Правительстве РК прошло обсуждение новой структуры. В совещании приняли участие члены правительства РК и руководители ведущих лесопромышленных предприятий. Согласно предложенной схеме в республике создавался новый орган управления - Комитет по лесопромышленному комплексу, перестраивалась работа холдинговой компании «Кареллеспром». Структура обеспечивала влияние со стороны государства на ведущую отрасль Карелии. В июле на отдых в Карелию прибыл Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. По сообщению ИТАР-ТАСС, руководитель Карелии подчеркнул, что не станет перегружать главу государства проблемами своего региона. «Мы понимаем, что Президент и сам хорошо владеет ситуацией, в которой находится наша республика. И будет неправильно, если мы ударимся в какие-то мелочи, будет отстаивать только свои узкие интересы», - сказал он. В то же время Сергей Катанандов отметил, что во время пребывания Бориса Ельцина в Шуйской Чупе, постарается привлечь внимание главы государства к решению «двух-трех наиболее острых проблем, которые актуальны для всей России». В частности, речь пойдет о судьбе строящейся десятой бумагоделательной машины на крупнейшем в Европе Кондопожском целлюлозно-бумажном комбинате - АО «Кондопога », который находится уже в достаточно высокой степени готовности. Ввод машины в строй действующих позволит предприятию на треть увеличить объемы выпуска газетной бумаги, это 200 тысяч тонн дополнительно. «Мы не будем просить у президента денег на завершение строительства, - заявил карельский руководитель. - Нам нужна лишь помощь в получении кредита, а для этого необходимо, чтобы государство выступило гарантом». Результатом беседы стал визит председателя правительства РФ Сергея Кириенко в Кондопогу. «Мы договорились с Борисом Николаевичем, что я после нашей беседы побываю на бумажном комбинате в городе Кондопоге, - сказал он в интервью корреспонденту ИТАРТАСС перед отлетом из Карелии в Москву. - Сегодня, когда мы теряем экспортный потенциал и валютную выручку, когда происходит падение мировых цен на газ, нефть, энергоносители, мы должны компенсировать себе платежный баланс. И не просто за счет сырья, ведь можно вывозить лес-кругляк, но гораздо лучше вывозить бумагу». Сергей Кириенко ознакомился на комбинате с проектом, связанным с увеличением экспортных возможностей, комбинат сможет выпускать на 30 процентов больше экспортной продукции. Для реализации этого проекта потребуется помощь правительства России. «Мы договорились о комплексных действиях, - сказал он. - Везде должно быть четкое разграничение ответственности и участия. Свою долю ответственности возьмет на себя федеральное правительство. Придется проделать работу и правительству республики. И, естественно, финансовую ответственность должны взять на себя акционеры и руководство комбината. Вот на таких условиях, я думаю, мы решим эту проблему», - сказал Сергей Кириенко. Немедленного вмешательства требовала ситуация на Сегежском ЦБК. 31 июля 1998 года в Правительстве РК состоялось очередное совещание по проблемам АО «Сегежабумпром». По данным за июль лесопромышленные предприятия республики отгрузили комбинату около 100 тыс. кубометров сырья вместо 60 запланированных, что позволило увеличить выпуск продукции почти на 30 процентов. Выпуск бумаги в первом полугодии составил 36,7 тысяч тонн, в 2,7 раза больше, чем во втором полугодии прошлого года. За полгода также выпущено 66,5 млн. бумажных мешков (увеличение в 1,7 раза). Кроме подведения итогов, на совещании состоялся разговор о подготовке бизнес-плана, в котором определится дальнейшая стратегия развития АО «Сегежабумпром». В итоге к руководству комбинатом пришла команда, возглавляемая Василием Федоровичем Премининым. Позднее он вспоминал о тех временах: «На тот период для ЦБК помощь правительства была существенной. Даже если на предприятие придет самая талантливая команда менеджеров, но без рубля в кармане, а у комбината куча долгов, сложные взаимоотношения с энергетиками, с железной дорогой, с лесниками - ничего не сделать... Была создана балансовая комиссия по Сегежскому ЦБК, которая заседала в агентстве по банкротству и утверждала месячный бюджет. Я выступал, рассказывал, что вот эти деньги, которые комбинат получит, можно потратить, а вот эти долги надо заморозить. До следующего месяца. А на комиссии сидят представители Пенсионного фонда, налоговой инспекции, Минэкономики... И спрашивают: когда-нибудь это кончится? Ну ладно, утверждаем бюджет. После этого никто не может прийти и арестовать счета. Так потихонечку мы и развязывали узелки проблем» В оставшиеся годы до конца столетия новому правительству республики пришлось постепенно преодолевать проблемы, возникшие ранее и создавать надежную основу для последующего развития экономики. В августе 1998 года Сергей Катанандов оценивал ситуацию, сложившуюся в России, как катастрофическую. В беседе с корреспондентом «Интерфакс» он говорил: «Правительством страны должны быть приняты пожарные меры по предотвращению дальнейшего обвала рубля, иначе впереди нас ждут обнищание людей и совершенно непредсказуемые последствия». По словам Главы Карелии, «уже сейчас социальная обстановка в регионах очень напряженная». Тем не менее, здесь, в регионе предпринимались все меры для сохранения стабильности. В частности, государство взяло под контроль уплату налогов. В Правительстве Карелии постоянно проходили заседания временной чрезвычайной комиссии (ВЧК). Так, очередное заседание ВЧК состоялось 12 августа. За первую неделю августа в республике резко снизились сборы налогов, поэтому на заседании речь шла не только о стратегии органов государственной власти республики по отношению к предприятиям-неплательщикам, но и о выработке политики взаимоотношений с предприятиями всех форм собственности в области налогов и финансов. ВЧК ставило перед предприятиями главную задачу: платить текущие налоги и постепенно рассчитываться со старыми. Так называемые «живые» деньги в республике есть, но этими потоками необходимо управлять. Члены ВЧК однозначно заявили, что к тем руководителям, кто отказывается рассчитываться по текущим платежам, будут применены самые строгие санкции. Уже 14 августа на заседание временной чрезвычайной комиссии были приглашены руководители ОАО «Судостроительный завод «Авангард». Как сообщил первый заместитель генерального директора ОАО СЗ «Авангард», от предприятия в течение августа в пенсионный фонд поступят текущие платежи - 220 тысяч рублей и 180 тысяч рублей в счет гашения долга. Члены ВЧК предложили представителям предприятия отработать схему расчетов по долгам с местным самоуправлением Петрозаводска, а также подготовить для республиканской налоговой инспекции документы по реструктуризации долгов «Авангард». В сентябре на очередное заседание ВЧК в Правительство Республики Карелия были приглашены руководители и собственники ОАО «Карельский окатыш». Некорректным отношением предприятия к республиканской и местной власти назвал первый заместитель Председателя Правительства РК Виктор Масляков систематическую задолженность «Окатыша» по налогам во все бюджеты и фонды. Республике это крупнейшее горнодобывающее предприятие на тот момент было должно 126 млн. рублей, 70 млн. - в дорожный фонд, 150,6 млн. - Пенсионный фонд. Решением комиссии была создана рабочая группа с целью разработки мероприятий по более эффективной СОЮЗ ПРОМЫШЛЕННИКОВ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ(РАБОТОДАТЕЛЕЙ) РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3819 |