…в наших душах |
В середине девяностых годов среди внештатных авторов «Рыбного Мурмана» выделялся Александр Дьяконов - молодой человек в военной форме с офицерскими погонами на плечах.Выделялся не только своей редкой для постоянных авторов-читателей рыбацкой газеты формой, но и весьма неуступчивым нравом, ревностно отстаивая каждую строчку принесенных в редакцию материалов. Первый раз, насколько я помню, майор Дьяконов пришел к нам ругаться, прочитав репортажи из Чечни Ленникова и Пронина. Он отстаивал честь и достоинство российских военных, ратовал за крепкую и богатую славными традициями отечественную армию. Против этого и мы, журналисты, ничего не имели. Кстати, Дьяконов тоже был профессиональным журналистом, работая-служа в одной из гарнизонных многотиражек, где командование-начальство называло молодого майора «инакомыслящим». Признаться, мне нравилось, как и что писал этот человек. Мне импонировали его задиристость и неуступчивость, бескомпромиссность. Он действительно был в те годы для многих инакомыслящим, потому что на первое место ставил не заботу о хлебе насущном, а нечто иное, о чем в то бурное время дележа-грабежа народной собственности в масштабах страны мало кто задумывался. Дьяконов думал о национальной идее. О том, почему на первых страницах наших газет мы видим сегодня информацию о курсе валют - что, не стало фундаментальных идей для редакционных передовиц, незачем стало напоминать людям о высоких помыслах, о смысле жизни? - До какой же степени надо было сузить интересы, запросы, потребности людей, чтобы сообщение мэра города о цене на хлеб подавалось газетчиками и воспринималось читателями как суперновость, как откровение, как нечто невероятно, критически важное?! - спрашивал-восклицал майор Дьяконов со страниц «Рыбного Мурмана». - Неужели все мы, утомленные долголетними неурядицами, замороченные псевдорыночным бредом, совсем забыли, что не хлебом единым жив человек?! Что же предлагал майор, о чем душа болела у молодого инакомыслящего человека с офицерскими погонами на плечах? Наш внештатный автор был уверен, что обществу для сохранения морального, нравственного здоровья необходим идеал, к которому оно могло бы стремиться. Человек устроен таким образом, что его активность, его воля к действию проявляются только в стремлении к намеченной цели, в осуществлении желаний, в достижении мечты. Но разве рабочее место, прожиточный минимум или максимум, крыша над головой, развлекательное шоу - это все, в чем нуждается человек? Да, мы, молодые, не верили Зюганову и не хотели возврата в коммунистическое «хорошо». Не верили мы и Ельцину, считая его авантюристом и, по большому счету, аморфным в политическом отношении человеком. Симпатизировали разве что Гайдарам-Явлинским-Федоровым, но ведь и эти продвинутые политики говорили нам с экранов телевизоров об автомобиле для каждой семьи, о потребительской корзине, о квадратных метрах жилой площади. - Мне, например, это кажется убожеством духа, - пишет Александр Дьяконов. - Поневоле можно позавидовать какому-нибудь бультерьеру, живущему с «новым русским». Он имеет все, о чем мечтают многие: живет в уютной и просторной квартире, спит на ворсистом ковре, ест отборный заграничный корм из красочных упаковок и ездит на заднем сиденье «Гранд Чероки». Но неужели только это предлагают нам в качестве мечты, идеала современные демократические политики и мыслители? Такова рыночная идеология для новой России третьего тысячелетия? Природа не терпит пустоты. И мы видим, как активно заполняют пустующее идейное пространство пришлые миссионеры, доморощенные предсказатели, экстрасенсы и прочие уфологи. В этой тревожной неопределенности вместо ясной, объединяющей национальной идеи нам твердят о созидательном значении идеологического плюрализма. Кто ж поверит в него? Поистине, мы напоминаем сегодня не великий народ великой страны, а группу слепцов со знаменитой картины Питера Брейгеля. Идем вперед без цели, направления и ориентиров, мимо храма по завалам, болотам и скользким топлякам. Дойдем ли? - Необходимость общенациональной идеологии теперь уже осознана многими, - продолжает свои рассуждения автор. - Выдвигаются две альтернативы: русская версия или американизм. Как радиоактивные отходы, Запад желал бы свалить в Россию и весь свой интеллектуальный мусор. Будем же осмотрительны с тем, что бесплатно попадает в наши компьютеры... Американская модель общества, российская версия так называемой «американской мечты», схема денационализации страны - все это навязчиво предлагается нам. И многие соглашаются, что всем нам неплохо стать «россиянами» подобно тому, как в Америке все - американцы. И никаких национальных предрассудков - создадим новую «нацию»! Ведь это так просто, так прогрессивно. Корни России, ее история, традиции, менталитет, если хотите, мешают таким смелым замыслам? Что ж, тем хуже для корней... Нет. Россия не должна никому подражать. Да и невозможно это. Никакие сильные и даже ухищренные умы не в силах создать, придумать идеологию. Ее нельзя сочинить, смоделировать в тиши кабинетов. Общенациональная идеология должна вобрать в себя бесконечное множество бесформенных идей, отражающих дух народа. Как же нам сегодня обрести точку опоры, выбраться из безвременья? Что такое русская идея, что означает она? Я вижу огромную страну от Калининграда до Курил, от Мурманска до Дагестана и осознаю, что объединяет ее не только русский язык, кириллица, государственная структура, граница или дорожная сеть, но и нечто гораздо большее - судьба, вековая родовая связь, общий исток, берущий начало в Древней Руси, а также славные исторические воспоминания. Если кто-то думает, что без всего этого можно прожить, - пусть. Но может ли без этого держава избежать распада, уцелеть, процветать? Страна, не знающая своих корней и традиций, словно человек, лишенный наследственности. Разве может вообще существовать такой?* Да, в смутное время мы жили. Впрочем, и начало третьего тысячелетия от рождества Христова ничуть не лучше. Духовный вакуум. Зияющая пустота. С таким ощущением своей страны в постсоветский период уже выросло целое поколение россиян. Лишенное духовного стержня. Не столь опасен сам по себе крах прежней семидесятилетней идеологии, а то, что ее ничем не заменили. Словно вынули сгнившую центральную опору под мостом и при этом забыли поставить новую, прочную. Мост может рухнуть, и падение это, думаю, будет пострашнее, чем спад производства или некоторое отставание от западных технологий. Вот на такие мысли-рассуждения навел нас в середине девяностых годов «инакомыслящий» автор «Рыбного Мурмана» майор Александр Дьяконов. · Идея. Идеал. Идеология. Идиотизм? «РМ» от 3 ноября 1995 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3582 |