В годы испытаний 4 |
...Сегодня она, наверное, могла бы и не лететь. Рейс необычный, далеко за линию фронта, к партизанам. Я. В. Бадюлин, командир отряда, не любит посылать Люканову на такие задания. Все-таки единственная женщина-пилот среди них. Дуся Лобко погибла. Аня Амосова сражается где-то на юге. Были в отряде три подруги - осталась одна. И надо бы уберечь ее от опасности, да попробуй - все так и рвется в пекло, где потруднее. - Товарищ командир, разве я не летчик? Анна летает наравне с другими. Наравне с мужем Георгием Нарбутом. Сейчас они вместе спешат к стоянке. Пилот Николай Колесников специально отстал - не хочет мешать их разговору. Любопытно, о чем они беседуют? Наверное, Георгий, как всегда, просит жену не горячиться, дает советы. Посмотришь со стороны - совсем дети, идут за руки взявшись, как на прогулке. - Ну, будь! Знай, я рядом! - на прощание Георгий обнимает жену. У самолета Люканову встречает авиатехник Шура Подвальная.Докладывает, что машина к выполнению боевого задания готова. И сама она готова к полету. В ночном воздухе даже голоса звучат раскатистым басом. «Ш-2», как игрушечные утята, тянутся гуськом по пирсу и ныряют в воду. Отруливают один за другим от берега и устремляются на взлет. Красные и зеленые огоньки сигнальных лампочек уходят все дальше в небо. И затем гаснут... «Шаврушки» спешат на запад. Ведущий Георгий Нарбут держит уверенно курс: ему хорошо знаком этот «воздушный мост» к партизанам. Скрытно пересекли передовые позиции. Ни одного выстрела. На место прибыли вовремя. Но сколько ни кружили - условленных костров так и не обнаружили. Пришлось ни с чем возвращаться на базу. И тут пилоты узнали, что на след партизан напали каратели. Следующей ночью повторили операцию. На сей раз задание было выполнено успешно: действовавший во вражеских тылах отряд получил спасительный груз. Летное мастерство, удивительное самообладание не раз помогали Люкановой выкарабкаться «с того света», В один из первых месяцев войны Анне вместе с пилотом Николаем Колесниковым поручили получить в Ленинграде самолеты «Ш-2» и перегнать их на Север. Сделать это было крайне не легко. В небе патрулировали немецкие истребители. Под крылом самолета лес, озера. Все дороги забиты войсками. С высоты не разберешь, где свои, а где гитлеровцы.Николай Колесников летел впереди. Анна Люканова с авиатехником Дроздецким - чуть сзади. У станции Кириши на них выскочили «мессеры». Анна попыталась уйти от преследования - прижалась к самым верхушкам деревьев. Но куда деться беззащитной «шаврушке», когда за ней охотится столько вражеских самолетов! Очередь хлестнула по оперению. «Шаврушка» загорелась. Надо срочно садиться. Каждая секунда промедления грозила гибелью. А вокруг ни просеки, ни поляны. Стиснув зубы Анна направила самолет на кустарник. Объятая пламенем «шаврушка» упала. Люканова и Дроздецкий только успели выскочить из кабины, как взорвались бензобаки. Самолет Колесникова, тоже подбитый, сел неподалеку.
Заметив, что экипаж остался жив, фашисты стали поливать свинцом весь район падения самолета... ...Несколько дней чудом спасшиеся летчики пробирались к своим. Наконец, они наткнулись на отступающие части армии и вместе с ними вышли к Ленинграду. А потом были новые полеты. Во вражеский тыл, на передовую. Когда Анна узнала, что надо вывезти раненых из попавшего в окружение госпиталя, она настояла, чтобы послали именно ее. Рискуя жизнью, Люканова прорывалась сквозь огненное кольцо, спасая советских воинов. С первого до последнего дня войны сражалась она на Карельском фронте. Забегая далеко вперед, скажу, что теперь в Кольском небе летает Михаил Нарбут, сын Ани Люкановой и Георгия Нарбута. Летает по трассам, которые еще в сороковых годах проложили его родители.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3250 |