Главная Основные проблемы топографо-геодезического обеспечения Мурманской области
Основные проблемы топографо-геодезического обеспечения Мурманской области Печать E-mail

Созданы местные системы координат для выполнения топографо-геодезических работ при инженерно-геодезических изысканиях 

Авторы:

государственный инспектор по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на территории Мурманской области Красильников Александр Иннокентьевич;

государственный инспектор по геодезическому надзору за геодезической и картографической деятельностью на территории Мурманской области Черагина Варвара Геннадьевна

Указом президента Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии возложены функции по организации единой системы учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В 2010 году в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области переданы полномочия и функции по осуществлению государственного геодезического надзора и лицензированию геодезической и картографической деятельности на территории Мурманской области. Управление, при выполнении полномочий и функций в области государственного геодезического, метрологического надзора и лицензирования, руководствуется в своей деятельности:

· Конституцией РФ;

· Федеральным законом «О геодезии и картографии» от 26.12.1995 г. № 209-ФЗ;

· «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ;

· Постановлениями Правительства РФ «О лицензировании деятельности в области геодезии и картографии» от 21.11.2006 г. № 705; <

· «Об утверждении Положения о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью» от 28.03.2000 г. № 273;

· Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457;

· Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, утвержденным Приказом Росреестра от 19.04.2010 г. № П /180;

· Нормативно-техническими документами в области геодезии и картографии.

На территории Мурманской области осуществляют геодезическую и картографическую деятельность 34 организации (предприятия) и два индивидуальных предпринимателя. На сегодняшний день действуют 32 лицензии на осуществление геодезической деятельности (из них-2 лицензии, предоставленные индивидуальным предпринимателям) и 21 лицензия на осуществление картографической деятельности.

30 марта 2011 года Управлением Росреестра по Мурманской области подведены итоги геодезической и картографической деятельности на территории Мурманской области в 2010 году. На итоговом совещании с руководителями и специалистами организаций выявлены серьезные недостатки в обеспечении потребителей геодезической и картографической продукцией достоверными и качественными материалами и данными.

Анализ состояния геодезической и картографической деятельности на территории Мурманской области выявил целый ряд проблем, которые необходимо решить в ближайшее время.

В настоящее время на территории Мурманской области действует государственная система координат СК-95, принятая в 2002 году.

Согласно «Основным положениям о государственной геодезической сети Российской Федерации» ГКИНП 01-006-003 2004 года, она обязательна к применению на всей территории РФ. Кроме того, в прошлом веке в городах и населенных пунктах наряду с государственной системой координат были созданы местные системы координат, которые просты в вычислениях и достаточно точно отображают небольшие участки местности при создании карт и планов, выполнении топографо-геодезических работ при инженерно-геодезических изысканиях. В области действуют 18 местных систем координат.

С 2009 года на территории области введена для ведения государственного кадастра недвижимости, учета земель местная система координат региона МСК51, которая лежит в основе автоматизированной информационной системы государственного земельного кадастра.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2007 г. №139 «Об утверждении правил установления местных систем координат», под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации. Начало отсчета координат, ориентировка осей, которой смещены по отношению к началу отсчета координат, и ориентировке осей координат Государственной Системы Координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ. Обязательным требованием при установлении местной системы координат является обеспечение возможности перехода от местной системы координат к Государственной Системе Координат.

Таким образом, предназначенные к применению на территории Мурманской области МСК51 и местные системы координат противоречат требованиям, установленных данным Постановлением: не имеют параметров перехода к СК-95 и, как правило, уступают ей по точности.

Отсутствует возможность непосредственно перейти от геоцентрических координат ГЛОНАСС/GPS систем к местным системам координат.

Появление у субъектов геодезической и картографической деятельности современного спутникового оборудования, современных высокоточных геодезических приборов приводит к противоречию между высокой точностью выполняемых измерений и точностью существующей геодезической основы.

В настоящее время карты и планы используются практически во всех сферах жизни современного общества. Картографические и геодезические материалы сопутствуют, а иногда и являются основополагающими во многих отраслях промышленности и экономики. Карта или план являются неотъемлемыми приложениями к правоустанавливающим документам в градостроительстве, водопользовании, недропользовании, лесопользовании и т. д. В основе ведения государственного кадастра недвижимости лежит достоверная и точная картографическая информация.

Кроме того, соответствующие смежные законодательства выставляют требования к соответствию используемой картографической и геодезической информации нормативно-правовым и нормативно-техническим требованиям в сфере геодезии и картографии, содержат позиции, согласно которым используемые в различных видах деятельности карты и планы являются основой юридически значимых документов.

Основой же картографического изображения является геодезическая основа - государственная геодезическая сеть Российской Федерации и муниципальные геодезические сети.

Насколько полно будет соответствовать геодезическая сеть по своей плотности (на единицу площади) и точности нормативным документам, настолько правдива, будет и картографическая информация.

Для использования геодезических пунктов в повседневной деятельности такие их характеристики, как координаты, очень важны.

Координаты геодезических пунктов необходимы для ведения работ по проектированию, созданию кадастров и другой деятельности, инженерно-геодезических изысканий для определения картографической проекции.

Картографическая проекция позволяет представить земную криволинейную поверхность на плоском чертеже. От того, насколько точно картографическая проекция позволяет отобразить длины измеренных на местности линий, площади земельных участков и масштаб картографического изображения, зависит точность количественного учета элементов земной поверхности, например, точность совмещения по границе соседних земельных участков. А в основе вычисления картографических проекций лежат системы координат, которые описывают систему преобразования земной криволинейной поверхности в плоскую картографическую - плоскость карты.

Такая же ситуация возникает при расширении зон хозяйственного освоения в городах и населенных пунктах области. В этом случае необходимо определять параметры перехода от городской системы координат к местной системе координат присоединяемого района. При решении этой задачи стандартными средствами могут возникать расхождения, достигающие метра и более, что ставит под сомнение выполнение в дальнейшем государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Отдельным вопросом стоит использование ГЛОНАСС/GPS спутниковой геодезической аппаратуры для обеспечения геодезических работ, решения логистических и транспортных задач, обеспечение безопасности жизнедеятельности. Для оптимального использования спутниковых ГЛОНАСС/GPS систем необходима соответствующая модернизированная геодезическая сеть, позволяющая создавать поправки для спутниковой аппаратуры при переходе от космических координатных систем к наземным общеупотребительным координатным системам.

В настоящее время исполнители топографо-геодезических и картографических работ поставлены в сложные условия. Для ведения кадастрового учета используется МСК-51. В каталоги координат МСК-51 включены пункты государственной геодезической сети, местные системы координат городов и населенных пунктов в МСК-51 не пересчитывались, опорные межевые сети на территории области не создавались, соответственно, в качестве исходного материала при выполнении кадастровых работ могут быть использованы только пункты государственной геодезической сети. Работы по созданию опорных межевых сетей в 2010 году были сорваны, на настоящее время опорные межевые сети на территории Мурманской области отсутствуют. Требования заказчиков выполнять инженерно-геодезические изыскания, создавать планы (карты) городов и населенных пунктов для территориального планирования в МСК-51 несостоятельны по причине того, что по своей точности МСК-51 не обеспечивает выполнение таких работ.

Решение возможно только при создании единой системы координат Мурманской области на основе применения пространственных систем координат. Проектируется пространственная система координат. Параметры ориентировки в теле Земли выбираются такими, чтобы значения координат геодезических сетей в новой (создаваемой) местной системе координат отличались от значений координат в общеземной геоцентрической и государственной геодезической СК-95 системах координат на определенную величину. Параметры ориентировки местной системы координат Мурманской области должны отличаться от таких систем координат других субъектов РФ.

Значения этих параметров будут закрытыми для пользователей, они будут находиться в Федеральном картографо-геодезическом фонде.

В связи с изложенным выше, необходимо принятие принципиального решения о модернизации геодезических сетей, без которого эксплуатация местных систем координат практически невозможна. В случае принятия такого решения мы приобретаем следующие преимущества:

· новая МСК-51 будет являться оптимально эффективной для реализации потенциала спутниковых технологий на основе применения ГЛОНАСС;

· пользователю при выполнении работ не нужно знать параметры перехода от МСК-51 к СК-95, ему будут доступны открытые для использования координаты пунктов в МСК-51;

· параметры перехода к любой, существующей или вновь создаваемой МСК, будут открыты для использования в виде картографической проекции.

· МСК-51 не будет иметь искажений;

· работы по развитию геодезического обоснования инженерных изысканий или другие работы в целях проектирования каких-либо объектов, ведения государственного кадастра в районах, расположенных на границах между субъектами РФ, могут выполняться в любой из местных систем координат и пересчитываться в новую картографическую проекцию для системы координат соответствующего региона.

· использование МСК-51 при проектировании газо и нефтепроводов, транспортных магистралей большой протяженности, специальных проектов в строительстве и гидрографии, освоении шельфа, выполнение общехозяйственных задач, задач министерств и ведомств Мурманской области, при привлечении к работе иностранных организаций.

Для того, чтобы одна и та же информация из общей базы данных могла служить исходной для всех заинтересованных пользователей, качество и достоверность ее должны удовлетворять самому жесткому из предъявляемых пользователями критериев.

Следовательно, возникает необходимость модернизации геодезических построений, при условии минимизации расхождений в каталогах местных систем координат и, соответственно, в имеющихся крупномасштабных картах и планах, в инженерной и юридической документации.

Для исправления создавшейся ситуации и создания современной геодезической сети, которая могла бы лежать в основе инфраструктуры пространственных данных Мурманской области, Управлением Росреестра по Мурманской области предлагается провести комплекс мероприятий.

На первом этапе:

· выполнить проектирование геодезических работ по модернизации геодезических сетей Мурманской области (исключая местные геодезические сети городов и промышленных объектов);

· выполнить полевое обследование геодезических пунктов для использования их в спутниковых геодезических определениях 1 класса (СГС1);

· выполнить геодезические спутниковые наблюдения на пунктах спутниковой геодезической сети 1 класса по всей территории Мурманской области;

· выполнить уравнивание геодезической сети 1 класса Мурманской области с получением параметров перехода от СК95 к МСК51, получить новые уравненные значения геодезических пунктов СГС 1 в МСК51;

· используя новые координаты в МСК51 пунктов СГС, получить новые значения координат всей геодезической сети Мурманской области.

На втором этапе:

· используя данные о положении геодезических пунктов СГС1 относительно территорий городов и промышленных объектов, запроектировать обследование местных геодезических сетей этих территорий;

· выполнить полевое обследование пунктов местных геодезических сетей городов и промышленных объектов;

· используя результаты обследования, запроектировать работы по модернизации и восстановлению местных геодезических сетей;

· запроектировать спутниковые геодезические ГЛОНАСС/GPS измерения на пунктах местных геодезических сетей с целью уточнения параметров этих сетей и получения параметров перехода от государственной геодезической сети СК95 к МСК и МСК51 на территориях городов и промышленных объектов, а также связать местные геодезические сети со спутниковой геодезической сетью 1 класса на территории Мурманской области;

· получить исправленные координаты геодезических пунктов местных сетей в МСК51;

· так как плотность геодезических сетей разная на межселенных территориях и на территориях городов и промышленных площадок, необходимо создать программное средство, позволяющее автоматически применять разные параметры перехода от системы отсчета ПЗ90 и системы координат СК95 к местной системе координат в зависимости от категории территории (город или межселенная территория).

К работам по модернизации геодезических сетей необходимо привлечь организации или предприятия, имеющие опыт работы в Мурманской области, опыт работы по развитию государственной геодезической сети, имеющие в полном объеме исходный картографический и геодезический материал, высокую техническую оснащенность и высоко профессиональный состав специалистов.

Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 г. № 1157-р одобрена «Концепция создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации». Концепция определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ в области создания и развития инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Инфраструктура пространственных данных - это территориально распределенная система сбора, получения, обработки, хранения и предоставления потребителям пространственной информации. В отличие от карты, инфраструктура пространственных данных, как система, должна быть приближена к хозяйствующим субъектам, к органам управления территориями.

Инфраструктура пространственных данных представляет собой комплекс сведений, позволяющий создавать и вести кадастры:

· земельного хозяйства;

· лесного хозяйств;

· полезных ископаемых;

· недр;

· вести градостроительную документацию;

· планировать инвестиции;

· развивать территории;

· осуществлять мониторинг транспортных систем;

· обеспечение безопасной жизнедеятельности на всей территории региона, района, муниципального образования и т.п.

В отличие от карт, эта информация несколько по-другому скомпонована, заключена в программную оболочку, что позволяет обеспечить необходимые требования к инфраструктуре пространственных данных - достоверность, оперативность, открытость и доступность.

Наличие модернизированной местной системы координат региона позволяет создать на территории Мурманской области собственную инфраструктуру пространственных данных, которая позволит в режиме реального времени получать информацию с высокой степенью точности, как в плановом, так и во временном режиме, сведения по хозяйственной деятельности на территории Мурманской области, передвижению общественного и личного автотранспорта, железнодорожного и морского транспорта, авиационного транспорта, сведения о состоянии путепроводов, автомобильных и железных дорог, аэродромов и вертолетных площадок, вести мониторинг по предотвращению чрезвычайных ситуаций техногенного характера, стихийных бедствий, профилактики и тушения пожаров, выполнение задач по линии ФСБ и МВД, обеспечение исходными данными иностранных пользователей, использующих для работы GPS.

Выполнение такого решения требует политической воли руководства области, понимания проблемы и экономического эффекта от принятого решения. Необходимо финансовое обеспечение программы модернизации геодезических сетей. По мнению Управления к финансированию должны быть привлечены средства областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, министерств и ведомств РФ, осуществляющих свою деятельность на территории Мурманской области. Привлекательность территории Мурманской области для бизнеса, развития промышленной базы, добычи полезных ископаемых и т.д. бесспорна.

Содержание журнала "СЕВЕР промышленный" № 4 2011


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.117.158.10

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .