Состояние рыболовства в Канаде с 1993 по 1996 годы |
Большие изменения проведены Федеральным правительством за период 1994 года. В связи с продолжающимся кризисом рыболовства в атлантических регионах Канады, в начале года был разработан, а затем одобрен Министерством рыболовства и океанов Канады « План контроля за промыслом и сохранения рыбных запасов - the Fisheries Resource Conservation Control ». Новым министром рыболовства и океанов в либеральном правительстве страны был назначен 39-летний выходец из провинции Ньюфаундленд Брайн Тобин. В первых своих выступлениях он заявил, что Канада намерена взять под свой контроль управление промыслом в районах БНБ, выходящих за пределы 200-мильной рыболовной зоны государства. При этом он подчеркнул, что правительство не будет расширять её и не претендует на владение этими районами, а намеренно взять под охрану запасы по поручению мирового сообщества и канадских рыбаков. Тобин дал понять, что не намерен поощрять промысел траулеров, ведущих его под удобными флагами, и незаконный международный лов биоресурсов в районах регулирования НАФО, так как это разрушает их запасы в ущерб всем странам - участницам этой Организации. Среди других важных в области рыболовства вопросов надумали поработать над совершенствованием практики консультаций правительственных органов с промышленниками и рыбаками, сокращением промысловых и перерабатывающих мощностей, развитием альтернативных видов добычи таких видов рыб, как скумбрия, сельдь, серебристый хек, палтус, окунь и другие. Решено было также, сократив бюрократические проволочки, начинать оказание финансовой помощи на переквалификацию тружеников моря, диверсификацию (распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов) рыбопромышленной деятельности,выкуп собственности рыбаков и обработчиков рыбы. В декабре 1993 года был разработан «План управления промыслом донных рыб в СЗА», в котором предусмотрено уменьшение Общего допустимого улова (ОДУ) этих видов на 75 процентов по сравнению с выловом в 1988 году и пропорциональное сокращение квот. Эти нововведения не могли не отразиться на уровне жизни населения и в особенности рыбаков и обработчиков рыбы восточных провинций Канады, побережья которых омываются водами Северо-Западной Атлантики: Ньюфаундленд со столицей Сент-Джонс и населением более 0,6 миллиона человек, Новая Шотландия (Галифакс), где проживает более 0,9 млн, Н. Брансвик (Фредериктон) - более 0,7 миллионов, и Принц Эдвард Айленд (Шарлоттаун) с населением более 0,13 млн. Кроме того, Канада в числе двадцати шести стран подписала ещё один важный документ в данной области - Соглашение Организации Объединенных Наций относительно контроля за ведением промысла трансграничных и далеко мигрирующих запасов рыб. Причина одна - оскудение их запасов в СЗА. Это было вызвано не только переловом биоресурсов океана иностранными судами, но и необычными изменениями среды их обитания. Также нельзя сбрасывать со счётов и ошибки правительства Канады в политике рыболовства, оценке запасов в прошедшие годы и пагубность применяемых до 1992 года Правил в отрасли, согласно которым при вылове трески мелочь выбрасывалась за борт траулеров и, конечно, никем не учитывалась. Мораторий на добычу этой рыбы коснулся подрайонов 2J,3KL. Закрыли промысел трески и в других - 3Ps, 4Rs, ЗРп, 4Т, 4Vn (N-A), 4Vn (М - О), 4VsW, 4Х, ограничили в 2GH, 4Х, 5Z. Подобные меры коснулись лова пикши, сайды, окуня, камбалы (ерша и длинной), плоской рыбы, гренландского и белокорого палтуса, макруруса, тупорылого, серебристого хека, аргентины (вся эта информация наглядно представлена мной в документальных приложениях - Автор). В результате принятых мер более 35 тысяч рыбаков и обработчиков рыбы в провинциях атлантического побережья Канады лишились рабочих мест. Поэтому в апреле 1994 года после массовых недовольств народа правительство страны приняло новую «Программу регулирования промысла донных видов рыб в Атлантике», связанной с кризисом рыболовства. Она вступила в силу 15 мая. Документом было предусмотрено выделение отрасли государственных субсидий на сумму 1,9 миллиарда канадских долларов сроком на пять лет. Определены основные пути её развития: а) снижение числа безработных в промышленности с 35 тысяч человек до 6,7; б) сокращение береговых рыбообрабатывающих мощностей и добывающих судов до уровня их соответствия запасам биоресурсов в СЗА; в) переход на новые условия лицензирования; г) поддержание и развитие ядра рыбной отрасли; д) установление выхода на пенсию её работников в возрасте 55 лет и решение вопроса занятости тех, кому от 50 до 55-ти; е) переориентация и переподготовка, оставшихся без работы, в другие сферы трудовой деятельности; ж) создание прибыльных и экологически чистых производств; з) образование коллективов профессиональных работников промышленности с круглогодичным периодом работы (ранее применялась сезонная работа); и) выкуп лицензий, судов и береговых предприятий на основе Программы. Новая программа предусматривала развитие «канадизации» промысла в 200-мильной зоне, исключение понятия «недоиспользуемые виды рыб» и прекращение выдачи лицензий иностранным государствам на их добычу. Теперь они (в большей степени члены НАФО) могут вести промысел и обработку рыбы в зоне Канады по лицензиям канадских компаний, а также приемку и переработку сырца от судов этой страны, перегрузку рыбы и приемку снабжения в установленных районах при соблюдении правил и с разрешения региональных ДФО. Рыболовные иностранные суда государств - членов НАФО имеют право добывать и обрабатывать уловы за пределами 200-мильной экономической зоны Канады согласно выделенным квотам в регулируемом организацией районе, по разрешению Роскомрыболовства, с уведомлением её Секретариата и Представительства Роскомрыболовства в Канаде. Проблема сохранения водных биоресурсов волнует не только данную страну, но и всё мировое сообщество. С 19 по 20 октября 1995 года в ньюфаундленском Сент-Джонсе собирается первая Конференция министров рыболовства Североатлантических государств Канады, Российской Федерации, Норвегии, Исландии, а также Гренландии и ЕС. Российскую делегацию возглавлял Председатель Комитета Российской Федерации по рыболовству В. Ф. Корельский. В результате обсуждений министры стран, ведущих промысел в Северной Атлантике, приняли обязательство по сохранению рыбных запасов. Международная компания должна быть предпринята как можно быстрее для того, чтобы содействовать ратификации Соглашения ООН по трансграничным и далеко мигрирующим запасам рыб. Участники согласились, что такие встречи должны проводиться ежегодно, ведь промысел в северной части Атлантики является уязвимым по перелову. Это подтверждается конкретными документами. Хищническую добычу рыбы необходимо остановить. Они также решили попросить НАФО исследовать результаты последней сессии Генерального совета относительно креветки на Флемиш - Капе. Также отметили, что обилие тюленей продолжает создавать проблему сохранения рыбы в определённых районах Северной Атлантики. Участники Конференции поддержали крепкое международное сотрудничество по научному исследованию в данной области и одобрили предупредительный подход как один из фундаментальных принципов регулирования промысла. Они также поддержали регулирование экосистемы, необходимости управления запасами рыбы как её части. Концепция оптимального использования ресурсов, пришли к выводу министры, является фундаментом рационального регулирования рыболовства. В заключение они подтвердили главное: государства, которые используют тот же запас биоресурсов, должны согласиться на ОДУ и делить его среди них на законном основании. А летом 1995 года в Нью-Йорке проблемы трансграничных рыбных запасов рассматривала шестая сессия Конференции Организации Объединенных Наций. В её работе приняли участие делегации ста стран, а также ряда неправительственных организаций. Российскую, в состав которой вошли представители министерств природы и иностранных дел, Федеральной пограничной службы, возглавил также Председатель Роскомрыболовства Владимир Фёдорович Корельский. Главной задачей участников этого важного форума было прийти к консенсусу по вопросам конкретизации положений Конвенции ООН по морскому праву (1982г.), а также уточнения обязанностей государств по сохранению биоресурсов моря вне пределов исключительных экономических зон. Что касается Канады, то 14 ноября того же года министр рыболовства и океанов страны Б. Тобин объявил постановление о новых лицензионных сборах при коммерческом лове рыбы в водах Атлантики. Как подтвердила ДФО, их увеличение не относится к иностранному промыслу. В публикациях было отмечено, что лицензионные сборы в атлантических регионах не менялись с 1981 года и составляли 0,6 процента от выловленной и доставленной на береговые предприятия Канады рыбы. В 1994 году стоимость её в целом составила 1.52 миллиарда канадских долларов. Правительством принято решение об увеличении лицензионных сборов до 3 процентов и гораздо большем - на ракообразные. Так, ежегодная стоимость лицензии на промысел краба-стригуна выросла с 30 до 1600 долл., омаров - со 100 до 55800. Одной из причин этого послужило получение рыбопромышленными компаниями сверхприбылей. Многие из них негативно отнеслись к увеличению сборов по следующим причинам: а) рыбаки, как и все канадцы, уже выплачивали налог с дохода на чистую зарплату; б) новые сборы основаны на валовом заработке и не учитывают высокую стоимость затрат на предприятиях и судах рыбной отрасли, кудавходят заработная плата работников, приобретение наживки, топлива и прочего; в) собранные средства пойдут в общий доход, а не в ДФО; г) затраты на управление рыболовством за тонну доставленной на берег рыбы либо ракообразных в этой стране в 5 -10 раз выше, чем в других: немалый штат сотрудников как в Оттаве, так и в шести региональных департаментах. В каждой прибрежной провинции - свои министры по рыболовству со штатами, в рыбных портах тоже целые отделы и т. д. В годы, когда была принята и начала действовать «Программа регулирования промысла донных видов рыб в Атлантике», рыболовный флот Канады насчитывал более 41200 единиц и состоял из малых судов длиной менее 19,8 метра, средних (от 18,9 до 30,5) и крупнотоннажных (более 30,5 м). Все они принадлежат частным компаниям, объединениям и отдельным гражданам, ведь право собственности имеет каждый канадец. Но добычу может вести лишь тот, у кого судно зарегистрировано, а хозяин имеет удостоверение на коммерческий лов рыбы и соответствующую лицензию с указанием размера плавсредства, объема вылова и сроков промысла, орудий лова, предписанных Правилами рыболовства. Регистрация и тоннажное измерение судов производит специальный департамент. Разовый сбор зависит от тоннажа, равно как и при купле-продаже плавсредства. Выдачей лицензий на право промысла занимается один из регионов ДФО, а контроль за регистрацией и оплатой портовых сборов, наличием данных документов осуществляют управляющие малыми судовыми гаванями и портопунктами, которые подчиняются региональным ДФО, а те в свою очередь -Департаменту рыболовства и океанов Канады в Оттаве. Траулеры с сырьём подходят к перерабатывающим предприятиям разного назначения, расположенным на побережье в рыбных гаванях и портах. Далее всё снабжение доставляется, а вывоз рыбопродукции идёт автотранспортом. Грузовые операции рыбаки производят либо судовыми средствами, либо автокранами. По существующей в Канаде классификации рыболовные суда подразделяются две группы: одни предназначены для прибрежного лова (их наибольшее число), другие - для промысла в открытом море. Например, в регионах Новая Шотландия и Фанди, где было зарегистрировано 11400 рыбаков, коммерческих рыболовных судов длиной менее 19,8 метра оказалось 6500 единиц, от 19,8 до 30,5 м -79 и более 30,5 м - 113 единиц. Вспомогательный транспорт в канадских гаванях практически отсутствует. Отдельные компании ведут промысел меч-рыбы, тунца в районе Бермудских островов, акул - в зоне Канады и за её пределами. Современные рыболовные суда добывают глубоководную крупную креветку и гренландского палтуса на Лабрадоре. Департамент Новой Скошии и Фанди отвечает за состояние рыболовства в двух провинциях: Новой Шотландии и Нью-Брансвик. Всего в его системе управления числится 1380 человек, включая 600 ученых. Бюджет формировался за счет федерального правительства страны и составлял 100 миллионов канадских долларов. Численность директората рыболовства в Галифаксе 150 человек. К сфере его деятельности относятся вопросы организации: строительства причалов, мелких рыболовных судов и объектов аквакультуры, а также наблюдения и контроля за промыслом в прилегающей к региону 200-мильной зоне, претворением в жизнь научных программ (биологии, океанографии, химии и физики моря). География региона такова: Побережье 3452 км площадь суши 72124 кв. км район промысла океана 433040 кв. км общий район промысла 505164 кв. км, в т.ч. около 1700 рыбопродуктивныхн рек и 4000 озёр и водоёмов Береговых рыбоперерабатывающих предприятий в Канаде к тому времени насчитывалось около 1500. В основном это небольшие и средние с коллективами от одной до двух сотен работающих. А крупных с численностью в 500 - 600 человек на атлантическом побережье было лишь 12. В провинции Новая Шотландия зарегистрировано около 200 предприятий. Наиболее крупные объединения на побережье Северо-Западной Атлантики: - National Sea Products Ltd.; - Clearwater Fine Foods Inc.; - Seafreez Foods Inc. К коммерческим видам относятся промысел и переработка многих пород рыб и биоресурсов. К ним относятся : треска, пикша, окунь, гренландсий палтус, некоторые камбаловые, сайда, морской налим, менёк, зубатка, серебристый хек, сельдь, скумбрия, мойва, тунец, меч-рыба, лосось, шед, гребешок, омар, устрицы, мидии, кламс, кальмар, креветка, несколько типов краба и другие. Кризис в области рыболовства в СЗА значительно отразился на финансовых показателях компаний. С 1994 года увеличились поставки на канадские предприятия баренцевоморской трески. Рыболовство в Северо-западной Атлантике
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 1675 |