Главная Развитие рыбной промышленности – в наших руках!
Развитие рыбной промышленности – в наших руках! Печать E-mail

Капитаны судов, которые, попадают под штрафной пресс, порой даже стараются перейти в старпомы 

В юбилейный для НО «Союз рыбопромышленников Севера» 2012 год, наши предприятия выловили свыше 140 тыс. тонн трески, 60 тыс. тонн пикши, около 20 тыс. тонн мойвы, а также обеспечен 100% выбор квот скумбрии, сельди, палтуса, окуня во всех районах Северо-Восточной Атлантики. В Баренцевом море добыты десятки тысяч тонн неквотируемых объектов. В целом это значительно больше достигнутых результатов прошлого года.

Однако рыбаки могут и должны работать более эффективно, но не все, к сожалению, зависит от нас. Слишком много внешних факторов, влияющих на развитие рыбной отрасли Северного бассейна, их сейчас надо рассматривать с позиций нашей деятельности в условиях работы в ВТО.

Это, прежде всего, касается развития флота и освоения новых районов промысла. Пока на Северном бассейне наблюдается переизбыток мощности: по судам донного промысла - на 67%, по пелагическим судам - на 163%. Это говорит о том, что на ближайшие 10-15 лет не будет проблемы с выбором квоты в традиционных районах промысла. Да и суда, а они достаточно современные, в том числе и с новостроя, имеют показатели не хуже аналогичных норвежских тральщиков. Однако норвежские судовладельцы все время обновляют флот и строят свои суда в Чили, в Хорватии, Турции и других странах, предложивших наиболее выгодные условия.

Мы имеем также отличные от наших соседей природные условия. Основные объекты промысла в Северной Атлантике: сельдь, скумбрия, путассу, начинают облавливаться или в территориальных водах других государств, или в национальных рыболовных зонах ранее, чем могут приступить к промыслу российские суда. Так, в январе этого года наши суда потеряли десятки судосуток на промысле сельди, т.к. по климатическим условиям сельдь не вышла из 12-мильной зоны Норвегии. Поэтому иностранные компании имеют возможность поставить ее на российский рынок ранее, чем российские рыболовные суда. Этим заполняется наш рынок и, когда россияне поставляют сельдь спустя месяц, покупатели уже имеют запасы на складах и неохотно скупают отечественную продукцию.

Исходя из этого, на определенный срок мы должны сохранить импортные пошлины на аналогичную продукцию, производимую российскими рыбаками.

До тех пор, пока не устранена значительная разница в нормативно-правовых и законодательных условиях работы флота, особенно, в части оформления пограничных и таможенных процедур, сдача анализов на ветеринарию и взаимоотношения с другими контролирующими органами в российских портах, не будет возможности оперативно обработать рыболовное судно в порту. Это приводит, в свою очередь, к затратам времени в 2-3 раза больше, чем за границей, не говоря уже о дополнительных оплатах услуг этих органов.

На сегодня российское право, регулирующее рыболовство, не позволяет гарантировать отсутствие штрафов, наказаний, чисто по техническим причинам, даже в случае, когда вся рыбопродукция выловлена в соответствии с правилами рыболовства страны. Это и штрафы за перегрузку продукции, добытой по прибрежной квоте, и привлечения к ответственности за разрешенные Правилами рыболовства расхождения в 5% от заявленного веса при выгрузке, это и масса других проблем.

Так, во всем мире при заходе судов в порт, подается декларация о припасах, где указываются, в основном, подакцизные товары. Мы же подаем весь перечень судового снабжения, в несколько тысяч позиций, и уж тут-то есть где развернуться контролерам. Можно привести примеры, когда таможенники при доставке запчастей на суда пересчитывали лампочки, подшипники, перевешивали продукты питания и, найдя разницу в указанном в декларации весе от фактического, составляли протокол об административном правонарушении. Сотни административных протоколов по таким надуманным причинам могут служить лишь подтверждением работы таможенников, но никак не помогают делу.

От этих дополнительных поборов и потерь времени, нас пока спасает хорошая промысловая обстановка в основных районах промысла.

Однако в связи с кризисом в Европе, резко сократилось потребление рыбы. Так, цена на треску упала на 4 кроны за 1 кг, у нас в России в прошлом году - на 20-30 рублей по сравнению с 2011 годом, резкое падение продолжилось и в текущем году. Все это происходит на фоне высоких цен на топливо и тенденции на дальнейшее их повышение. В этих условиях каждый лишний расход топлива влияет на финансовое положение предприятия.

На сегодня мало того, что не вносятся изменения в действующее законодательство, но и постоянно появляются новые проекты, не имеющие экономического обоснования, но увеличивающие пресс контролирующих органов на работу промысловиков.

Так, в предложенном российском ННН-плане предлагается все суда сдавать Регистру только в российских портах, ввести понятие государственной гарантии за возможные нарушения правил рыболовства в российской экономической зоне и т.д. Неоднократно указывалось на абсурдность таких действий, но пока изменения в проект не внесены.

В проекте ФЗ «Об ответственности за нарушения правил рыболовства в зонах международных соглашений» вводится положение о проверке всего промысла со стороны российских контролеров в этих районах. При этом не берется во внимание положение о том, что в соответствии со ст. 4 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» международные договора имеют приоритет над российским законодательством в области рыболовства.

В таком случае, к примеру, если судно работает по международным договорам, к судовладельцам будут применяться меры наказания по международным правилам, действующим в данном районе, а затем наши контролирующие органы будут повторно рассматривать степень вины российского судна. Из практики известно, когда промысловое судно при работе в НАФО переловило квоту, в рамках допущенных секретариатом НАФО 10% от улова, не было претензий по окончанию промысла. Российские же контролирующие органы составили соответствующие протоколы об административном нарушении и привлекли к ответственности и капитанов судов, и судовладельцев.

Рыбаки Северного бассейна с беспокойством наблюдают за появившимися в прессе предложениями по изменениям в руководстве рыбной отраслью. В свое время Правительство России проигнорировало позицию всех рыбаков страны, высказанную на Третьем Всероссийском съезде работников рыбного хозяйства в феврале прошлого года об образовании самостоятельного Министерства рыбного хозяйства, и произвело очередное присоединение к Минсельхозу Росрыболовства, а теперь мы пожинаем плоды ошибочного решения.

Все реорганизации в отрасли и так уже привели к потере управления рядом базовых направлений, обеспечивающих работу отрасли. Это и неготовность портов, прежде всего, их инфраструктуры к обработке дополнительных объемов рыбопродукции. Не хватает береговых холодильников, в упадке рыбоперерабатывающая промышленность, снизились объемы судоремонта, сократились объемы выпуска тары, промвооружения, не решаются другие вопросы обслуживающих рыбаков отраслей. При нехватке на рынке отечественной рыбопродукции, ее продвижение к Потребителю сопровождается многократным повышением цен.

У Росрыболовства нет для разрешения этих вопросов административных рычагов. Особенно тревожным является то, что их не хватает и для разрешения самых важных проблем отрасли - обновления флота и создания условий для заключения международных Соглашений.

На этом фоне нас крайне беспокоят непрекращающиеся попытки вмешаться в деятельность отрасли и силовым методом заставить вложить средства рыбаков в подъем судостроительной отрасли. На это рассчитан очередной проект ОАО «ОСК», направленный в Правительство России, где, вновь вместо исторического принципа распределения долей (квот), предлагается перераспределить квоты «под киль» судам, построенным только на отечественных верфях. Мы не против возрождения судостроения, это подтверждено практикой: ряд предприятий Союза рыбопромышленников, начиная с 2006 года, предпринимали безуспешные попытки разместить заказ на строительство судов на отечественных верфях, в то время как сами верфи никакого интереса к таким заказам не проявили. По нашему мнению, основные проблемы нестыковки заказчиков-рыбаков и отечественных верфей происходит по следующим причинам:

- российские верфи в большинстве своем избалованы большой стоимостью и размытыми сроками исполнения Гособоронзаказов, поэтому в ожидании Госзаказа лучше ничего не делать, чем взять коммерческий заказ.

- никакого опыта строительства современных высокоэффективных рыболовных судов на российских верфях нет.

- отсутствует система долгосрочного финансирования строительства и модернизации флота на российских верфях;

- при доставке в Россию недостающего оборудования и механизмов, производство которых в России не производится (90% оборудования рыболовного судна), возникают большие сложности с таможенным оформлением.

И, наконец, никто не может назвать конкретные сроки строительства судов и стоимость нового судна.

О проблемах отрасли мы говорили на встрече с Министром сельского хозяйства России Н.Ф. Федоровым 1 февраля 2013 года в Мурманске.

Министром была высказана крайне важная для нас мысль, что 2013 год должен стать годом дебюрократизации отрасли.

Нерешенных вопросов много, однако, в составе Союза сейчас 54 компании, которые обеспечивают свыше половины всего вылова на бассейне. Мы достаточно авторитетны на федеральном и местном уровнях власти и, естественно, примем все меры по снижению негативных барьеров в отрасли, созданию условий для стабильной работы рыбной отрасли.

Материал подготовлен к публикации Василием Федоровичем Никитиным, генеральным директором  НО «Союз рыбопромышленников Севера», специально для журнала «Север промышленный».

183038, г. Мурманск, ул. К. Егорова, д. 6
тел./факс: (8152) 47-67-28, 47-69-40
e-mail: souzrps@an.ru

Журнал "Север промышленный" № 1 за 2013 год


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.145.119.199

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .