Главная Анализ рынка замороженных грибов и ягод
Анализ рынка замороженных грибов и ягод Печать E-mail

Кольский полуостров - край «непуганых» грибов и ягод.

Каждую осень прилавки на рынках пестрят лесными дарами. А как можно их сохранить способом промышленной заморозки? И кто сможет занять в Мурманске нишу замороженных грибов и ягод?

Ознакомимся с положением дел на рынке этой продукции и сделаем выводы.

Кольский полуостров - край «непуганых» грибов и ягод

Сбор, хранение и переработка ягод и грибов - достаточно трудоемкий процесс, связанный с постоянным контролем качества продукции на всех этапах ее движения, переработки и хранения. Это означает, что заготовитель данного вида продукции должен минимизировать время доставки данного вида продукта потребителю. Как правило, этого не происходит, поскольку основной вид деятельности заготовителя: сбор, обработка и хранение недревесных продуктов леса (ягод, грибов, трав, орехов), что требует значительных нематериальных и материальных затрат.

С другой стороны, покупателю замороженных ягод и грибов требуется выполнение трех основных условий для оптимальной работы:

- гарантия своевременных поставок заказанной продукции;

- гарантия высокого качества поставляемой продукции;

- гарантия и возможность долгосрочного сотрудничества с поставщиком и выполнение условий заключенных контрактов.

Условия работы на рынке грибов и ягод имеют свои черты и особенности, присущие рынку, который находится в начальной стадии формирования.

Это, прежде всего, связано с реальными возможностями эффективного управления продажами в соответствии с классической моделью:

Маркетинговая оценка объемов продаж.

Планирование и определение бюджета сбыта.

Подготовка дистрибьюторской сети. Подготовка персонала, тренинг и мотивация службы продаж.

Организация поставок. Рекламная и промоционная поддержка.

Получение платежей. Оценка результатов.

Данная модель управления продажами характеризуется последовательностью стадий, предсказуемостью сроков их исполнения, стабильным протеканием во времени и пространстве.

Однако в реальности, на каждом из этапов происходят отклонения от незначительных до кардинальных по отношению к изначально выбранному сценарию. Таким образом, линейная (классическая) модель превращается в турбулентную. Связано это с воздействием среды, в которой происходит процесс продаж.

Следовательно, участники этого рынка находятся под влиянием различных факторов и изменений, характерных для турбосреды. Эта среда обладает несколькими основными характеристиками:

Первая характеристика - неоднородность.

Турбосреда состоит из более или менее «плотных» участков, зон «разрежений» и «уплотнений». Под «плотностью» мы понимаем интенсивность бизнес-процессов, уровень конкуренции, восприимчивость рынка к новым товарам и услугам.

Например, в условиях существенных межрегиональных различий в уровне доходов населения, развития инфраструктуры продаж, влияния административного фактора и т.д. можно говорить о неоднородности региональной бизнес-среды.

Вторая характеристика - неустойчивость.

Процессы в турбосреде непродолжительны, нестабильны. При столкновении с «плотными» участками они меняют свою направленность либо прекращаются совсем.

Например, бизнес-план продвижения продукта на новом для компании рынке может быть хорошо проработан и обоснован с точки зрения линейного подхода, однако при столкновении с реальностью в виде необходимости привлечения «административного ресурса» он претерпевает такие изменения, что превращается в обыкновенный подкуп должностного лица.

Третья характеристика неоднородной среды - неравномерные временные потоки.

Скорость протекания бизнес-процессов в различных участках турбосреды различна.

Процесс принятия решений может быть ускорен либо замедлен в соответствии с корпоративными процедурами.

Для того, чтобы достичь результата в турбосреде, процессы должны «встраиваться» друг в друга, взаимодополняться и взаимодействовать.

На рынке замороженных грибов и ягод сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на явные препятствия и трудности, которые могут возникнуть у компаний при реализации новых проектов на этом рынке, здесь с каждым годом все больше новых компаний.

Хотя в неравномерной и неустойчивой среде «критическими операциями» становятся почти все.

Так, например, «запуск» нового продукта не может быть произведен без:

- получения соответствующих лицензионно-таможенных документов;

- наличия на основном складе достаточного количества продукта;

- заключенных и лицензированных контрактов с дистрибьюторами;

- финансирования процесса со стороны головного офиса;

- наличия персонала, прошедшего соответствующую подготовку;

-заключенных контрактов с рекламными агентствами;

- достаточного запаса рекламных материалов для потребителей.

По-видимому, поэтому наблюдается приход на рынок крупных российских компаний, которые имеют достаточные ресурсы для выхода на новый рынок, зачастую при поддержке местных органов власти.

Операторы российского рынка грибов

Операторов российского рынка грибов и ягод можно разделить на несколько групп.

Компании, организующие сбор грибов и скупающие продукцию у населения

На первичном рынке сырья существует очень жесткая конкуренция. В период сезона большое количество мелких и средних предпринимателей располагают вблизи населенных пунктов и лесов заготовительные пункты сбора недревесных продуктов леса у населения.

С каждым годом конкуренция усиливается, а, следовательно, растет интенсивность бизнес-процессов, их плотность.

В прошлом и нынешнем сезоне очень активно «пошли в леса» иностранцы: итальянцы, поляки, компании из Прибалтики, Финляндии. Эти компании организуют сбор в Кировской, Владимирской, Ленинградской областях, а также в Карелии и северных областях. Иностранцы ведут себя очень агрессивно в части ценообразования. Кроме того, они здесь же организуют первичную переработку и заморозку продукции. Это связано с тем, что российских экспортеров, предлагающих качественную продукцию, не так много. А сырьевых ресурсов в России крайне много и спрос на них со стороны иностранцев большой.

Компании занимающиеся не только сбором, но и обработкой, переработкой и заморозкой дикоросов

На рынке таких компаний - единицы. Они охватывают всю схему работы на этом рынке, имеют развитую инфраструктуру, постоянную клиентскую базу, производят качественную продукцию, которую, как правило, экспортируют, поскольку внутренний рынок находится в зачаточном состоянии.

Основная проблема для таких компаний - недостаток оборотных средств. В сезон при правильной организации сбора необходимо, чтобы собранное сырье в ближайшее время было доставлено до холодильника. В среднем затраты составляют 4000 долл. на покупку сырья у населения на 1 пункте. У преуспевающих компаний таких пунктов 5-9.

Поэтому главная задача для такой компании добиться роста оборота денежных средств и получить прибыль за счет роста объемов продаж.

При этом появилась тенденция к выходу этих компаний на розничный рынок.

Самые известные компании, относящиеся к данной категории, - «Экопродукт», «Матреко», «Томская Продовольственная Компания» и др.
Компании, которые обрабатывают продукцию имеющимися средствами. Эти компании наиболее часто встречаются на рынке. Они, как правило, не заботятся о качестве продукции, но при этом стараются заработать как можно больше. Не имея современного оборудования, компании, как правило, засаливают грибы и сушат ягоды.

свежие, замороженные, сушеные ягоды и грибы, соленые грибы

Это самые простые способы обработки сырья. Если клиенту все же необходима замороженная продукция, они ее замораживают, не соблюдая технологии, в обычных холодильных камерах при (-18..-.22 °С). Такая продукция подходит только производителям сокосодержащих напитков.

Компании-торговцы, пытающиеся быть заготовителями

Самая опасная категория участников рынка. Они искажают информацию о продукции, о ее характеристиках, объемах, ценах и т. д. Такие компании являются, как правило, полукриминальными структурами.

Переработчики сырья в полуфабрикат. В данный момент на рынке таких компаний практически нет, т. е. переработкой продукции в полуфабрикат занимаются в основном заготовители.

Дистрибьюторы полуфабриката и готовой продукции в розничной упаковке. Как это ни странно, но этой категории тоже практически не существует, что создает «разрежение» рыночной среды.

Заготовители-переработчики сами пытаются выходить на рынок и предлагать свою продукцию. В связи с чем периодически возникает то перенасыщение рынка одним продуктом, то, наоборот, - дефицит. Кроме этого, из-за больших расстояний между заготовителем и потребителем (от 1000 до 2000 км) затруднен доступ к информации о наличии товара, ценах, качестве, затруднена быстрая доставка до места переработки.

Потребители сырья и полуфабриката (свежие, замороженные, сушеные ягоды и грибы, соленые грибы)

Это, в первую очередь, производители консервов, соков и нектаров, морсов, другие небольшие пищевые производства, фармацевтические заводы и т. д. Самые крупные и известные компании на этом рынке - «Вимм-Билль-Данн», «Мултон», «Ратибор», «Экопродукт», несколько крупных хлебобулочных комбинатов г. Москвы.

Отношения между переработчиком и производителем «строятся» через отдел закупок. Как правило, все условия договоров и соглашений оговариваются индивидуально с отделом закупок. Производители часто придираются к качеству продукции, к уже оговоренным условиям поставок и ценам. Это приводит к необходимости формирования «особых отношений» с начальником отдела закупок, т. е. ведения торговли с учетом интересов, результатом которых является процент от закупок или взятка. Это связано с особенностями российского ведения бизнеса и формирующегося рынка. Производитель не считает нужным сохранять хорошие отношения с поставщиком, поскольку вне сезона к нему стоит очередь из тех, кто не смог продать свою продукцию.

Несмотря на это, на рынке появляются компании, которые стремятся построить новые, цивилизованные отношения между переработчиком и производителем, т. е. на практике реализовывать ориентированную на клиента стратегию развития компании, что особенно актуально в условиях турбосреды и формирования рынка.

Одна из таких компаний FrozenFoods, осуществляющая оптовые и мелкооптовые поставки замороженных ягод и грибов в промышленной и розничной упаковке под собственным торговым (товарным) знаком из регионов России.

Работа компании FrozenFoods с потенциальными партнерами базируется на трех основных принципах:

- жесткий контроль качества поставляемой продукции и соответствие параметров (условий) качества требованиям покупателей. Сертификация продукции по европейским и российским стандартам;

- стремление компании к долгосрочному сотрудничеству с постоянными партнерами;

- безоговорочное выполнение всех условий заключенных контрактов обеими сторонами, кроме обстоятельств, оговоренных в контракте.

Кроме непосредственных участников рынка подробнее охарактеризуем компании, которые также работают на рынке замороженных продуктов (овощи и фрукты, культивируемые грибы), но потенциально готовы выйти и на рынок дикорастущих грибов и ягод.

Прежде всего, это крупные российские компании - производители замороженных овощей и культивируемых шампиньонов, такие как: «Сальмон» («Снежана»), «Бит» («4 сезона»), «Эликом» и «Визитон» («Смак»). Эти компании являются как крупными дистрибьюторами замороженной продукции, так и собственно производителями. Как показывают исследования, рынок замороженных овощей и шампиньонов (ягоды в основном из Европы) развит гораздо больше, чем рынок дикорастущих грибов и ягод. Необходимо отметить, что в этом секторе рынка особенно хорошо развита система дистрибуции европейских и российских производителей. На рынке присутствуют несколько крупных операторов: «Инко», «Тимакс», «Новая Арктика» - в Московском регионе, «Кайрос» - в Санкт-Петербурге и «Фроствей» - во Владикавказе.

Эти компании специализируются на поставках замороженной продукции в сеть крупных и средних супермаркетов: «Седьмой Континент», «Перекресток», «Рамстор», «Копейка» и др. Благодаря существованию в этом секторе рынка развитой дистрибуции производители не имеют серьезных проблем по сбыту продукции.

В 2001 г. производство замороженных овощей и фруктов в России составило 11 тыс. т. Основной растущий спрос удовлетворяют западные компании, они держат в России около 80% рынка. Основные страны-экспортеры - Польша (60%), Голландия (9%), Бельгия (8%).

Безусловным лидером является польская компания Hortex, только на московском рынке реализуется около 30% объема ее продаж. Активно работают в России и другие польские компании - ChlodniaZgoda (17%) и Адгат (5%). Возможно, что западные фирмы еще прочнее обосновались бы в России, будь здесь хорошая сырьевая база и развитая инфраструктура. Но это одна из проблем развивающегося рынка, поэтому иностранцы предпочитают ввозить уже готовую продукцию.

В секторе замороженных лесных грибов и ягод ситуация несколько другая. На розничном рынке данную продукцию практически никто не предлагает. Кроме этого, здесь нет «своих» крупных дистрибьюторов как в сегменте розницы, так и общепита, и промышленной переработки.

Потенциальные участники этого рынка пока присматриваются и анализируют ситуацию

Об этом свидетельствует и прошедшая летом конференция «Замороженные продукты», организованная Asti Group. На выставке была представлена замороженная продукция в виде овощей, грибов и ягод лишь компанией «БИТ» под маркой «4 сезона». Тем не менее, топ-менеджеры других компаний - производителей «заморозки» присутствовали на конференции и активно обсуждали общие проблемы и направления развития рынка замороженной продукции в России. Остальные участники выставки являлись в основном производителями замороженной рыбной и мясной продукции, а также мороженого.

Очевидно, в ближайшие 1,5-2 года данный рынок будет находиться на стадии формирования инфраструктуры, отношений между участниками и потребителями и между различными заготовителями.

Выводы, которые можно сделать по результатам анализа структуры и состояния рынка

Рынок замороженных диких грибов и ягод в России носит черты турбосреды. Он неоднороден, неустойчив и нестабилен, разнонаправлен.

Развитию рынка препятствует отсутствие развитой инфраструктуры. Это означает, что приобрести современное оборудование для обработки, переработки, замораживания и хранения могут либо крупные заготовители, которые создали полный цикл производства, либо новые участники рынка, которые могут выйти на рынок лесных грибов и ягод со смежных секторов «заморозки».

В этом секторе рынка искажена схема полного цикла:

- на рынке отсутствует часть цепочки, связанной с переработкой сырья в полуфабрикат (заморозка, сушка, засолка). Это препятствует приходу на рынок новых участников и развитию конкуренции;

- на рынке отсутствует часть цепочки, связанной с непосредственной продажей продукции, т.е. не сформирована культура дистрибуции.

Компании-заготовители самостоятельно пытаются продавать свою продукцию. Это сдерживает развитие цивилизованной торговли в этом секторе рынка.

Вероятно, что развитие этого рынка будет, прежде всего, связано с достраиванием этой цепочки - созданием мощных структур по переработке и мощных компаний-дистрибьюторов.

Т.М.Камалов,
Московская государственная технологическая академия
Источник: «Пищевая промышленность»

Журнал "СЕВЕР промышленный" № 10 2007 г.


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

13.59.153.178

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .