Его трудное счастье - 4 |
* * * ...Александра Семеновича Масленникова с полным на то основанием можно назвать человеком счастливой судьбы. Он родился 27 июля 1927 года в Красноборском районе Архангельской области. С марта сорок третьего года работал на военизированных транспортах Архангельского морского пароходства. Пережил многое, связанное с военным лихолетьем: бомбардировки и торпедные атаки, минные поля и постоянную угрозу встречи со смертельной опасностью. Все это сопровождало Александра Семеновича на протяжении всей войны, а в послевоенные годы в открытом море всегда могла возникнуть возможность подорваться на мине. На протяжении тридцати трех лет Александр Семенович безупречно трудился в Беломорской базе гослова рыбы, с честью прошел путь от капитана промыслового судна до директора базы. Александра Семеновича Масленникова за внимательное отношение к людям, организаторские способности и за высокий профессионализм уважали как рыбаки, так и работники береговых подразделений. В общении с подчиненными директор всегда проявлял чуткость и должное внимание к их нуждам. Пунктуальный сам, он любил, когда приглашенные к нему в кабинет приходили точно в назначенное время и были готовы ответить на интересующие его вопросы. За его деловые качества, действительно недюжинные способности его ценили вышестоящие руководители. Вкладывающий свою душу и страсть в работу Александр Семенович требовал этого и от своих подчиненных.Девизом его жизни была безупречность в больших и малых делах. Всегда старался поступить так, чтобы сам себя не мог ни в чем упрекнуть. В бытность его работы директором базы был неоднократно заменен промысловый флот, осваивались новые районы промысла и промысловое вооружение траулеров. В Беломорске были построены благоустроенные жилые дома, тем самым была близка к разрешению жилищная проблема. Заметно улучшилась эксплуатация промыслового флота, обработка поступающей в порт рыбы, увеличился ассортимент выпускаемой рыбопродукции. Под его непосредственным руководством разрабатывались и на практике осваивались новые принципы руководства промысловым флотом. Александр Семенович вместе со своими помощниками учились на ходу, потому что другого времени не было. Не зря говорят, что подобное подвластно только людям мужественным и до конца преданным своему делу. Годы работы в должности директора базы сформировали его характер, его мировоззрение и жизненные принципы.В памяти ветеранов базы Александр Семенович остался как талантливый, доброжелательный и справедливый руководитель, годами трудившийся с такой неиссякаемой энергией, которая поражала всех, кто знал его лично. * * * ...Когда у меня зашел разговор с Марком Исааковичем о капитане дальнего плавания Евгении Семеновиче Мокрецове, то он дал этому удачливому капитану свою, весьма высокую, оценку: капитан Мокрецов в полной мере обладает высокой степенью надежности, а это в рыбацком деле одно из самых важных достоинств. У Евгения Семеновича завидная трудовая биография. В свое время он выбрал профессию судоводителя и не ошибся. Все у него сложилось на редкость удачно - свои рыбацкие университеты проходил у опытных и удачливых рыбацких командиров. Общеизвестно, что рыбный промысел - это сугубо мужская работа. За многие годы напряженной работы на промысловых судах Евгений Семенович состоялся как профессионал, как личность. Море и Север всегда притягивали людей, но удерживались надолго здесь, как правило, мужчины, сильные духом и мужественные. В числе первых рыбацких командиров Евгений Семенович принял активное участие в освоении карельскими рыбаками тралового лова рыбы. Это произошло на СРТ-4236 «Сегозеро». Как говорится, начинали с ноля, ибо до того времени много лет подряд карельские рыбаки трудились на дрифтерном промысле сельди. Так что траловый лов донных пород рыбы был делом незнакомым и требовал больших усилий и кропотливой работы по его освоению. Справился тогда экипаж «Сегозеро» с новым видом промысла и стал возвращаться в порт со значительным перевыполнением рейсовых заданий по вылову рыбы. С присущим ему чувством нового, значительной энергией и незаурядными организаторскими способностями напряженно трудился капитан Мокрецов на рыбном промысле. Особенно было сложно и трудно работать на морально устаревшем траулере в осенне-зимний период времени. Большое личное мужество требовалось для того, чтобы справиться с рейсовым заданием по вылову рыбы. Говоря о долголетней и безупречной работе Евгения Семеновича, надо особо отметить его умение работать безаварийно. Так что есть чем сегодня гордиться ветерану Карельского флота, капитану дальнего плавания Евгению Семеновичу Мокрецову, не имеющему за свой почти полувековой стаж работы на промысловых судах ни одного аварийного происшествия. Когда же зашла речь о его учениках, то выяснилось, что их количество уже перевалило за несколько десятков, большинство из них до настоящего времени продолжают трудиться на рыбном промысле, в новых, весьма сложных условиях рыночных отношений. По-прежнему капитан Мокрецов ко всем морякам доброжелателен и терпим, постоянно старается пробудить у них гордость за свою рыбацкую профессию, за свой коллектив. * * * ...Грамотная эксплуатация современной радиотехники на промысловых судах стала для Петра Васильевича Новоселова делом всей жизни. В полюбившуюся ему работу он вкладывает всю свою энергию, отдает ей душу и сердце. Как специалист он достиг совершенства. В коллективе радиоспециалистов флота формировался его характер, жизненные принципы и мировоззрение. Сегодня он сполна отдает свой долг связистам флота, которые в свое время поверили в его профессиональные способности, поддержали его на первых порах, помогли достичь высот в радиотехнической специальности, стать признанным, большим мастером в радиотехническом деле. Общеизвестно, что на промысловых судах нет такой радиоаппаратуры, которую бы не смог Петр Васильевич отремонтировать. Инженеру первой категории Новоселову интересно ремонтировать радиоаппаратуру, помогать специалистам осваивать новую технику. Его интересуют молодые специалисты, с которыми он трудится сегодня и те, с которыми ему, вполне возможно, придется работать завтра. Ведь каждому из них Петр Васильевич подарил частичку своего профессионального мастерства, знаний, опыта, ибо в нем в самом уже давно исподволь сформировались лучшие качества радиоспециалиста: неуемная энергия, широта взглядов, способность анализировать и предвидеть. А главное - разбираться не только в радиотехнике, но и в людях, которые ее эксплуатируют. Работа в Карелрыбфлоте, продолжительность которой уже перевалила за тридцать два года, потребовала от Петра Васильевича большого напряжения физических и духовных сил. Но это не отбило у него желание осваивать современную радиотехнику до конца, желание трудиться в таком ритме и дальше. И снова с напористостью и собранностью засядет Петр Васильевич за учебники и чертежи. В постоянной тяге к знаниям, совершенствованию раскрылась незаурядная личность передового радиоспециалиста флота. Выпадают дни, когда на его чернобровом и смуглом лице появляется озабоченность. Значит, на одном из его подопечных траулеров начала барахлить радиотехника или же у одного из управленцев отказывается служить компьютер. Безусловно, Новоселов такого положения терпеть не будет и незамедлительно отправится на борт судна, и будет находиться там до тех пор, пока не устранит неисправность, а трудиться ему придется в чрезвычайно сжатом по времени, интенсивном, сугубо новоселовском ритме. И теперь скажется не только грамотность, но и богатый опыт мастера, и его высокий профессионализм. - Вы мне говорили, что каждый человек, о котором Вы пишете, неповторим. У нас, радиоспециалистов, представьте себе, тоже двух одинаковых ремонтов радиоаппаратуры не бывает. Это подстегивает мысль, заставляет больше думать. Вот такая диалектика получается! * * * ...Работу помощника капитана по производству Александра Захаровича Янченко на промысловых судах с полным на то основанием можно назвать трудовым подвигом длиной во всю рыбацкую жизнь, а она длилась у него без малого сорок лет. Разными дорогами приходят люди на промысловые суда. Начитается морских книг подросток или наслушается прибывших на побывку бывалых морячков - готово решение связать свою дальнейшую жизнь с рыбным промыслом. Случается и самое обыденное: занесет судьба человека в портовый город, закрутит, завертит, и вот еще толком сам не разобрался, что с ним произошло, а уже на палубе промыслового судна шкерит рыбу. Нечто подобное произошло и с демобилизованным сержантом Александром Янченко, когда он принял решение стать профессиональным рыбаком. Прежде всего, работа на промысловых судах показала, что новый рыбак Янченко обладает завидной работоспособностью. Он лично принимал участие в освоении новых промысловых районов и видов промысла. Продолжительное время учился, был назначен на должность мастера лова. Стал на судне заметным человеком, рыбаки его зауважали за рыбацкий опыт и душевную щедрость, а также готовность всегда оказать помощь молодому моряку. На промысле он целыми днями возился с рыболовными снастями, укреплял, ремонтировал порванную дель, проверял надежность всего трала. Хватало забот у Александра Захаровича и с новичками, впервые вышедшими на рыбный промысел. Старший мастер Янченко всегда интересовался, какие проблемы волнуют матросов и каковы их личные планы на будущее. Терпеливо и настойчиво он передавал свой богатый опыт промысловикам, а молодым рыбакам прививал практические навыки, воспитывал у них рыбацкую гордость. И если даже рыбацкие дела складывались на судне хорошо, Александр Захарович, помощник капитана по производству, не тешил себя иллюзией, что уже все трудности, связанные с досрочным выполнением рейсового задания по вылову рыбы, позади и отныне у них рыбалка будет складываться еще успешней. Дешевый оптимизм некоторых малоопытных рыбаков у Александра Захаровича не пользовался никогда успехом. Хотя помощник капитана по производству Янченко многое для дальнейшей успешной работы предусмотрел еще в начале рейса, он упорно продолжал делать все возможное, чтобы победный конец не маячил где-то за семью морями, а обрел осязаемую перспективу. Нельзя обойти молчанием его обостренное чувство справедливости. Строгость его характера всегда удачно сочеталась с заботой о своих подчиненных. Общеизвестно, что условия на промысловых судах как для работы, так и быта не всегда тепличные, но необходимые любому рыбаку для раскрытия своих способностей. Как правило, промысловые суда, где довелось трудиться Александру Захаровичу Янченко, выгодно отличались своими стабильными уловами. За продолжительную по времени и безупречную по содержанию работу помощнику капитана по производству Александру Захаровичу Янченко присвоено почетное звание «Заслуженный работник рыбного хозяйства РСФСР*».Он выбрал море Владимир Бабуро
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 2945 |