Главная Итоги деятельности прибрежных рыбопромышленников в Мурманской области
Итоги деятельности прибрежных рыбопромышленников в Мурманской области Печать E-mail

Информационно-аналитическая записка по итогам деятельности некоммерческой организации

"Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ)  

(за период июнь 2009 – декабрь 2010)

В условиях вхождения в рыночные отношения и дальнейшей работы всего рыбного хозяйства – одним из приоритетных направлений, безусловно, является развитие прибрежного рыболовства и фермерских хозяйств в прибрежной зоне Мурманского берега.

Началу возобновления прибрежного промысла донных видов рыб Баренцева моря (треска, пикша, камбала, камбала-ерш, зубатки, сайда, палтус), а также и нетрадиционных гидробионтов (камчатский краб, морские ежи, морские водоросли, кукумария, морские гребешки) предшествовала, разработанная в первых годах девяностых по инициативе Администрации Мурманской области, Полярным научно-исследовательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М.Книповича (ПИНРО) программа по изучению и рациональному использованию биоресурсов прибрежной зоны Кольского полуострова.

На начальном этапе реализации указанной программы, Государственным комитетом РФ по рыболовству (ныне ФАР), в 1993 году, за счет имеющегося резерва, под это направление, в установленном порядке, было впервые выделено 1200 тонн трески и, в качестве прилова, 300 тон пикши.

Активными проводниками прибрежного рыболовства на то время были руководители АО "Севрыба" Тишков Г.В., директор ПИНРО Трояновский Ф.М., и предприятия: ИЧП "Арктик-Сервис", ТОО "Мурманкомпани", ИЧП "Саами", АОЗТ "Биопром", ТОО "Персей", АОЗТ "Териберская Новь", которые впоследствии и стали основой для образования добровольного прибрежного объединения рыбаков Мурмана.

При значительном росте цен на энергоносители, а также удорожания продуктов питания (даже первой необходимости) – ориентация на промысел малым флотом, доставку напрямую населению свежей и охлажденной рыбы – сокращает расходы топлива, дает возможность людям приобретать качественную и нужную для их здоровья и, что очень важно – по доступным для них ценам, рыбу и иные морепродукты, тем самым обеспечивается наибольшая эффективность работы прибрежного комплекса Мурманской области, создаваемая быстроосязаемым мультипликативным производственным эффектом (один рыбак-прибрежник дает работу 6-9 людям).

В условиях неизбежных природных катаклизмов (пожары, стихийные бедствия и др.), кризисных социально-экономических явлений – все это вместе взятое имеет первостепенное значение для жизнеобеспечения населения региона.

Данный подход способствует возрождению социальной и производственной инфраструктуры для побережья всего Кольского полуострова, дает толчок традиционной деятельности коренных жителей края.

Это и предопределило дальнейшее развитие прибрежной деятельности на территории Мурманской области.

Уже в 1994 году была разработана и, в определенной степени внедрена, региональная нормативно-правовая база прибрежного рыболовства.
Администрацией Мурманской области, с привлечением большой группы специалистов, ученых, практиков местного рыбного хозяйства, было выпущено Постановление № 404 от 21 сентября 1994 года "О мерах по возрождению прибрежных промыслов и фермерских хозяйств в Мурманской области", которое стало первой "ласточкой" по созданию некоторых благоприятных условий для функционирования прибрежного рыболовства как такового на всем Северном бассейне, установки также которого определили дальнейшее оздоровление прибрежного промысла, причем несущие в себе нормы прямого действия.

Беря за основу данный документ, мурманские прибрежные рыбаки, при непосредственном влиянии структур (отвечающих за рыбное дело) Администрации Мурманской области, образовали небольшое прибрежное сообщество (5-8 предприятий) на базе которого в 2000 году, опять же по инициативе Администрации Мурманской области, и была создана некоммерческая организация "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ).

В настоящее время она состоит из 50 предприятий различного профиля прибрежной деятельности (список прилагается, см. прил. № 1), шесть предприятий – в стадии приема в члены-участники НО АПРФХМ. (Анкета НО АПРФХМ прилагается см. прил. № 2)

Указанное неправительственное и некоммерческое сообщество прибрежных рыбопромышленников, объединенное на добровольных началах, является третьим по своему социально-экономическому значению для региона после консорциума "Мурманский траловый флот" и некоммерческой организации "Союз рыбопромышленников Севера", а по отдельным социальным показателям – и первым (это: обеспечение населения свежей и свежеохлажденной рыбой по доступным ценам, высокий и реально осязаемый мультипликативный производственный эффект, создание благоприятного демографического и морально-психологического климата в семьях рыбаков).

Основой комплексной и эффективной деятельности предприятий Ассоциации является, и будет являться, обеспечение их достаточным объемом водных биологических ресурсов на базе законодательно правильно выстроенного нормативно-правового поля федерального и регионального уровней.

С первых дней своего существования – усилия данного общественного формирования и были направлены, прежде всего, на эти очень важные составляющие функционирования прибрежного сообщества.

Свое значительное ускорение в своем развитии и отстаивании интересов членов-участников на общем фоне рыбного хозяйства Мурманской области, Ассоциация получила с конца 2004 года и последующие годы. Именно это время отличается бурным ростом социально-экономических показателей прибрежного комплекса Мурманской области, представители которого постоянно были в гуще и на острие событий, происходящих не только в прибрежном рыболовстве региона, но и всего рыбного хозяйства РФ.

Безусловно, основная работа велась с учетом региональных особенностей. Во главу угла ставились и выполнялись задачи, обуславливающие благополучие самих предприятий Ассоциации, и социально-экономическая целесообразность от их деятельности для населения Мурманской области и близлежащих к ней территорий.

Самое прямое, непосредственное участие члены-участники приняли в подготовке и выпуске Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и последовавших за ним нормативно-правовых актов (порядка 30-ти с лишним) и продолжает это делать и в настоящее время.

Принимая во внимание установки Правительства Мурманской области, его структурных подразделений, Ассоциация активно участвовала и продолжает активно участвовать в разработке региональных программных документов, касающихся, прежде всего, деятельности прибрежного рыбохозяйственного комплекса, а также воссоздания традиционных видов промысла на территориях прибрежных поселений побережья Баренцева и Белого морей (Териберка, Умба, Ура-Губа, Печенга, Лиинахамари и др.).

Рыбаки-прибрежники явились активными проводниками региональной целевой программы "Развитие прибрежного рыболовства, аквакультуры и рыболовства во внутренних водоемах Мурманской области на 2004-2008 г.г.", разработанной и внедренной вместе с ними Правительством Мурманской области. В настоящее время таким же образом принята и действует (обновленная в этом году) ведомственная целевая программа "Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области на 2009-2011 г.г.".

Как известно, по инициативе НО АПРФХМ, Правительством Мурманской области во главе с ее губернатором, при определенном участии муниципального образования г. Мурманск, в свое время были приняты действенные меры по обеспечению населения напрямую свежей и свежеохлажденной рыбой, в этой связи было специально разработано и выпущено региональное постановление Правительства Мурманской области от 29.05.2008 г. № 245-ПП/9 "О мерах по реализации населению Мурманской области живой и охлажденной рыбы и морепродуктов", в рамках которого в отчетном периоде осуществлялась активная реализация населению продукции морского промысла в данном виде.

Причем ее поставки велись, и продолжают вестись, только предприятиями НО АПРФХМ.

Следует отметить, ответственность, несмотря на неоднозначность принятых решений, взяло на себя Правительство Мурманской области. С этого времени свежая, свежеохлажденная, а в конце 2009 года – экспериментальная партия (600 кг) живой рыбы – пошла на Мурманский берег через торговые сети населению по схеме "борт судна – прилавок – население".

Мурманская область в этой части стала своего рода первооткрывателем.

Прибрежными предприятиями Мурманской области по указанной схеме уже поставлено населению региона и соседних областей без каких-либо посредников более 5000 тонн свежей и свежеохлажденной качественной рыбы (треска, пикша, зубатки, сайда, камбала, камбала-ерш, окунь, палтус), из них только предприятиями Ассоциации - более 2500 тонн (см. прил. № 3).

Указанными поставками охвачено порядка 20-ти муниципальных образований Мурманской области. Свежая рыба пошла и за пределы Мурманской области в города Северо-Западного округа России (см. прил. № 4).

В результате прямых поставок указанной рыбы на торговые прилавки города Мурманска и области, значительно снизилась розничная цена и на мороженую рыбу. Появилась возможность у большинства населения (особенно с малым достатком) приобретать рыбу по доступным для них ценам. К примеру, в Москве, Санкт-Петербурге 1 кг свежеохлажденной трески по ориентировочным данным (по состоянию на январь-февраль 2010 года) стоил порядка 120-130 рублей, то в Мурманске, в это же время – до 90 рублей, а в муниципальных торговых образованиях – 80-85 рублей.

Население Мурманского региона с большой благодарностью относится к воссозданию прямой продажи им рыбы, и видит в этом большое будущее города-героя-рыбака, стоящего у моря.

С целью реализации населению рыбы по доступным ценам, в том числе свежей и свежеохлажденной, в южной части города Мурманска уже открыт муниципальный магазин. Планируется открыть еще два в других частях города. Правительством Мурманской области вынашивается, поддерживаемая Росрыболовством, идея создания специализированного оптово-розничного рыбного рынка, презентация которого, кстати, прошла еще на Первом Мурманском Международном Экономическом форуме 15-17 октября 2009 года. Предполагается, это будет первое многофункциональное торговое образование на всем Северо-Западе России по торговле как морской, так и речной и озерной рыбой прямо из воды.

Инициатива мурманских "прибрежников" по обеспечению (в данном варианте) населения свежей и свежеохлажденной, а в перспективе и живой, рыбой, и поставки указанного ассортимента в среднюю полосу России, находит свое отражение в поддержке федеральных органов исполнительной власти (Минрегион России, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзор), а Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) отмечает, что опыт мурманчан может быть принят за основу для его распространения и на другие регионы.

К слову сказать, предприятиями прибрежного промысла Мурманской области за десять лет выловлено (добыто) 102431,6 тонн разных видов рыб и доставлено на Мурманский берег 75875,25 тонн готовой продукции, в т.ч. и на береговые рыбоперерабатывающие мощности Мурманской области в свежем и свежеохлажденном видах (см. прил. № 5).

Все вышесказанное говорит о том, что прибрежный рыбохозяйственный комплекс Мурманской области, выполняя соответствующие конкретные поручения Президента России, движется в правильном и нужном, как для региона, так и для страны в целом, направлении.

Однако, по мнению многих его участников, промышленно-производственный потенциал их прибрежной деятельности намного выше и используется все-таки не в полной мере.

Несмотря на видимые положительные результаты работы Мурманского прибрежного сообщества по обеспечению, в том числе, населения продукцией морского промысла по доступным для них ценам – исполнительными, законодательными органами власти всех уровней с целью дальнейшего развития этого направления, делается далеко не все.

Следует напомнить, что спецификой прибрежного рыболовства предусматривается и ведется лов (добыча) водных биологических ресурсов только в Баренцевом и Белом морях и только в близлежащих районах промысла и продукция, выпускаемая из них – является скоропортящейся, с ограниченными сроками ее реализации. Следовательно, у рыбаков-прибрежников не то что сутки, а каждый час на большом счету. И вот здесь, как раз, не все складывается благополучно.

Замечено – в последнее время значительно активизировали свою деятельность отдельные контрольно-надзирающие службы и ведомства, отвечающие за сопровождение количества и качества, особенно свежей и свежеохлажденной рыбы, и это вроде нужно и правильно.

Но, по отзывам рыбаков-практиков, доставляющих свои свежие уловы на берег, указанные структуры проявляют завидные усердия в части всевозможных проверок, завышенных требований к оформлению сопроводительных документов и т.д. и т.п. – причем ведущих к удорожанию продовольственной продукции населению, к непосредственной и нарастающим итогом тенденции запретительно-карательного характера, что, в свою очередь, безусловно, отбивает всякую охоту и инициативу у предпринимателя-прибрежника (добытчика) работать в рамках поручений Президента РФ на перспективу больше, дальше, лучше.

Следовательно, прибрежной деятельности на Мурмане необходимо в перспективе придать особый статус благоприятствования, ибо ее цели и задачи прямо сообразуются с установками Президента РФ, Правительства РФ и направлены на безусловное обеспечение продовольственной безопасности россиян.

Широкий резонанс в Мурманской области получил проект разрабатываемой совместно Правительством Мурманской области и губернским правлением Финнмарка (Северная Норвегия) с непосредственным участием с российской стороны муниципалитета сельского поселения Териберка, администрации Кольского района, с норвежской стороны – муниципалитетов Хаммерфест, Ботсфьорд, Сер-Варангер (Киркенесс) "Территориальное развитие Териберки 2010-2013 г.г.", на первом месте которого стоит подпроект "Развитие рыболовной отрасли в Териберке", в рамках указанного подпроекта образована и действует совместная рабочая группа по рыболовству. Руководителем группы с российской стороны является представитель НО АПРФХМ (Евенко А.А.).

С целью оптимизации совместных надзорно-контрольных функций, проводимых в установленном порядке соответствующими службами и ведомствами федерального и регионального уровней (ветеринары, таможенники, пограничники) в отношении хозяйствующих субъектов прибрежного рыболовства, Ассоциация ведет большую работу по отладке механизма, способствующего ускоренной, упрощенной схеме по обработке необходимых портовых формальностей при выходе, заходе прибрежных судов с моря и сдачи ими продукции морского промысла, а так же по пресечению ННН промысла.

Впервые, по инициативе НО АПРФХМ, с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области достигнута договоренность о заключении соглашения о взаимодействии и сотрудничеству между указанными сторонами.

Предметом настоящего Соглашения является их взаимное сотрудничество в целях стабильного развития прибрежного комплекса региона путем обеспечения качественной свежеохлажденной рыбопродукцией береговых рыбоперерабатывающих предприятий и обеспечения здоровья населения Мурманской области.

Придавая важное значение развитию рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, и необходимость в создании благоприятных условий, поддержку и финансовое укрепление прибрежных рыбопромышленников – в январе 2010 года, с подачи Правления НО АПРФХМ, было совместно разработано и заключено Соглашение о сотрудничестве между некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" и Мурманским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк".

Целью данного соглашения является обеспечение задач развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса, повышение эффективности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также развития перерабатывающих мощностей путем создания условий для привлечения хозяйствующими субъектами прибрежного рыбохозяйственного комплекса инвестиционных кредитов, обеспеченных государственной поддержкой, а также поддержкой региональных органов власти, в форме возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях.

Основной целью указанных документов является создание базовых условий для организации и дальнейшего развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области.

Что послужило, в свою очередь, одним из оснований для увеличения для Мурманской области прибрежных ресурсов тресковых видов рыб в 8-10 раз. Это то, к чему стремились и стремятся члены-участники НО АПРФХМ, ибо в основе прибрежных промыслов лежит достаточное обеспечение добывающих мощностей соответствующими водными биологическими ресурсами. Это надо понимать в прямом, а не в переносном смысле.

На неплохом уровне, начиная с 90-х годов, развивается взаимовыгодное международное сотрудничество в области прибрежного рыболовства между профильными объединениями рыбаков Норвегии и НО АПРФХМ. Особенно с коммунами Финнмарк, Тромс, Нурланд, с которыми сложились хорошие, деловые отношения, направленные на создание благоприятных условий для жизни народов, проживающих на побережье Баренцева моря.

НО АПРФХМ в свое время явилась одним из инициаторов заключения (в 2006 г.) тройственного договора о сотрудничестве между Союзом рыбаков Норвегии, Союзом рыбопромышленников Севера и Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана, а в 2009 году – с родственным для Ассоциации Норвежским прибрежным союзом рыбаков (Norges Kystfiskarlag).

В основе обозначенного сотрудничества лежит желание решать общие проблемы, улучшать взаимопонимание между прибрежными жителями приграничных и близлежащих территорий наших стран. Озаботиться тем, чтобы управление нашими общими водными биологическими ресурсами произрастало, и было направлено, прежде всего, на благополучие людей.

Все вышеизложенное уже дает положительную отдачу.

И как результат – начиная с 2004 года, идет положительная, стабильно нарастающая, промысловая тенденция прибрежных промыслов, в результате растут и социально-экономические показатели рыбаков, значительно влияющие в целом на общее социальное состояние общества.

К примеру: суммарная выручка от реализации рыбы только за прошлый 2009 год предприятиями НО АПРФХМ составила свыше двух миллиардов рублей. Вся эта денежная масса участвовала в экономическом обороте Мурманской области (налоги, зарплата, инвестиции). Налоговые отчисления предприятий этой же некоммерческой организации в государственную казну за 2009 год составили около 70-80 млн. руб.

Трудозанятость населения возросла почти в 2,5 раза. Из 18 финансово-экономичсеких показателей за указанное время в сравнении с прошлым периодом – по 15-ти имеется прирост. Бюджетная эффективность прибрежного рыболовства значительно выше (в 2,46 раза) чем, в общем, по рыбной отрасли Мурманской области.

Все это говорит о том, что прибрежная деятельность является эффективной мерой развития всего рыбного хозяйства нашей области и несет в себе ярко выраженный социально ориентированный характер!

Безо всякой тени сомнения можно считать – за прибрежным рыбохозяйственным комплексом – будущее. Данная деятельность востребована населением побережья Баренцева и Белого морей.

У предприятий малого предпринимательства, занятых этим делом в регионе, есть надежда на то, что обязательное условие дальнейшего и реального влияния Правительства Мурманской области, его структурного подразделения – Комитета рыбохозяйственного комплекса, контрольно-надзорных и силовых структур региона на данный сектор экономики будет и впредь постоянным, ибо конечной целью деятельности прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, основой которого, безусловно, было и есть прибрежное рыболовство, является максимальное насыщение отечественного рынка рыбными товарами по доступным для населения ценам.

В период природных катаклизмов, мировых экономических кризисов, роль прибрежного рыболовства (в субъектах РФ, территории которых удобно примыкают к морю) в реализации Доктрины продовольственной безопасности, провозглашенной Президентом России, возрастает в разы и имеет основу непреходящего значения.

Председатель Правления, генеральный директор НО АПРФХМ  А. А. Евенко

"____"_____________ 2010 г.

Приложение № 1

Приложение № 2

Приложение № 3

Приложение № 4

Приложение № 5

Материалы годового собрания членов-участников НО АПРФХМ 24 декабря 2010 года


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

13.59.85.151

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .