Анализ рынка замороженных грибов и ягод |
Кольский полуостров - край «непуганых» грибов и ягод.Каждую осень прилавки на рынках пестрят лесными дарами. А как можно их сохранить способом промышленной заморозки? И кто сможет занять в Мурманске нишу замороженных грибов и ягод?Ознакомимся с положением дел на рынке этой продукции и сделаем выводы. Сбор, хранение и переработка ягод и грибов - достаточно трудоемкий процесс, связанный с постоянным контролем качества продукции на всех этапах ее движения, переработки и хранения. Это означает, что заготовитель данного вида продукции должен минимизировать время доставки данного вида продукта потребителю. Как правило, этого не происходит, поскольку основной вид деятельности заготовителя: сбор, обработка и хранение недревесных продуктов леса (ягод, грибов, трав, орехов), что требует значительных нематериальных и материальных затрат. С другой стороны, покупателю замороженных ягод и грибов требуется выполнение трех основных условий для оптимальной работы: - гарантия своевременных поставок заказанной продукции;- гарантия высокого качества поставляемой продукции;- гарантия и возможность долгосрочного сотрудничества с поставщиком и выполнение условий заключенных контрактов.Условия работы на рынке грибов и ягод имеют свои черты и особенности, присущие рынку, который находится в начальной стадии формирования. Это, прежде всего, связано с реальными возможностями эффективного управления продажами в соответствии с классической моделью:Маркетинговая оценка объемов продаж.Планирование и определение бюджета сбыта.Подготовка дистрибьюторской сети. Подготовка персонала, тренинг и мотивация службы продаж.Организация поставок. Рекламная и промоционная поддержка.Получение платежей. Оценка результатов.Данная модель управления продажами характеризуется последовательностью стадий, предсказуемостью сроков их исполнения, стабильным протеканием во времени и пространстве. Однако в реальности, на каждом из этапов происходят отклонения от незначительных до кардинальных по отношению к изначально выбранному сценарию. Таким образом, линейная (классическая) модель превращается в турбулентную. Связано это с воздействием среды, в которой происходит процесс продаж. Следовательно, участники этого рынка находятся под влиянием различных факторов и изменений, характерных для турбосреды. Эта среда обладает несколькими основными характеристиками: Первая характеристика - неоднородность. Турбосреда состоит из более или менее «плотных» участков, зон «разрежений» и «уплотнений». Под «плотностью» мы понимаем интенсивность бизнес-процессов, уровень конкуренции, восприимчивость рынка к новым товарам и услугам. Например, в условиях существенных межрегиональных различий в уровне доходов населения, развития инфраструктуры продаж, влияния административного фактора и т.д. можно говорить о неоднородности региональной бизнес-среды. Вторая характеристика - неустойчивость. Процессы в турбосреде непродолжительны, нестабильны. При столкновении с «плотными» участками они меняют свою направленность либо прекращаются совсем. Например, бизнес-план продвижения продукта на новом для компании рынке может быть хорошо проработан и обоснован с точки зрения линейного подхода, однако при столкновении с реальностью в виде необходимости привлечения «административного ресурса» он претерпевает такие изменения, что превращается в обыкновенный подкуп должностного лица. Третья характеристика неоднородной среды - неравномерные временные потоки. Скорость протекания бизнес-процессов в различных участках турбосреды различна. Процесс принятия решений может быть ускорен либо замедлен в соответствии с корпоративными процедурами. Для того, чтобы достичь результата в турбосреде, процессы должны «встраиваться» друг в друга, взаимодополняться и взаимодействовать. На рынке замороженных грибов и ягод сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на явные препятствия и трудности, которые могут возникнуть у компаний при реализации новых проектов на этом рынке, здесь с каждым годом все больше новых компаний. Хотя в неравномерной и неустойчивой среде «критическими операциями» становятся почти все. Так, например, «запуск» нового продукта не может быть произведен без: - получения соответствующих лицензионно-таможенных документов; - наличия на основном складе достаточного количества продукта; - заключенных и лицензированных контрактов с дистрибьюторами; - финансирования процесса со стороны головного офиса; - наличия персонала, прошедшего соответствующую подготовку; -заключенных контрактов с рекламными агентствами; - достаточного запаса рекламных материалов для потребителей. По-видимому, поэтому наблюдается приход на рынок крупных российских компаний, которые имеют достаточные ресурсы для выхода на новый рынок, зачастую при поддержке местных органов власти. Операторов российского рынка грибов и ягод можно разделить на несколько групп.Компании, организующие сбор грибов и скупающие продукцию у населения На первичном рынке сырья существует очень жесткая конкуренция. В период сезона большое количество мелких и средних предпринимателей располагают вблизи населенных пунктов и лесов заготовительные пункты сбора недревесных продуктов леса у населения. С каждым годом конкуренция усиливается, а, следовательно, растет интенсивность бизнес-процессов, их плотность. В прошлом и нынешнем сезоне очень активно «пошли в леса» иностранцы: итальянцы, поляки, компании из Прибалтики, Финляндии. Эти компании организуют сбор в Кировской, Владимирской, Ленинградской областях, а также в Карелии и северных областях. Иностранцы ведут себя очень агрессивно в части ценообразования. Кроме того, они здесь же организуют первичную переработку и заморозку продукции. Это связано с тем, что российских экспортеров, предлагающих качественную продукцию, не так много. А сырьевых ресурсов в России крайне много и спрос на них со стороны иностранцев большой. Компании занимающиеся не только сбором, но и обработкой, переработкой и заморозкой дикоросов На рынке таких компаний - единицы. Они охватывают всю схему работы на этом рынке, имеют развитую инфраструктуру, постоянную клиентскую базу, производят качественную продукцию, которую, как правило, экспортируют, поскольку внутренний рынок находится в зачаточном состоянии. Основная проблема для таких компаний - недостаток оборотных средств. В сезон при правильной организации сбора необходимо, чтобы собранное сырье в ближайшее время было доставлено до холодильника. В среднем затраты составляют 4000 долл. на покупку сырья у населения на 1 пункте. У преуспевающих компаний таких пунктов 5-9. Поэтому главная задача для такой компании добиться роста оборота денежных средств и получить прибыль за счет роста объемов продаж. При этом появилась тенденция к выходу этих компаний на розничный рынок. Самые известные компании, относящиеся к данной категории, - «Экопродукт», «Матреко», «Томская Продовольственная Компания» и др. Это самые простые способы обработки сырья. Если клиенту все же необходима замороженная продукция, они ее замораживают, не соблюдая технологии, в обычных холодильных камерах при (-18..-.22 °С). Такая продукция подходит только производителям сокосодержащих напитков. Компании-торговцы, пытающиеся быть заготовителямиСамая опасная категория участников рынка. Они искажают информацию о продукции, о ее характеристиках, объемах, ценах и т. д. Такие компании являются, как правило, полукриминальными структурами. Переработчики сырья в полуфабрикат. В данный момент на рынке таких компаний практически нет, т. е. переработкой продукции в полуфабрикат занимаются в основном заготовители. Дистрибьюторы полуфабриката и готовой продукции в розничной упаковке. Как это ни странно, но этой категории тоже практически не существует, что создает «разрежение» рыночной среды. Заготовители-переработчики сами пытаются выходить на рынок и предлагать свою продукцию. В связи с чем периодически возникает то перенасыщение рынка одним продуктом, то, наоборот, - дефицит. Кроме этого, из-за больших расстояний между заготовителем и потребителем (от 1000 до 2000 км) затруднен доступ к информации о наличии товара, ценах, качестве, затруднена быстрая доставка до места переработки. Потребители сырья и полуфабриката (свежие, замороженные, сушеные ягоды и грибы, соленые грибы)Это, в первую очередь, производители консервов, соков и нектаров, морсов, другие небольшие пищевые производства, фармацевтические заводы и т. д. Самые крупные и известные компании на этом рынке - «Вимм-Билль-Данн», «Мултон», «Ратибор», «Экопродукт», несколько крупных хлебобулочных комбинатов г. Москвы. Отношения между переработчиком и производителем «строятся» через отдел закупок. Как правило, все условия договоров и соглашений оговариваются индивидуально с отделом закупок. Производители часто придираются к качеству продукции, к уже оговоренным условиям поставок и ценам. Это приводит к необходимости формирования «особых отношений» с начальником отдела закупок, т. е. ведения торговли с учетом интересов, результатом которых является процент от закупок или взятка. Это связано с особенностями российского ведения бизнеса и формирующегося рынка. Производитель не считает нужным сохранять хорошие отношения с поставщиком, поскольку вне сезона к нему стоит очередь из тех, кто не смог продать свою продукцию. Несмотря на это, на рынке появляются компании, которые стремятся построить новые, цивилизованные отношения между переработчиком и производителем, т. е. на практике реализовывать ориентированную на клиента стратегию развития компании, что особенно актуально в условиях турбосреды и формирования рынка. Одна из таких компаний FrozenFoods, осуществляющая оптовые и мелкооптовые поставки замороженных ягод и грибов в промышленной и розничной упаковке под собственным торговым (товарным) знаком из регионов России. Работа компании FrozenFoods с потенциальными партнерами базируется на трех основных принципах: - жесткий контроль качества поставляемой продукции и соответствие параметров (условий) качества требованиям покупателей. Сертификация продукции по европейским и российским стандартам; - стремление компании к долгосрочному сотрудничеству с постоянными партнерами; - безоговорочное выполнение всех условий заключенных контрактов обеими сторонами, кроме обстоятельств, оговоренных в контракте. Кроме непосредственных участников рынка подробнее охарактеризуем компании, которые также работают на рынке замороженных продуктов (овощи и фрукты, культивируемые грибы), но потенциально готовы выйти и на рынок дикорастущих грибов и ягод. Прежде всего, это крупные российские компании - производители замороженных овощей и культивируемых шампиньонов, такие как: «Сальмон» («Снежана»), «Бит» («4 сезона»), «Эликом» и «Визитон» («Смак»). Эти компании являются как крупными дистрибьюторами замороженной продукции, так и собственно производителями. Как показывают исследования, рынок замороженных овощей и шампиньонов (ягоды в основном из Европы) развит гораздо больше, чем рынок дикорастущих грибов и ягод. Необходимо отметить, что в этом секторе рынка особенно хорошо развита система дистрибуции европейских и российских производителей. На рынке присутствуют несколько крупных операторов: «Инко», «Тимакс», «Новая Арктика» - в Московском регионе, «Кайрос» - в Санкт-Петербурге и «Фроствей» - во Владикавказе. Эти компании специализируются на поставках замороженной продукции в сеть крупных и средних супермаркетов: «Седьмой Континент», «Перекресток», «Рамстор», «Копейка» и др. Благодаря существованию в этом секторе рынка развитой дистрибуции производители не имеют серьезных проблем по сбыту продукции. В 2001 г. производство замороженных овощей и фруктов в России составило 11 тыс. т. Основной растущий спрос удовлетворяют западные компании, они держат в России около 80% рынка. Основные страны-экспортеры - Польша (60%), Голландия (9%), Бельгия (8%). Безусловным лидером является польская компания Hortex, только на московском рынке реализуется около 30% объема ее продаж. Активно работают в России и другие польские компании - ChlodniaZgoda (17%) и Адгат (5%). Возможно, что западные фирмы еще прочнее обосновались бы в России, будь здесь хорошая сырьевая база и развитая инфраструктура. Но это одна из проблем развивающегося рынка, поэтому иностранцы предпочитают ввозить уже готовую продукцию. В секторе замороженных лесных грибов и ягод ситуация несколько другая. На розничном рынке данную продукцию практически никто не предлагает. Кроме этого, здесь нет «своих» крупных дистрибьюторов как в сегменте розницы, так и общепита, и промышленной переработки. Потенциальные участники этого рынка пока присматриваются и анализируют ситуациюОб этом свидетельствует и прошедшая летом конференция «Замороженные продукты», организованная Asti Group. На выставке была представлена замороженная продукция в виде овощей, грибов и ягод лишь компанией «БИТ» под маркой «4 сезона». Тем не менее, топ-менеджеры других компаний - производителей «заморозки» присутствовали на конференции и активно обсуждали общие проблемы и направления развития рынка замороженной продукции в России. Остальные участники выставки являлись в основном производителями замороженной рыбной и мясной продукции, а также мороженого. Очевидно, в ближайшие 1,5-2 года данный рынок будет находиться на стадии формирования инфраструктуры, отношений между участниками и потребителями и между различными заготовителями. Выводы, которые можно сделать по результатам анализа структуры и состояния рынкаРынок замороженных диких грибов и ягод в России носит черты турбосреды. Он неоднороден, неустойчив и нестабилен, разнонаправлен. Развитию рынка препятствует отсутствие развитой инфраструктуры. Это означает, что приобрести современное оборудование для обработки, переработки, замораживания и хранения могут либо крупные заготовители, которые создали полный цикл производства, либо новые участники рынка, которые могут выйти на рынок лесных грибов и ягод со смежных секторов «заморозки». В этом секторе рынка искажена схема полного цикла: - на рынке отсутствует часть цепочки, связанной с переработкой сырья в полуфабрикат (заморозка, сушка, засолка). Это препятствует приходу на рынок новых участников и развитию конкуренции; - на рынке отсутствует часть цепочки, связанной с непосредственной продажей продукции, т.е. не сформирована культура дистрибуции. Компании-заготовители самостоятельно пытаются продавать свою продукцию. Это сдерживает развитие цивилизованной торговли в этом секторе рынка. Вероятно, что развитие этого рынка будет, прежде всего, связано с достраиванием этой цепочки - созданием мощных структур по переработке и мощных компаний-дистрибьюторов. Т.М.Камалов, Журнал "СЕВЕР промышленный" № 10 2007 г.
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 9793 |