Главная В "царском вагоне" - по области
В "царском вагоне" - по области Печать E-mail

В начале шестидесятых годов довелось мне немало поколесить по Кольскому полуострову. Нередко в командировку ездил в "личном" салон-вагоне тогдашнего начальника Мурманского отделения Октябрьской железной дороги Симона Абрамовича Славина, человека добрейшей души и неравнодушного к представителям прессы. Вагон этот отцепляли от состава на нужной нам станции, и служил он там пассажирам и гостиницей, и столовой, поскольку был оборудован соответствующим образом.

Снаружи старый, сохранившийся с еще дореволюционной поры, вагон казался неказистым и очень маленьким по сравнению с "глазастыми" цельнометаллическими коробками гэдээровской постройки. Но это было очень обманчивое представление. Внутри салон-вагон, обшитый то ли материей, то ли пленкой вишневого цвета, поражал невиданным простором и убранством. Все, начиная от ажурных бронзовых дверных ручек и вешалок и кончая вишневого же цвета дверьми и старинными электрическими плафонами, было сделано явно по специальному заказу незаурядными мастерами своего дела. Вывод этот подтверждали и другие детали интерьера, которые не так бросались в глаза, но мимо которых глаз человека пройти не мог.

Старинное убранство несколько контрастировало с современной радиотелевизионной начинкой вагона, однако впечатление старины и какой-то загадочности от этого не становилось меньше. Казалось, что все, здесь сидящие, окружены какой-то тайной.

Не раз и не два задавал я Симону Абрамовичу вопрос: а кто ездил в этом вагоне раньше, в старое дореволюционное время?

И каждый раз Славин полушутя отвечал одно и то же:

- Царь батюшка! А в твоем купе размещалась царица... После ухода С. А. Славина на пенсию вагон этот поставили на запасной путь прямо под окнами нынешнего высотного здания управления отделения дороги. Пришли иные времена, иные люди встали у руля заполярной магистрали, равнодушные к пышной роскоши загадочного вагона. Да и сам вагон к тому времени порядком поизносился, ездить в нем на больших скоростях, несмотря на комфортность, стало небезопасно. Вот и определили его на отстой в резерве.

Я уже стал забывать о командировочных переездах в чудо-вагоне, когда в начале 1985 года мне напомнили о нем столичные коллеги-тассовцы.

- Есть данные, - сказал мне спецкор тогдашней общественно-политической редакции ТАСС Евгений Малюта, - что до сих пор сохранился вагон, в котором из Петербурга

в Москву вместе с членами правительства переезжал Владимир Ленин. Следы вагона ведут в Мурманск. Поинтересуйся там, у местных железнодорожников, что знают о нем...

Вот тут-то и вспомнились мне поездки в загадочном славянском салон-вагоне. Уж не тот ли самый?

Вместе с новым начальником отделения дороги Анатолием Александровичем Зайцевым пришли мы на стоянку салон-вагона. Облазили его снизу доверху, пока не нашли его заводской номер, другие приметы. О находке немедленно сообщили в Москву. А вскоре меня известили, что это действительно один из вагонов "ленинского" спецпоезда. К тому же нашлись якобы доказательства того, что этот салон-вагон раньше служил походной резиденцией последнего русского царя. Так что в шутке Симона Абрамовича Славина о дореволюционной принадлежности вагона, похоже, была доля истины.

К сожалению, тогда я не до конца отследил его дальнейшую судьбу. Доподлинно известно лишь то, что 4 февраля 1985 года в составе поезда № 181 он прибыл из Мурманска в Москву, а позднее был переправлен на Люберецкий вагонный завод для реставрации. В качестве революционной реликвии его планировали после реставрации поставить под стеклянным колпаком в центральном музее железнодорожников, рядом с легендарным паровозом № 245 серии "С", который вел ленинский состав из Петербурга в Москву.

Перестройка всей жизни страны сломала эти планы. Не пощадила судьба и реликвию российских железнодорожников. Вспомнили о ней лишь когда в столице решили создать музей истории железнодорожной техники Московской магистрали. Правда, до реставрации вагона дело не дошло. Не нашлось к тому времени материалов для воссоздания его первоначального облика. Однако и реконструированный вагон дает представление о том, какие условия создавались в пути не только для императора, но и для других первых лиц государства.

- Мы выяснили, что таких вагонов в царском депо было несколько, - рассказал мне по телефону заместитель директора музея Московской железной дороги Георгий Брядов. - Один из них, возможно, тот самый - из Мурманска - стал экспонатом нашего музея, другой экспонируется в музее Октябрьской железной дороги. Довелось и мне не раз слышать, что в нашем вагоне царь якобы подписал свое отречение от Престола. Подтвердить же эту версию документально пока никому не удается. Но вот что хотелось бы особо отметить: такие вагоны строились только отечественными специалистами и предназначались лишь для первых лиц государства. В годы советской власти, пока не появились новые супервагоны, ими охотно пользовались высшие государственные деятели страны. Это были действительно удобные и надежные в эксплуатации передвижные резиденции отечественных правителей.

50 лет на службе Заполярью


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.129.45.92

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .