От романтики к тактике «малых дел» |
В первых главах нашей книги мы уже говорили о том, что к началу 1994 года флотоводцы пришли к выводу, что негативные процессы, происходящие в рыбной промышленности Северного бассейна, носят уже необратимый характер. И невозможно (исключая вариант целенаправленной объемной государственной поддержки) реанимировать деятельность предприятий в том объеме, в котором это было раньше. Значит, можно реально решать лишь задачу сохранения наиболее эффективной части рыбной промышленности.Иными словами, можно сказать, что закончился так называемый «романтический» период, когда происходящие перемены принимались в основном своем большинстве и руководителями, и трудовыми коллективами с воодушевлением. Цены перестали быть управляемыми, а внешняя торговля стала либерализованной. Система государственного руководства была практически упразднена. А проводившаяся одновременно с этим приватизация превратила рыбаков в собственников основных фондов и продукции. Значительная разница между ценами на топливо, промвооружение и все другие виды материально-технического снабжения, которое приобреталось в России, и ценами на рыбопродукцию (прежде всего треску), продаваемую в основном за границу, резко подняла экономическую эффективность предприятий рыбопромышленного комплекса. Складывалось впечатление всеобщего процветания. Трезво оценить обстановку в те недолгие дни и месяцы было практически невозможно. И тем более спрогнозировать последствия. Жили «романтики» одним днем. Доходы направлялись в фонды потребления (зарплата, премия и т.д.), но только не на развитие производства. Естественно, долго так продолжаться не могло. Свободные цены неизбежно привели к их безудержному росту и раскручиванию спирали инфляции. Постепенно уровень цен на материально-техническое снабжение у нас поднялся до уровня мировых, а то и выше. Цены на рыбопродукцию за рубежом упали. Источник экономической эффективности в таком виде был исчерпан, а другого в запасе не было. Наступил период депрессии. Что делать? Страшный вывод о «необратимом характере» болью отозвался в сердцах многих людей, тех, кто все свои силы да и саму жизнь отдал рыбному Мурману. Как жить дальше? Ностальгические, даже можно сказать пессимистические нотки вдруг зазвучали в выступлениях постоянных авторов «Рыбного Мурмана» весной 1995-го. С одной стороны, управленцы стонали от бессилия и невозможности справиться с серьезнейшими проблемами, которые всем миром решить было бы намного проще. С другой - все были самостоятельны и стремились всячески оградить себя от любого сотрудничества. Общебассейновые вопросы повисли в воздухе. Жилье, детские учреждения, ветераны, больницы, зарплата и защищенность моряков - чьи теперь эти проблемы? Вопросы снабжения флотов, ремонта судов, модернизации оборудования, безопасности мореплавания, рыбохозяйственной науки и подготовки морских специалистов... Чтобы жить дальше, нужна была программа, стратегия. Ее областная администрация поручила создать группе ученых, которые стали рьяно формировать цели, принципы и структуру развития рыбохозяйственного комплекса Мурманской области вплоть до 2005 года. На первом этапе, по мнению разработчиков, Северному бассейну необходим единый координирующий региональный орган в виде независимого департамента по рыболовству. Именно независимого, так как «Севрыба» де-факто превратилась в коммерческую структуру, а областной комитет по рыболовству являлся проводником политики администрации. То есть на Кольском полуострове к тому моменту не оказалось органа, который имел бы рычаги управления отраслью. «Рыбные генералы» обсудили эту пресловутую программу, собравшись в начале 1996 года на совет директоров «Севрыбы». Раскритиковав предложенную теоретиками стратегию развития, они поручили специалистам-практикам из «Севрыбы» создать свою программу. Вернее будет даже сказать на «создать», а оформить, так как план действий у генерального директора АО «Севрыба» Георгия Васильевича Тишкова был: сконцентрировать усилия предприятий в одном направлении и сформировать на бассейне финансово-промышленную группу. - Однако наше предложение не было поддержано, - рассказывает Тишков корреспонденту «Рыбного Мурмана». - Думаю, прежде всего по причине «ожидания чуда». Да-да, после романтического периода и последовавшей за ним депрессии наступил этап ожидания. Предполагалось, что государство предпримет планы по изменению ситуации. Ожидалось, что будут прощены долги, что будет разрешен кризис неплатежей, будут получены дополнительные льготы или государственные субсидии. К сожалению, «чуда» не произошло. Наоборот, был объявлен курс на жесткую финансовую политику. Да и нынче проблемы формирования бюджета и государственных расходов стоят во главе угла. - В чем же выход? - спрашивает Тишкова наш корреспондент весной 1997 года. - В первую очередь надо наладить производство, - отвечает руководитель. - В рыночной экономике выживает тот, кто производит много высококачественной продукции с минимальными затратами и пользующейся спросом. Вот если это будет, то будут и деньги, и налоги, и зарплата. - Хорошо. Но для модернизации того же флота нужны деньги. А где их взять? - У инвесторов. Под проценты. И мы это доказали на практике постройкой траулера «Севрыба-1». Его эксплуатация подтвердила этот вывод. И абсолютно не правы те, кто утверждает, дескать, мы за него расплачиваемся квотами. Мы получаем квоту для эксплуатации этого судна по тем же правилам и нормам, что и любые другие предприятия. Половину квоты трески мы покупаем у тех компаний, которые получили ее бесплатно, но сами выловить не могут. Почему мы можем так делать? Потому что эффективность производства на этом судне очень высока. Она дает возможность платить за квоту и вовремя рассчитываться за банковский кредит. До полного погашения задолженности за траулер осталось два с небольшим года... - Значит, вы на деле доказали перспективность постройки новых судов? - Доказать-то доказали. Однако ситуация, как ни смотри, более чем не нормальная. Казалось бы, радоваться надо, поддерживать: ребята, давайте построим еще такие суда. А получается наоборот - «экономическая диверсия». И вместо того, чтобы решать проблемы рыбной отрасли по существу, слышатся одни и те же разговоры о «дележе квот»... На мой взгляд, у рыбной промышленности сегодня один выход - это полная ее реконструктуризация. Мы должны создать новую промышленность на базе новой техники, новой технологии, новых принципах и методах управления.* Если следовать терминологии Тишкова об этапах развития Северного бассейна, то романтический период и последовавшую за ним депрессию сменил этап ожидания, за которым должен был начаться период строительства. Строительства и модернизации флота, концепцию которого специалисты «Севрыбы» разработали еще в 1993 году. Но этого не произошло. Я бы назвал последние годы ХХ века временем «малых дел». Почему же флотоводцы и местная власть не поддержали Г.В.Тишкова? И что за концепция обновления флота предлагалась «Севрыбой»? Попробуем ответить на эти вопросы. · Не ломать, а строить, «РМ» от 16 мая 1997 года. Рыбный Мурман в кавычках и без (1983 - апрель 2000) Том второй
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 3141 |