БМРТ проекта В-408 в Тихом океане |
После того как польские судостроители прекратили постройку БМРТ типа "Лесков" (ГД - 2400 л.с), в конце 70-х годов, они перешли на строительство более совершенных судов проекта В-408 (ГД - 5200 л. с). Скорость "поляков" существенно возросла. Емкость трюмов увеличилась до 1100 тонн. Морозильные мощности позволяли морозить по 64 тонны рыбы в сутки. Первый БМРТ проекта В-408 "Иван Бочков" поступил в "Мурманрыбпром" в 1978 году. Судам такого типа были присвоены имена героев Великой Отечественной войны, защитников Советского Заполярья.Только БМРТ-0025 носил имя капитана "Мурмансельди" К. В. Ардеева. Капитаном первого серийного судна был назначен Лев Семенович Брейхман. Он заочно окончил высшую мореходку, после чего был назначен капитаном, работал на первых БМРТ польской постройки, на БМРТ серии 394АМ, на которых освоил районы на Джорджес-банке, у берегов Америки и Африки. Новые суда, которые мы также называли "полуБАТы", проигрывали по сравнению с большими автономными траулерами (БАТ) тралфлота. Они имели ряд таких крупных недостатков, что на первых порах это тормозило их освоение командным и личным составом. Было много случаев, когда из-за узких трюмов выгрузка задерживалась. Но это еще полбеды. Главное - стремительная качка этих судов в связи с тем, что центр тяжести был повышен. Излишняя остойчивость мешала при разгрузке у плавбаз. Личный состав на этих судах плохо приживался, особенно на главной палубе, где от качки и вибрации люди страдали от сонливости. "Мурманрыбпрому" даже пришлось поднимать водяные цистерны, чтобы успокоить качку. Флотские специалисты вместе с судовыми выявили все недостатки и дали польским корабелам рекомендации по их устранению. Судостроителям пришлось со всеми нашими замечаниями и требованиями согласиться. На последующих судах этой серии недостатки были устранены. Если бы это не было сделано, то на полуБАТах невозможно было бы работать. У капитана Льва Семеновича Брейхмана и старшего механика Виктора Николаевича Слуцкого, очень опытных, знающих людей, были большие трудности при освоении этих кораблей, но они справились с этой задачей. Бреихман и Слуцкий дали дорогу другим судам этой серии. Несмотря на все осложнения при освоении БМРТ типа В-408, уже в 1979 году за 266 плановых суток эти корабли добыли порядка 130 тысяч центнеров на судно. Пищевой продукции выпустили около 80 тысяч центнеров. Сами цифры говорят о том, что освоение кораблей прошло успешно. ПолуБАТы мы сразу стали использовать в дальних районах, и от дальних районов юга Африки они перешли в Тихий океан как в свой основной район. Суда всех бассейнов вышли в Тихий океан на облов ставриды и скумбрии. Здесь сосредоточились все мощные суда Минрыбхоза СССР.Северный бассейн направил БАТы (ГД - 7200 л. с.) и полу-БАТы проекта В-408, "Запрыба" и "Азчеррыба" - супертраулеры серии "Атлантик" (ГД - 4800 л.с), "Дальрыба" - суда типа "Пулковский меридиан" (ГД - 9200 л.с). По заданию Минрыбхоза СССР я был направлен в Тихий океан с целью изучить, на каком бассейне орудия лова лучше, на каком хуже. Каждый бассейн развивал орудия лова по своим направлениям. Такая разрозненность в отрасли привела к тому, что флот Северного бассейна сильно проигрывал. Особенно это было выявлено в Тихом океане. Но об этом чуть позже, сначала несколько слов о самой рыбалке. Облов ставриды и скумбрии в районе Тихого океана, прилегающем к Южной Америке, имел свои особенности. В дневное время косяки наблюдались на глубине 300-500 метров и фиксировались только хорошо настроенной поисковой аппаратурой и акустикой. А с наступлением вечерних сумерек рыба поднималась на поверхность моря и стремительно перемещалась в восточном направлении. Чтобы обловить ставриду, необходимо тралы поднимать на поверхность и иметь скорость 6 узлов. Соответственно, скоростные, более мощные суда имели лучший результат. А суда типа БМРТ почти не имели успеха. Для этих судов нужны районы, где рыба после подъема косяков менее активна, то есть необходимо учитывать биологические характеристики и поведение рыбы. За ставридой мы один раз дошли чуть ли не до побережья Новой Зеландии. Вот оттуда, с запада, эти косяки мы все время облавливали вплоть до берегов Южной Америки, включая Перу. Таков район распространения ставриды. Представьте себе, более 100 мощных кораблей гонят эти косяки! С тем, что на облове ставриды трал надо поднимать на поверхность, многие специалисты бассейнов встретились впервые. Кто на один-два метра ниже опустит трал - улова нет. Чуть-чуть только промашка - пролов! На каких кораблях я только ни бывал, везде подсказывал, в чем тут загвоздка. Но все же моим основным заданием было выяснить, какими орудиями лова работает тот или иной флот. У "Запрыбы" успешно работали мощные супертраулеры типа "Атлантик". Орудия лова на них по качеству и по параметрам были лучше, чем у мурманских тралфлотовских БАТов и наших полу-БАТов. У "Азчеррыбы" также были супер-траулеры типа "Атлантик". Флот "Дальрыбы" состоял из новейших судов типа "Пулковский меридиан", которые себя хорошо показали. Сегодня у нас в частных компаниях такие корабли есть, они показывают отличные результаты в работе. По прибытию в порт Кальяо (Перу) мне пришлось выйти в море на БМРТ-272 "Запрыбы" польской постройки, имеющем главный двигатель мощностью 2400 л. с. Капитаном судна был Василий Иванович Воронов. Он меня очень просил пойти с ним, так как не мог понять, почему целый месяц не ловит. До этого Василий Иванович плавал на судне типа "Атлантик", но вынужден был принять БМРТ. Я быстро разобрался, что длина трала и мощность главного двигателя не соответствуют. Скорость у него 5,3 узла, а этого недостаточно для облова скумбрии и ставриды. При малой скорости рыба заходит в трал и выходит из него. Нужен был облегченный трал. При мне его укоротили вдвое, а мешок, чтобы рыба не выходила, сделали каплеобразный. И 272-й начал нормально работать. Капитан говорит: "Я далеко не пойду, остановлюсь в этом районе и буду работать так". Я подтянул к нему группу наших БМРТ типа 394АМ. Тяжело им было, мощности не хватало, но они справились с рейсовыми заданиями. Я сообщил в "Севрыбу", что суда типа 394АМ можно использовать в мае-июне на параллели Перу, когда там скапливаются большие концентрации рыбы. Это было моим теоретическим предположением, я не знал, но потом мое мнение подтвердила работа БМРТ типа В-408 в районе Перу. Когда встал вопрос, как эффективнее использовать эти мощные суда, один из вариантов мы нашли. Заключили договор с Перу на работу в экономической зоне этой страны, где рыба не такая стремительная. Суда поднимут один трал - встают на якорь делать продукцию. И конечно, все суда, которые работали в зоне Перу, имели максимальную эффективность. Поэтому большие суда, с одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, их использование может быть экономически невыгодно, тут уж надо считать с карандашом. Плохо работали супер-траулеры типа "Атлантик" "Азчеррыбы" -402-й, 405-й, 406-й, 407-й, 408-й. Капитаны не могли сориентироваться по промыслу в группе, поэтому начальник "Азчеррыбы" Владимир Васильевич Ревнивцев попросил меня помочь экипажам. Я пришел на 407-й. Мне все равно надо было определить, какие они используют орудия лова. Орудия лова у них были сделаны по чертежам "Запрыбы", различий почти не было, но тактику промысла капитаны "Азчеррыбы" не знали. На этом судне был молодой капитан. Чувствовалось, что он расстроен. Я ему говорю: - Ну, раз не умеешь работать в вечернее время, когда идет промысел всего флота, будешь работать днем. Вызывай акустика, вызывай штурмана, который разбирается, и ищите косяки днем. На меня капитан сразу косо посмотрел: что за товарищ, который такое заявление делает в Тихом океане?! Я продолжил: - Вот, косячок находится на глубине 300 - 400 метров, и приступай к его облову. А раз нашел косяк на глубине, поднял улов, так никуда не бегай, держись этого места, потому что вечером косяк поднимется. И второй момент: трал надо спускать в утреннее время, когда пройдет основная группа судов, которая гонит косяк. Утром рыба снова концентрируется в косяки. И третье: нацелься на облов внутренней части косяка. В результате этой тактики БМРТ "Азчеррыбы" освоили промысел днем и имели улов по 20 - 30 тонн. В бедственном положении оказались суда "Дальрыбы". У них было 13 мощных кораблей типа "Пулковский меридиан". И главное -все новые! Все были в пролове! Многих капитанов я знал, они в основном окончили нашу мореходку. Я пришел на один из кораблей. Поступила телеграмма от начальника "Дальрыбы" Юрия Ивановича Москальцова: "За то, что в течение месяца суда находятся в пролове, всех капитанов будем менять". Когда я посмотрел, как ловят, то понял, что этими орудиями лова нельзя работать в Тихом океане. Дал телеграмму Москальцову: "Прежде чем снимать капитанов, надо рассмотреть вопрос о соответствии тех лиц, которые направили суда с такими орудиями лова". Я заставил распускать канатную часть тралов. Канаты были толщиной с руку и имели большое сопротивление - хода не было. Капитаны "Азчеррыбы" и "Запрыбы" по моей просьбе оказали помощь всем капитанам судов "Дальрыбы" - предоставили свои орудия лова, и вопрос работы дальневосточных судов был решен. В этой командировке я побывал на кораблях всех типов, составил доклад по всем судам, по всем орудиям лова. Также в докладной записке для "Севрыбы" отметил, что положение дел с орудиями лова не особенно благополучное. По орудиям лова "Севрыба" отставала от "Запрыбы" на 8 - 10 лет. "Дальрыба" отставала от "Запрыбы" на 15-20 лет. "Азчеррыба" закупала орудия лова у "Запрыбы". У "Запрыбы" уже в то время были очень качественные орудия лова. Они были тоньше, сопротивляемость в воде меньше, мононитка и капрон более прочные. Распорная сила досок у них была лучше, чем у нас на разноглубинном трале, и высота досок была меньше. Эти наблюдения дали возможность всем флотам, особенно севрыбовским, все исправить. Впоследствии усилия рыбаков рыболовного флота страны в изучении и района промысла, и поведения рыбы, и орудий лова, и тактики промысла в течение трех лет придали мощный импульс добыче ставриды и скумбрии в Тихом океане, что дало возможность заполнить этой рыбой наш внутренний рынок. Вот что дал Тихий океан!
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8334 |