Итоги деятельности прибрежных рыбопромышленников в Мурманской области |
Информационно-аналитическая записка по итогам деятельности некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ)(за период июнь 2009 – декабрь 2010) В условиях вхождения в рыночные отношения и дальнейшей работы всего рыбного хозяйства – одним из приоритетных направлений, безусловно, является развитие прибрежного рыболовства и фермерских хозяйств в прибрежной зоне Мурманского берега. Началу возобновления прибрежного промысла донных видов рыб Баренцева моря (треска, пикша, камбала, камбала-ерш, зубатки, сайда, палтус), а также и нетрадиционных гидробионтов (камчатский краб, морские ежи, морские водоросли, кукумария, морские гребешки) предшествовала, разработанная в первых годах девяностых по инициативе Администрации Мурманской области, Полярным научно-исследовательским институтом морского рыбного хозяйства и океанографии имени Н.М.Книповича (ПИНРО) программа по изучению и рациональному использованию биоресурсов прибрежной зоны Кольского полуострова. На начальном этапе реализации указанной программы, Государственным комитетом РФ по рыболовству (ныне ФАР), в 1993 году, за счет имеющегося резерва, под это направление, в установленном порядке, было впервые выделено 1200 тонн трески и, в качестве прилова, 300 тон пикши. Активными проводниками прибрежного рыболовства на то время были руководители АО "Севрыба" Тишков Г.В., директор ПИНРО Трояновский Ф.М., и предприятия: ИЧП "Арктик-Сервис", ТОО "Мурманкомпани", ИЧП "Саами", АОЗТ "Биопром", ТОО "Персей", АОЗТ "Териберская Новь", которые впоследствии и стали основой для образования добровольного прибрежного объединения рыбаков Мурмана. При значительном росте цен на энергоносители, а также удорожания продуктов питания (даже первой необходимости) – ориентация на промысел малым флотом, доставку напрямую населению свежей и охлажденной рыбы – сокращает расходы топлива, дает возможность людям приобретать качественную и нужную для их здоровья и, что очень важно – по доступным для них ценам, рыбу и иные морепродукты, тем самым обеспечивается наибольшая эффективность работы прибрежного комплекса Мурманской области, создаваемая быстроосязаемым мультипликативным производственным эффектом (один рыбак-прибрежник дает работу 6-9 людям). В условиях неизбежных природных катаклизмов (пожары, стихийные бедствия и др.), кризисных социально-экономических явлений – все это вместе взятое имеет первостепенное значение для жизнеобеспечения населения региона. Данный подход способствует возрождению социальной и производственной инфраструктуры для побережья всего Кольского полуострова, дает толчок традиционной деятельности коренных жителей края. Это и предопределило дальнейшее развитие прибрежной деятельности на территории Мурманской области.Уже в 1994 году была разработана и, в определенной степени внедрена, региональная нормативно-правовая база прибрежного рыболовства. Беря за основу данный документ, мурманские прибрежные рыбаки, при непосредственном влиянии структур (отвечающих за рыбное дело) Администрации Мурманской области, образовали небольшое прибрежное сообщество (5-8 предприятий) на базе которого в 2000 году, опять же по инициативе Администрации Мурманской области, и была создана некоммерческая организация "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ). В настоящее время она состоит из 50 предприятий различного профиля прибрежной деятельности (список прилагается, см. прил. № 1), шесть предприятий – в стадии приема в члены-участники НО АПРФХМ. (Анкета НО АПРФХМ прилагается см. прил. № 2) Указанное неправительственное и некоммерческое сообщество прибрежных рыбопромышленников, объединенное на добровольных началах, является третьим по своему социально-экономическому значению для региона после консорциума "Мурманский траловый флот" и некоммерческой организации "Союз рыбопромышленников Севера", а по отдельным социальным показателям – и первым (это: обеспечение населения свежей и свежеохлажденной рыбой по доступным ценам, высокий и реально осязаемый мультипликативный производственный эффект, создание благоприятного демографического и морально-психологического климата в семьях рыбаков). Основой комплексной и эффективной деятельности предприятий Ассоциации является, и будет являться, обеспечение их достаточным объемом водных биологических ресурсов на базе законодательно правильно выстроенного нормативно-правового поля федерального и регионального уровней. С первых дней своего существования – усилия данного общественного формирования и были направлены, прежде всего, на эти очень важные составляющие функционирования прибрежного сообщества. Свое значительное ускорение в своем развитии и отстаивании интересов членов-участников на общем фоне рыбного хозяйства Мурманской области, Ассоциация получила с конца 2004 года и последующие годы. Именно это время отличается бурным ростом социально-экономических показателей прибрежного комплекса Мурманской области, представители которого постоянно были в гуще и на острие событий, происходящих не только в прибрежном рыболовстве региона, но и всего рыбного хозяйства РФ. Безусловно, основная работа велась с учетом региональных особенностей. Во главу угла ставились и выполнялись задачи, обуславливающие благополучие самих предприятий Ассоциации, и социально-экономическая целесообразность от их деятельности для населения Мурманской области и близлежащих к ней территорий. Самое прямое, непосредственное участие члены-участники приняли в подготовке и выпуске Федерального закона от 20.12.2004 года № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и последовавших за ним нормативно-правовых актов (порядка 30-ти с лишним) и продолжает это делать и в настоящее время. Принимая во внимание установки Правительства Мурманской области, его структурных подразделений, Ассоциация активно участвовала и продолжает активно участвовать в разработке региональных программных документов, касающихся, прежде всего, деятельности прибрежного рыбохозяйственного комплекса, а также воссоздания традиционных видов промысла на территориях прибрежных поселений побережья Баренцева и Белого морей (Териберка, Умба, Ура-Губа, Печенга, Лиинахамари и др.). Рыбаки-прибрежники явились активными проводниками региональной целевой программы "Развитие прибрежного рыболовства, аквакультуры и рыболовства во внутренних водоемах Мурманской области на 2004-2008 г.г.", разработанной и внедренной вместе с ними Правительством Мурманской области. В настоящее время таким же образом принята и действует (обновленная в этом году) ведомственная целевая программа "Развитие прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области на 2009-2011 г.г.". Как известно, по инициативе НО АПРФХМ, Правительством Мурманской области во главе с ее губернатором, при определенном участии муниципального образования г. Мурманск, в свое время были приняты действенные меры по обеспечению населения напрямую свежей и свежеохлажденной рыбой, в этой связи было специально разработано и выпущено региональное постановление Правительства Мурманской области от 29.05.2008 г. № 245-ПП/9 "О мерах по реализации населению Мурманской области живой и охлажденной рыбы и морепродуктов", в рамках которого в отчетном периоде осуществлялась активная реализация населению продукции морского промысла в данном виде. Причем ее поставки велись, и продолжают вестись, только предприятиями НО АПРФХМ. Следует отметить, ответственность, несмотря на неоднозначность принятых решений, взяло на себя Правительство Мурманской области. С этого времени свежая, свежеохлажденная, а в конце 2009 года – экспериментальная партия (600 кг) живой рыбы – пошла на Мурманский берег через торговые сети населению по схеме "борт судна – прилавок – население". Мурманская область в этой части стала своего рода первооткрывателем. Прибрежными предприятиями Мурманской области по указанной схеме уже поставлено населению региона и соседних областей без каких-либо посредников более 5000 тонн свежей и свежеохлажденной качественной рыбы (треска, пикша, зубатки, сайда, камбала, камбала-ерш, окунь, палтус), из них только предприятиями Ассоциации - более 2500 тонн (см. прил. № 3). Указанными поставками охвачено порядка 20-ти муниципальных образований Мурманской области. Свежая рыба пошла и за пределы Мурманской области в города Северо-Западного округа России (см. прил. № 4). В результате прямых поставок указанной рыбы на торговые прилавки города Мурманска и области, значительно снизилась розничная цена и на мороженую рыбу. Появилась возможность у большинства населения (особенно с малым достатком) приобретать рыбу по доступным для них ценам. К примеру, в Москве, Санкт-Петербурге 1 кг свежеохлажденной трески по ориентировочным данным (по состоянию на январь-февраль 2010 года) стоил порядка 120-130 рублей, то в Мурманске, в это же время – до 90 рублей, а в муниципальных торговых образованиях – 80-85 рублей. Население Мурманского региона с большой благодарностью относится к воссозданию прямой продажи им рыбы, и видит в этом большое будущее города-героя-рыбака, стоящего у моря. С целью реализации населению рыбы по доступным ценам, в том числе свежей и свежеохлажденной, в южной части города Мурманска уже открыт муниципальный магазин. Планируется открыть еще два в других частях города. Правительством Мурманской области вынашивается, поддерживаемая Росрыболовством, идея создания специализированного оптово-розничного рыбного рынка, презентация которого, кстати, прошла еще на Первом Мурманском Международном Экономическом форуме 15-17 октября 2009 года. Предполагается, это будет первое многофункциональное торговое образование на всем Северо-Западе России по торговле как морской, так и речной и озерной рыбой прямо из воды. Инициатива мурманских "прибрежников" по обеспечению (в данном варианте) населения свежей и свежеохлажденной, а в перспективе и живой, рыбой, и поставки указанного ассортимента в среднюю полосу России, находит свое отражение в поддержке федеральных органов исполнительной власти (Минрегион России, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзор), а Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) отмечает, что опыт мурманчан может быть принят за основу для его распространения и на другие регионы. К слову сказать, предприятиями прибрежного промысла Мурманской области за десять лет выловлено (добыто) 102431,6 тонн разных видов рыб и доставлено на Мурманский берег 75875,25 тонн готовой продукции, в т.ч. и на береговые рыбоперерабатывающие мощности Мурманской области в свежем и свежеохлажденном видах (см. прил. № 5). Все вышесказанное говорит о том, что прибрежный рыбохозяйственный комплекс Мурманской области, выполняя соответствующие конкретные поручения Президента России, движется в правильном и нужном, как для региона, так и для страны в целом, направлении. Однако, по мнению многих его участников, промышленно-производственный потенциал их прибрежной деятельности намного выше и используется все-таки не в полной мере. Несмотря на видимые положительные результаты работы Мурманского прибрежного сообщества по обеспечению, в том числе, населения продукцией морского промысла по доступным для них ценам – исполнительными, законодательными органами власти всех уровней с целью дальнейшего развития этого направления, делается далеко не все. Следует напомнить, что спецификой прибрежного рыболовства предусматривается и ведется лов (добыча) водных биологических ресурсов только в Баренцевом и Белом морях и только в близлежащих районах промысла и продукция, выпускаемая из них – является скоропортящейся, с ограниченными сроками ее реализации. Следовательно, у рыбаков-прибрежников не то что сутки, а каждый час на большом счету. И вот здесь, как раз, не все складывается благополучно. Замечено – в последнее время значительно активизировали свою деятельность отдельные контрольно-надзирающие службы и ведомства, отвечающие за сопровождение количества и качества, особенно свежей и свежеохлажденной рыбы, и это вроде нужно и правильно. Но, по отзывам рыбаков-практиков, доставляющих свои свежие уловы на берег, указанные структуры проявляют завидные усердия в части всевозможных проверок, завышенных требований к оформлению сопроводительных документов и т.д. и т.п. – причем ведущих к удорожанию продовольственной продукции населению, к непосредственной и нарастающим итогом тенденции запретительно-карательного характера, что, в свою очередь, безусловно, отбивает всякую охоту и инициативу у предпринимателя-прибрежника (добытчика) работать в рамках поручений Президента РФ на перспективу больше, дальше, лучше. Следовательно, прибрежной деятельности на Мурмане необходимо в перспективе придать особый статус благоприятствования, ибо ее цели и задачи прямо сообразуются с установками Президента РФ, Правительства РФ и направлены на безусловное обеспечение продовольственной безопасности россиян. Широкий резонанс в Мурманской области получил проект разрабатываемой совместно Правительством Мурманской области и губернским правлением Финнмарка (Северная Норвегия) с непосредственным участием с российской стороны муниципалитета сельского поселения Териберка, администрации Кольского района, с норвежской стороны – муниципалитетов Хаммерфест, Ботсфьорд, Сер-Варангер (Киркенесс) "Территориальное развитие Териберки 2010-2013 г.г.", на первом месте которого стоит подпроект "Развитие рыболовной отрасли в Териберке", в рамках указанного подпроекта образована и действует совместная рабочая группа по рыболовству. Руководителем группы с российской стороны является представитель НО АПРФХМ (Евенко А.А.). С целью оптимизации совместных надзорно-контрольных функций, проводимых в установленном порядке соответствующими службами и ведомствами федерального и регионального уровней (ветеринары, таможенники, пограничники) в отношении хозяйствующих субъектов прибрежного рыболовства, Ассоциация ведет большую работу по отладке механизма, способствующего ускоренной, упрощенной схеме по обработке необходимых портовых формальностей при выходе, заходе прибрежных судов с моря и сдачи ими продукции морского промысла, а так же по пресечению ННН промысла. Впервые, по инициативе НО АПРФХМ, с Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области достигнута договоренность о заключении соглашения о взаимодействии и сотрудничеству между указанными сторонами. Предметом настоящего Соглашения является их взаимное сотрудничество в целях стабильного развития прибрежного комплекса региона путем обеспечения качественной свежеохлажденной рыбопродукцией береговых рыбоперерабатывающих предприятий и обеспечения здоровья населения Мурманской области. Придавая важное значение развитию рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, и необходимость в создании благоприятных условий, поддержку и финансовое укрепление прибрежных рыбопромышленников – в январе 2010 года, с подачи Правления НО АПРФХМ, было совместно разработано и заключено Соглашение о сотрудничестве между некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" и Мурманским региональным филиалом ОАО "Россельхозбанк". Целью данного соглашения является обеспечение задач развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса, повышение эффективности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а также развития перерабатывающих мощностей путем создания условий для привлечения хозяйствующими субъектами прибрежного рыбохозяйственного комплекса инвестиционных кредитов, обеспеченных государственной поддержкой, а также поддержкой региональных органов власти, в форме возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях. Основной целью указанных документов является создание базовых условий для организации и дальнейшего развития прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области. Что послужило, в свою очередь, одним из оснований для увеличения для Мурманской области прибрежных ресурсов тресковых видов рыб в 8-10 раз. Это то, к чему стремились и стремятся члены-участники НО АПРФХМ, ибо в основе прибрежных промыслов лежит достаточное обеспечение добывающих мощностей соответствующими водными биологическими ресурсами. Это надо понимать в прямом, а не в переносном смысле. На неплохом уровне, начиная с 90-х годов, развивается взаимовыгодное международное сотрудничество в области прибрежного рыболовства между профильными объединениями рыбаков Норвегии и НО АПРФХМ. Особенно с коммунами Финнмарк, Тромс, Нурланд, с которыми сложились хорошие, деловые отношения, направленные на создание благоприятных условий для жизни народов, проживающих на побережье Баренцева моря. НО АПРФХМ в свое время явилась одним из инициаторов заключения (в 2006 г.) тройственного договора о сотрудничестве между Союзом рыбаков Норвегии, Союзом рыбопромышленников Севера и Ассоциацией прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана, а в 2009 году – с родственным для Ассоциации Норвежским прибрежным союзом рыбаков (Norges Kystfiskarlag). В основе обозначенного сотрудничества лежит желание решать общие проблемы, улучшать взаимопонимание между прибрежными жителями приграничных и близлежащих территорий наших стран. Озаботиться тем, чтобы управление нашими общими водными биологическими ресурсами произрастало, и было направлено, прежде всего, на благополучие людей. Все вышеизложенное уже дает положительную отдачу. И как результат – начиная с 2004 года, идет положительная, стабильно нарастающая, промысловая тенденция прибрежных промыслов, в результате растут и социально-экономические показатели рыбаков, значительно влияющие в целом на общее социальное состояние общества. К примеру: суммарная выручка от реализации рыбы только за прошлый 2009 год предприятиями НО АПРФХМ составила свыше двух миллиардов рублей. Вся эта денежная масса участвовала в экономическом обороте Мурманской области (налоги, зарплата, инвестиции). Налоговые отчисления предприятий этой же некоммерческой организации в государственную казну за 2009 год составили около 70-80 млн. руб. Трудозанятость населения возросла почти в 2,5 раза. Из 18 финансово-экономичсеких показателей за указанное время в сравнении с прошлым периодом – по 15-ти имеется прирост. Бюджетная эффективность прибрежного рыболовства значительно выше (в 2,46 раза) чем, в общем, по рыбной отрасли Мурманской области. Все это говорит о том, что прибрежная деятельность является эффективной мерой развития всего рыбного хозяйства нашей области и несет в себе ярко выраженный социально ориентированный характер! Безо всякой тени сомнения можно считать – за прибрежным рыбохозяйственным комплексом – будущее. Данная деятельность востребована населением побережья Баренцева и Белого морей.У предприятий малого предпринимательства, занятых этим делом в регионе, есть надежда на то, что обязательное условие дальнейшего и реального влияния Правительства Мурманской области, его структурного подразделения – Комитета рыбохозяйственного комплекса, контрольно-надзорных и силовых структур региона на данный сектор экономики будет и впредь постоянным, ибо конечной целью деятельности прибрежного рыбохозяйственного комплекса Мурманской области, основой которого, безусловно, было и есть прибрежное рыболовство, является максимальное насыщение отечественного рынка рыбными товарами по доступным для населения ценам. В период природных катаклизмов, мировых экономических кризисов, роль прибрежного рыболовства (в субъектах РФ, территории которых удобно примыкают к морю) в реализации Доктрины продовольственной безопасности, провозглашенной Президентом России, возрастает в разы и имеет основу непреходящего значения. Председатель Правления, генеральный директор НО АПРФХМ А. А. Евенко "____"_____________ 2010 г. Материалы годового собрания членов-участников НО АПРФХМ 24 декабря 2010 года
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3003 |