Монтаж и испытания ОК - 900 атомного ледокола «Ленин» |
В. П. Каменев, директор Северо - Западного филиала Института проблем безопасного развития атомной энергетики Российской академии наук, заслуженный машиностроитель Российской Федерации Первоначально мне начальником цеха 1 машиностроительного предприятия «Звездочка» В.А. Крюковым и начальником участка 1 того же цеха А.П. Рудаковым было поручено организовать в пролете цеха ремонт арматуры с атомного ледокола «Ленин». В то время цех готовился к погрузке «пауков» (одной из частей атомной установки) на ледокол. Погрузка «паука» - это очень интересный технически выполненный эксперимент. После этой операции и начала монтажа реактора моему участку была поручена работа по монтажу компенсаторов объема и фильтров активности.Компенсаторы объема и фильтры активности монтировались в специальные кессоны в баке железоводной защиты (БЖВЗ). Сложность монтажа заключалась в том, что и компенсаторы объема и фильтры активности монтировались своими «лапами» на платики, установленные на БЖВЗ. Необходимо их было подогнать по горизонтали и по прилеганию. Очень сложный процесс припиловки платиков выполняли специалисты нашего участка. В составе группы специалистов участка были высококлассные организаторы производства - бригадиры А.К. Льдинин, А.Н. Коптяев, Н.В. Лукин. Платики были приварены к корпусу БЖВЗ на различном уровне, поэтому для выравнивания «в горизонт» требовалась почти повсеместно наплавка. Не могу не сказать, что наплавка, проведенная сварщицей Тамарой Леонидовной Мазур, требовала минимальной припиловки. Швы наплавки были наложены с такой аккуратностью, что может позавидовать любой сварщик самого высокого разряда. После выполнения заданий по монтажу компенсаторов объема и фильтров активности и сдачи их ОТК и Морскому регистру, участку была поручена работа по монтажу теплообменников третьей очереди и систем забортной воды, трубопроводов третьей очереди. Диаметры трубопроводов забортной воды были во много раз больше, чем на подводных лодках, и поэтому имелась своя специфика монтажа. Все специалисты, выполнявшие эту работу, очень волновались при предъявлении данных трубопроводов Морскому регистру. При гидравлических испытаниях трубопроводов забортной воды, подходящих непосредственно к теплообменникам, выявилась микропора у фланца, подходящего к вварышу в настиле. Пришлось систему осушать и производить наплавку в районе микропоры. Процесс очень трудоемкий и длительный по времени, но другого выхода не было. По монтажу трубопроводов - отдельный разговор. Хочу отметить два важных для меня момента, которые остались в памяти. Когда щиты третьей очереди погрузили в помещение, где они должны были монтироваться, оказалось, что переборки уже зашиты, а фундаменты под щиты не установлены. Тогда я лично намечаю место установки фундаментов и даю указание газорезчику вскрыть зашивку в местах установки фундаментов. Приварили угольники. И тут разразился скандал, ибо это должны были делать специалисты по корпусным работам из цеха 10. На меня выписали браковку. Благодаря вниманию старшего строителя по реакторному отсеку Ю.Н. Гречкова вопрос был закрыт полюбовно. Еще один важный вопрос - это взаимовыручка между исполнителями-смежниками. При монтаже трубопроводов (термообработанные трубы из стали 0Х18Н9Т диаметром 100 мм) третьей очереди, подходящих к реакторному помещению, при подводе их к переборочным стаканам были перепутаны всас и напор. Стыки уже были предъявлены под рентген. Назревал большой скандал, ибо нужно было разрезать по стыкам, обрабатывать стаканы и трубы под сварку, трубы повторно отправлять на термообработку. Для исправления брака требовалось несколько дней, а сроки закрытия построечного документа «Трубопроводы третьей очереди» уже подошли. Работами руководил старший мастер (начальник участка) В.М. Ленин. У него были бы большие неприятности, узнай об этом директор предприятия Г.Л. Просянкин. Идет директорская проверка на КДП в 21.00. Доклад по каждому построечному документу, в том числе и по третьей очереди. На проверке я присутствовал от цеха 1. Григорий Лазаревич спрашивает меня: «Почему не закрыт построечный документ по трубопроводам третьей очереди?» Ответ: «Я не могу закрыть этот документ, так как нет извещения «на фальшиво» от цеха 9». Вопрос к начальнику цеха 9 СБ. Левиту: «В чем дело?» Ответ: «Григорий Лазаревич, как я могу дать извещение «на фальшиво», если цех 1 до сих пор не передал мне арматуру?» (Такой был порядок: арматуру передавал или монтировал на фундаменте монтажник цеха 1, а цех 9 подводил трубы). Мой ответ: «Разберусь». После проверки, примерно в 23 часа, звоню своему планировщику В.В. Скороходову. Он отвечает: «Мы не передали два сливных краника Ду 6, которые устанавливаются перед выходом в море, ибо их могут свернуть, а пока должны стоять заглушки». Объясняю СБ. Левиту. Его ответ: «Мы прожили один день, проживем еще несколько дней и трубопроводы будут перемонтированы». Таким образом, еще два дня этого «цирка», и В.М. Ленин избежал больших неприятностей. Отдельно остановлюсь на работах, связанных с монтажом системы газа высокого давления. Впервые в моей практике монтаж газовых компрессоров ГК-3 осуществлялся не на амортизаторах (АКСС), а на платиках и прокладках с эпоксидной смолой. Это было очень необычно. Но работу выполнили безукоризненно. Хотя некоторые сомнения в качестве монтажа у меня и были. С монтажом баллонов ГВД (24 шт. по 200 л.) - целая эпопея. Баллоны монтировались вниз «головкой» на «подушках» с креплением двумя хомутами. Требования к монтажу очень высокие. Необходимо выдержать зазоры в хомуте и угол сливной магистрали. Кроме того, при монтаже каждого баллона необходимо задействовать портальный кран на несколько часов пока идет подгонка хомутов. Баллоны держали на стропах крана, так как места для закрепления талей не было. Здесь помогли мои хорошие взаимоотношения с бригадиром стропальщиков. Он работал с нами целую смену, а мы всей бригадой осуществляли подгонку хомутов и монтаж баллонов. Об этом было написано в заводской газете, хотя были и нарекания со стороны смежников за временную задержку стропальщиков по нашей работе. Но ведь говорят: «Победителей не судят». После монтажа трубопроводов третьей очереди по технологии должна быть осуществлена отмывка системы до параметров, которые были заданы проектантом по хлору, сухому остатку и жесткости. Система третьей очереди очень разветвленная, обеспечивающая большое количество потребителей, и следовательно доведение циркулирующей воды до нормы, установленной проектантом, требовало непрерывной работы стенда отмывки. Руководил отмывкой систем первой и третьей очередей доктор технических наук Н.С. Хлопкин. Работы по отмывке производились круглосуточно. Мне, как руководителю от завода при отмывке третьей очереди, требовалось несколько дней, а именно неделя. Не уходя домой, сутками приходилось быть на производстве. Приляжешь на несколько часов в какой-нибудь каюте и - опять за отбор проб на анализ воды. Через несколько дней отмывка была закончена и предъявлена Морскому регистру. После этого - тарировка расхода воды для потребителей. Это очень интересная и технически сложная операция. В работе были задействованы начальник бюро отдела главного технолога В.И. Фадеев, начальник бюро конструкторского отдела по оборудованию и системам ядерной энергоустановки с системами автоматического управления и защиты атомных реакторов, дозиметрического контроля, систем контроля теплотехнических параметров установки В.Б. Хоменков (в дальнейшем главный конструктор предприятия «Звездочка»). Работа велась круглосуточно. Кроме теоретических расчетов по пропускной способности дроссельных шайб, необходим был новый монтаж временных схем расхода. Операции выполнялись в течение нескольких часов, и специалисты - сварщики, трубогибщики - работали также круглосуточно. За тарировкой очень внимательно следили не только научные сотрудники ОКБМ и Института атомной энергии им. И.В. Курчатова, но и главный инженер предприятия «Звездочка» А.Ф.Зрячев. Теперь об испытании реакторного помещения на герметичность. В соответствии с конструкторско-технологической и нормативной документацией это помещение необитаемое, а в процессе работы установки в любом режиме должно находиться под вакуумом. Перед предъявлением вакуумирования помещения производится его проверка на герметичность наддувом воздуха под давлением, указанным конструкторской документацией. Испытание реакторного помещения производилось уже перед выходом ледокола «Ленин» на навигацию в поселке Роста Мурманской области. Длительное время (почти неделю) шли испытания, и все безрезультатно, а должны быть предъявлены Морскому регистру. В случае превышения утечки, т.е. давление в помещении снижалось ниже допустимого, планировалось закрытие построечного документа осуществлять с дополнительными условиями. Но вот однажды, глубокой ночью, пришла хорошая мысль: «А не осуществляется ли утечка из реакторного помещения в помещение монжусов, расположенное внизу (оно тоже необитаемое)?» Когда соединили оба помещения и поставили под давление, то падение давления в соединенных помещениях оказалось меньше,чем прописано в конструкторской документации. Я информировал старшего строителя по реакторному отсеку Ю.Н. Гречкова и ответственного сдатчика В.Т. Калганова, которые тоже были на борту атомохода. Работа была принята представителями Морского регистра. Атомный ледокол «Ленин». Второе рождение
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1541 |