casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Прутков и его предшественники
Прутков и его предшественники Печать E-mail

Весной 1998 года в Мурманске проходили довыборы депутата в областную Думу. Одним из претендентов был Ю.Б.Прутков. Для руководителя тралфлота альтернативы не было - надо было побеждать. Тем более депутатом уже стал Г.В.Тишков, а дорогу между этими двумя руководителями давно перебежала черная кошка. Если не брать во внимание личные симпатии-антипатии, то предположить можно следующее: Тишков, меняя пост начальника тралфлота на севрыбовское кресло, был обижен на своего бывшего зама - Пруткова. Обижен за то, что последний не только не стал его единомышленником в деле объединения предприятий бассейна вокруг «Севрыбы», но и перед самым дележом госсобственности вдруг с подачи самого Тишкова оказался у столь большого и лакомого пирога, как тралфлот.

А Прутков, пройдя через горнило приватизации флота, считал, что именно он сделал самое главное для рыбного Мурмана дело - сохранил самый большой на Севере рыбодобывающий флот.

И как обычно бывает в жизни, на прежние обиды наслаивались новые, вызывая в свою очередь новый этап нестыковок и недоразумений в делах двух крупных руководителей. Это мы, простые люди, можем сходить в церковь и, помолившись, простить своим врагам все их прегрешения, вольные и невольные. А короли постоянно окружены свитой, которая, заботясь о своем благополучии, не допустит ослабления амбиций царственной особы.

Так вот, для продвижения гендиректора тралфлота в Думу был предпринят мощный пропагандистский штурм, в котором, естественно, участвовал и наш «Рыбный Мурман». Именно предвыборной компании мы обязаны появлению на страницах еженедельника одного из немногих очерков о Юрии Борисовиче Пруткове. Подготовила его Инна Петровна Березюк, найдя для публикации не только нужные слова, но и две фотографии: одну архивную худощавого с намечающимися залысинами симпатичного молодого человека лет тридцати, а вторую сегодняшнюю - сидящего на диване у большого глобуса и уверенно смотрящего в объектив улыбающегося и, видно по всему, преуспевающего руководителя.

- В середине рейса Н.К.Елфимов, капитан ППР «Перемышль», заболел. И старпом Юрий Прутков, всего четыре года назад закончивший высшую мореходку, возглавил экипаж. Мало того, что у 29-летнего судоводителя не было диплома капитана дальнего плавания, он и психологически не готовился к такой замене, - пишет наш корреспондент. - Известно, что зам - не сам, окончательное решение все равно принимает капитан. Но уж коли так случилось, надо работать. И капитан Прутков блестяще выдержал испытание: рейс закончился с весьма высокими результатами. Тогдашний начальник Мурманского тралового флота Ю.В.Манихин81 распорядился выдать досрочно черный с золотом диплом Юрию Пруткову и приказом по флоту ввел «закон»: отныне каждый старший помощник обязан в любой момент заменить капитана...

Уже с дипломом в кармане Прутков по заданию Минрыбхоза ушел на дальний юг, чтобы у острова Южная Георгия найти скопления нототении... Потом были рейсы в Луанду, где шла война... Тем временем в тралфлот стали поступать БАТы (большие автономные траулеры) - совершенно новое слово в рыбацком судостроении. На них назначали самых опытных, самых именитых капитанов. А среди них - 32-летний Юрий Прутков. Надо заметить, что многие этапы в его судьбе связаны с понятием «впервые»: необычное вступление в капитанскую должность, самый молодой капитан на качественно новом судне.

Впервые в истории тралового флота Прутков отправился в Тихий океан, чтобы потом армада судов сбежалась в новый промысловый район ЮВТО (юго-восточная часть Тихого океана).

роблемы организации промысла. Под его руководством - 130 судов! Со всего Советского Союза... Может, и были у начальника промрайона минуты отчаяния, безысходности. Только об этом никто не знал. Как всегда, Юрий Борисович был улыбчив с коллегами, чуток к чужой беде, тверд в своих требованиях.

После работы в Тихом океане Пруткова перебросили в Баренцево море опять же флагманом. Было уже полегче, сказывался опыт. И вдруг приказ из главка «Севрыба»: немедленно пересесть на судно, идущее в Мурманск, и явиться в райком партии. А там Юрию Борисовичу сообщили, что отныне он начальник Мурманского мореходного училища! Приказы не обсуждают. И Прутков впервые в жизни перешагнул порог мореходки. От такого «подарка» судьбы волосы дыбом и глаза в разные стороны. Несколько сотен пацанов, у которых на уме одно озорство... Прутков не просто «отбыл» почти восемь лет в высоком кресле начальника. Его неугомонная натура, умение держать дисциплину, талант общения с самыми разными людьми, незаурядный организаторский дар - весь этот великолепный набор качеств хорошего руководителя сослужил добрую службу и мореходке, и городу, и флотам.

Начальником тралового флота в 1992 году был Г.В.Тишков, когда в замы назначили Юрия Борисовича. Пробыв в этой должности полгода, он встал во главе флота. И тут грянула та самая жуть, которую правители страны величали приватизацией. В приказном порядке в сжатый срок следовало переиначить все - от перемены владельца собственности, которой ни у кого не было, до психологии, от смены экономической политики до маркетинга и менеджмента, хотя никто и слов-то таких не знал! Юрий Борисович начал с подбора команды, как когда-то подбирал экипаж. Нужны были самые грамотные и самые преданные флоту люди. Нужны были единомышленники...

Сегодня Прутков намеревается покорить еще одну высоту: не оставляя основной работы, стать депутатом областной Думы. Это человек дела. За некоторыми депутатами стоят партии, движения, а то и большие деньги. За Прутковым - восьмитысячный коллектив флота, ветераны, учителя и врачи, курсанты. Просто мурманчане. Это - их кандидат.*

Конечно же, в данной предвыборной публикации было сделано немало комплиментов кандидату в депутаты, которые мы сегодня опустим за ненадобностью. Но в целом очерк получился деловым и подобными материалами, считаю, могло бы гордиться любое региональное издание. В этом несомненная заслуга Инны Березюк, которая знавала многих сегодняшних флотоводцев еще безусыми штурманцами. Главное - она была не равнодушным наблюдателем, а всегда, сделав свой выбор, до последнего отстаивала интересы тех, кому поверила и доверила свое сердце...

Как я уже сказал, предвыборная компания велась с размахом. Даже профком тралфлота обратился к избирателям с такими словами:

- Никогда отношения профкома с руководством тралового флота, и Ю.Б.Прутковым в том числе, не были гладкими. Это и понятно: задачи профсоюза и работодателя не всегда совпадают. Но принцип социального партнерства ими соблюдается, и мы находим разумный компромисс. Это к тому, что наша поддержка Ю.Б.Пруткова независима и взвешена. Профком реально исходит из того, что Октябрьский округ, будучи традиционно «рыбным» и живущим в основном за счет флотов, должен иметь в Думе такого представителя рыбацкого цеха, который мог бы постоять за свою отрасль...*

Не остался в стороне от предвыборной борьбы и столь рядовой избиратель, как мэр Мурманска. К чести Олега Петровича Найденова, он нашел очень добрые и доходчивые для читателя слова:

- Это были 80-е годы. Я работал директором комбината «Стройконструкция», и Юрий Борисович, возглавлявший тогда среднюю мореходку, обратился ко мне с просьбой помочь курсантам. В моем представлении до этого момента руководители учебных заведений виделись этакими теоретиками, людьми, погруженными в науку. А увидел энергичного, смелого, напористого и очень доброго человека. Потом, когда в мореходном училище начал заниматься мой сын, то я услышал от него много прекрасных отзывов о Пруткове...

Это человек, который никогда не пойдет против своей совести, что бы ему ни предлагали, какой бы конфеткой ни манили. Я уж не говорю о ценности огромного практического опыта Юрия Борисовича. Не говорю о двух орденах, которых он удостоен. Прутков - член коллегии городской администрации. Мне нравится, как он на заседаниях коллегии четко выражает линию рыбопромышленников. Именно опыт генерального директора, умеющего находить решения в безвыходных ситуациях (а ведь ни в одном учебнике или справочнике не прочтешь), очень важен, - нам его позиция помогает принимать серьезные для города решения.*

Приведу еще один отзыв о Пруткове одного из давних внештатных авторов «Рыбного Мурмана», ветерана войны И. А. Курамшина:

- В один из воскресных дней 1994 года я в раздумье шел на вахту. На душе - какое-то гнетущее состояние. В чем причина? Может, после вчерашней пары кружек пива без всяких «прицепов»: денег третий месяц не получаем. Да, безденежье гнетет... Вдруг резко затормозил автомобиль, хлопнув дверцей, вышел Юрий Борисович Прутков. Пожали руки друг другу. Ясно - едет из диспетчерской, ходил по судам, проверял, как идут дела в выходной день. Пруткова я знал еще когда он ходил в море вторым штурманом, а потом оказались вместе на одном судне. Он без всяких вступлений с горечью заговорил:

- Разве думали, Игорь Александрович, что будет так?

Я понял, что он говорит о моей статье в газете «Что с тобой, тралфлот?», где речь шла о том, что моряки не могут получить заработанное. Он не обиделся на меня за статью, чувствовалось, что глубоко переживает свое бессилие противостоять столичным властям. Нет, не изменился Прутков, встав во главе крупнейшего в России флота: та же искренняя улыбка, та же прямолинейность в речах. Горячий, но отходчивый, участливый к судьбе моряка. Организаторский дар не часто кому дается...

В траловом флоте я проработал под руководством тринадцати начальников флота. И очень рад и горд, что довелось потрудиться и под началом Юрия Борисовича...*

Мне кажется, эта встреча, в пересказе ветерана, ярче других высвечивает личность флотоводца. Да и сам автор, который может столь легко и без утайки сказать о своем утреннем похмелье, не будет лукавить в угоду начальнику. Задумывая серию материалов к 80-летию Мурманского тралового флота, я попросил Курамшина записать свои воспоминания о руководителях тралфлота. Признаться, литературная правка тех материалов была большая, но Игорь Александрович добросовестно выполнил редакционное задание. Вот лишь небольшие отрывки о двух флотоводцах далеких 1950-х годов:

- Холодной осенью 1949 года я уже «вырос» до должности мастера добычи (помтралмейстера, как говорили тогда). Ходил на РТ-62 «Ворошилов». Помню, провожал нас в рейс заместитель начальника флота Всеволод Алексеевич Киреев82 . Он недавно покинул мостик траулера: с беспокойной, чисто морской должности капитана-флагмана ушел на еще более беспокойную работу в управлении тралового флота. «Идите не Гусиную банку, - так он начал разговор с экипажем, - рыбалка должна быть хорошей, а вы должны отлично сработать. Желаю удачи, успехов, быстрейшего возвращения и с полным грузом...».

В 1953 году В.А.Кирееву было рекомендовано стать начальником флота. Слова «рекомендация» и «приказ» в те годы были синонимами.

Надо, значит надо. Так было и в годы войны, когда тогда уже легендарный капитан Киреев на СКР-25 протаранил немецкую подводную лодку... Траловый флот знавал многих начальников, но мало кто из них стал действительно символом, живой легендой. Киреев понимал, что терпение - главная черта интеллигентного человека. А вторая - труд. Вместе они все перетрут. Добро порождает добро. Зло разрушает человека и творит хаос... Если всей душой веришь в успех своего дела, то откроешь в себе силы, о которых раньше и не знал. Если ты твердо убежден, что прав, зачем сдаваться? Только потому, что ты пока один и что тебе слишком трудно? Но в правом деле человек не останется один. И Киреев об этом знал, а потому спорил, доказывал: флоту нужны более современные траулеры... Благодаря его настойчивости в 1955 году в Мурманск пришел первый БМРТ.

При внешнем спокойствии и неторопливости Всеволод Алексеевич был крайне непоседлив и любознателен, у него был неугомонный характер. Прежде чем устраивать тому или иному капитану головомойку, до мелочей изучал проступок, а значит, был справедлив в своих действиях. Киреев обладал редким даром мыслить крупно, масштабно, вникать в суть вещей и явлений по государственному глубоко и основательно. А вообще-то это был человек удивительной души - добрый, щедрый, который всегда старался оставаться незаметным.*

- В.М.Маевский был страстным, принципиальным, честным и бескорыстным человеком, неутомимым борцом за судьбы и жизни рыбаков. Приняв дела начальника флота от Киреева, который ушел в главк «Севрыба», Маевский организует и воплощает в жизнь работу БМРТ по освоению Большой Ньюфаундлендской банки. Сам промысловик, он лично знаком со многими капитанами, как говорят рыбаки, знал каждую колдобину в Баренцевом море. Витольд Михайлович прошел не только суровую школу промысловика, но и школу войны. В январе 1942 года вражеская субмарина торпедировала РТ-69 «Енисей». Только ненастная погода позволила экипажу траулера под командованием В.М.Маевского на шлюпках уйти от преследования и догрести до Варзино...

Он не терпел людей беспринципных, колеблющихся, двурушных и если замечал в человеке хоть каплю этих качеств, то решительно рвал с ним всякие отношения. А потом с горечью признавался: «Всегда больно терять человека...». Маевский понимал, что самое большое зло - это кампанейское руководство флотом...

Надо сказать, что он многим помогал бескорыстно, от чистого сердца. Как-то к нему на прием пришел моряк - в промасленной телогрейке, мятый, обросший, и рассказал как на духу о своих бедах, о кампании гуляк, которые втянули его в свою «орбиту». Внимательно выслушав, Витольд Михайлович попросил одного из капитанов взять моряка в море. А через некоторое время, после рейса, тот моряк, долго прождав в приемной, вновь попал к начальнику флота. И Маевский не узнал в чисто выбритом и одетом с иголочки молодом человеке недавнего бедолагу.

Наверное, в то время, в конце 1950-х годов, не нужен был в руководителях ведущего флота человек хоть немного «инакомыслящий». И его тихо «ушли» в Москву руководить всей промысловой разведкой страны. Из жизни мы знаем, что порой повышение бывает хуже иного наказания...*

К рассказам ветерана хочу добавить малый штрих из воспоминаний моего отца, Георги Сергея Степановича, капитана Мурманского тралфлота 1950-1960-х годов. За несколько лет до выхода на пенсию случилось так, что траулер отца столкнулся в Кольском заливе с теплоходом Мурманского пароходства. Обошлось без жертв, но был суд, и отца отстранили от работы. На нервной почве у него развился диабет, в море уже дорога была заказана. Последние годы он проработал на берегу в сменных экипажах, старпомом. А в конце 1974 года написал рапорт на имя начальника флота, в котором просил восстановить его в должности капитана и обязался на следующий же день после этого выйти на пенсию. Так все и случилось. На пенсию отец вышел капитаном, что не давало никаких материальных льгот, но было очень важно для него, отдавшего большую часть жизни морю и траловому флоту. Казалось бы, мелочь. Но, во-первых, этот факт говорит о том, что руководитель флота (в данном случае В.В.Ревнивцев) ради конкретного человека мог пойти на незначительный служебный «подвох», а во-вторых, моряки гордились и своей профессией, и должностью.

Так каким же стал Мурманский траловый флот к весне 2000 года, отмечая свое 80-летие? В списочном составе - 59 судов: 39 из них в головном предприятии, шесть - в «МТФ-1», семь - в «МТФ-2», четыре - в «МТФ-3» и три в губернском флоте. Список этот пополнялся судами, взятыми на условиях долгосрочной аренды с правом выкупа. Практически все корабли были восстановлены, лишь единицам предстоял ремонт «под класс». Промысловой квотой, несмотря на ее дефицит, флот был обеспечен. Впрочем, правильнее будет сказать не «флот», а консорциум «Мурманский траловый флот», на предприятиях которого работали 6400 человек, из них плавсостава - 5800.

Возглавлял консорциум Ю.Б.Прутков, который победил-таки на выборах и стал депутатом Мурманской областной Думы. О том, что стало с флотом после, рассказывали и рассказывают другие журналисты и литераторы других газет и изданий. А для меня, как автора данного повествования о РЫБНОМ МУРМАНЕ в кавычках и без, временные рамки ограничены прошедшим, двадцатым веком.

81 - МАНИХИН Юрий Васильевич, капитан дальнего плавания. Родился в 1937 году в Оренбурге, русский. Окончил Гурьевскую мореходную школу (1954) и Мурманское высшее инженерное морское училище (1969). Работал помощником капитана на учебном судне, заместителем секретаря комитета ВЛКСМ тралового флота, помощником капитана на промысловых судах, с 1963 года - капитан-директор на судах типа БМРТ, ПСТ. В 1070-1975 годах на партийной работе. С ноября 1975 года начальник Мурманского тралфлота. С 1980 года зав. кафедрой морского дела и промрыболовства МВИМУ, с 1983 года зам. гендиректора по флоту Арктикморнефтегазразведки, с 1985 года зав. кафедрой Мурманского технического университета.

· Четвертая высота, «РМ» от 24 апреля 1998 года.

· Дорогие избиратели! «РМ» от 17 апреля 1998 года.

· Юрий Прутков жизнь учил не по учебникам, «РМ» от 10 апреля 1998 года.

· Побольше бы таких в Думе, «РМ» от 17 апреля 1998 года.

82 - КИРЕЕВ Всеволод Алексеевич (1903 - 1990), капитан Мурманского тралового флота. В 1936 - 1941 годах штурман на промысловых судах. В 1941 - 1945 годах командир сторожевого корабля «Бриг» (СКР-25) Северного флота. Таранил сторожевиком и повредил немецкую подводную лодку. После демобилизации вернулся в тралфлот: в 1946 - 1948 годах капитан-флагман, с 1948 года заместитель, с 1953 - начальник флота, затем главка «Севрыба». Умер и похоронен в Севастополе.

· Всеволод Киреев, «РМ» от 4 февраля 2000 года.

· Витольд Маевский, «РМ» от 3 марта 2000 года.

Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй 


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.137.210.110

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������