Главная Саморегулируемые организации в области энергообследования
Саморегулируемые организации в области энергообследования Печать E-mail

В московских и санкт-петербургских объединениях состоят организации из различных регионов России

Чуть более года прошло с того момента, как вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности...». В отличие от предыдущего Закона «Об энергосбережении» (1996 г.) в новом документе поставлены конкретные задачи перед исполнителями и жестко прописаны сроки их выполнения. Помимо этого новым Законом вводится система регулирования в области энергетического обследования.

Если ранее энергоаудиторских организаций было относительно немного, и они проводили в основном энергообследование промышленных предприятий, то сегодня такой деятельностью могу заниматься только юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, являющиеся членами соответствующей саморегулируемой организации (СРО). В настоящее время в Министерстве энергетики Российской Федерации создано и зарегистрировано 43 специализированных саморегулируемых организаций из разных регионов России.

Однако следует заметить, что регионального принципа закрепления энергоаудиторов в СРО нет: в московских и санкт-петербургских объединениях состоят организации из различных регионов России. Поэтому не стоит удивляться, что почти 50% саморегулируемых организаций находятся в Москве.

Активная фаза этапа становления СРО в области энергетического обследования уже пройдена, хотя в Минэнерго на рассмотрении находятся заявки от двух десятков организаций. Но впереди предстоит очень серьезная работа по проведению энергоаудита организациями-членами СРО, составление энергетических паспортов и экспертиза этих документов в саморегулируемых организациях.

Дело в том, что значительное число организаций (органы государственной и муниципальной службы, госучреждения, организации, осуществляющие производство и (или) транспортировку воды и энергоресурсов; организации, совокупные затраты которых на потребление энергоресурсов превышают 10 млн. руб. за календарный год и т.п.) должны будут пройти обязательное энергообследование, причем в ближайшие два года. Такое обследование имеют право проводить только члены СРО. Результатом проведенного обследования должно быть составление энергетического паспорта объекта. Оформленный надлежащим образом паспорт направляется сначала в СРО, а затем в Минэнерго. Такая система «двойного контроля» повышает степень ответственности самой саморегулируемой организации и одновременно диктует проявление с ее стороны высокой требовательности к энергоаудитору.

Безусловно, важнейшей составляющей энергообследования является не сам энергетический паспорт как табличная форма, а рекомендации по энергосбережению, которые должен выполнить заказчик энергообследования. При этом последний должен понимать стоимость того или иного мероприятия, сроки его окупаемости, надежность оборудования и гарантийные сроки эксплуатации.

Здесь необходимо остановиться на возможных проблемах для бюджетных организаций. Первой проблемой является оценка стоимости энергетического обследования. На сегодняшний день можно предложить десяток подходов к определению «вопроса цены», но ни один из них нельзя назвать корректным и научно обоснованным. Более того, многие энергоаудиторы склонны считать, что рынок будет определять стоимость услуг и договорную цену. Но дело в том, что бюджетным организациям средства закладываются в бюджет органом исполнительной власти города и в данном случае чиновник, работающий в профильном комитете и не являющийся специалистом в деле энергоаудита, будет брать данные «с потолка». В итоге руководитель госучреждения будет ограничен в средствах и не найдет профессионального энергоаудитора.

Он может даже оказаться в ситуации, когда ему предложат услуги так называемые «левые» энергоаудиторы, которые за весьма скромные деньги оформят энергетический паспорт. Они даже могут не выезжать на объект для его обследования. Однако такой паспорт формально окажется документом неофициальным, направлять его будет некуда, а организация, потратив бюджетные средства, не окажется в информационной базе как прошедшая энергообследование.

Еще одной проблемой для бюджетников является, как это ни парадоксально, реальная экономия энергоресурсов при внедрении энергосберегающих мероприятий. Известно, что с 2010 года бюджетные организации должны снижать потребление энергоресурсов на 3% ежегодно, а за пятилетний период сэкономить 15% энергоресурсов. Допустим, что на основании проведенного энергообследования и реализации энергосберегающих мероприятий была сразу же достигнута годовая экономия 20%. Но в следующем году госучреждение получит энергоресурсов на 20% меньше и вряд ли получит компенсацию за те мероприятия, на которые были затрачены средства. Данное обстоятельство не позволит реализовать идею создания государственно-частного партнерства для госучреждений, а именно осуществления энергосервисных контрактов (перфоманс-контрактов). Такие контракты позволяли бы устанавливать энергосберегающее оборудование бесплатно или с небольшим первоначальным взносом, а расчет вести за счет сэкономленных на потреблении энергоресурсов средств.

К сожалению, ни в Законе, ни в подзаконных актах не прописаны четко и конкретно мероприятия стимулирующего характера. А поскольку не будет стимула - не будет и существенной экономии энергоресурсов. Здесь показателен пример Германии, где собственник или арендатор здания, осуществляющий энергосберегающие мероприятия, платит налогов на 20% меньше, чем все остальные.

Следует отметить запоздалую реакцию на вступление в СРО со стороны промышленных предприятий, энергосберегающий потенциал которых значителен.

По оценкам экспертов, 90% санкт-петербургских предприятий подпадают под обязательное энергетическое обследование. Отсюда следует, что в предстоящие 2 года на этих предприятиях должно быть проведено энергообследование с составлением энергетического паспорта с отправкой его далее в СРО и в Минэнерго. Спрашивается: зачем руководству предприятия приглашать энергоаудитора со стороны (пусть даже компетентного и профессионально подготовленного), который долго будет разбираться в технологии производства и энергетике предприятия, если энергоаудит можно выполнить собственными силами? Закон позволяет это сделать. Необходимо выполнить лишь одно условие: стать членом саморегулируемой организации. Собственная служба главного энергетика, зная все особенности технологического процесса, наличие генерирующих мощностей, графики нагрузок и энергопотребления, могут за счет оптимизации некоторых процессов или, например, утилизации тепла, обеспечить значительную выгоду.

Не менее скрытые резервы по повышению энергоэффективности сосредоточены в жилищном секторе и всей системе ЖКХ. В соответствии с Законом многоквартирные дома не подпадают под обязательное энергетическое обследование. Однако каждый такой дом должен иметь не своем фасаде табличку с указанием класса энергетической эффективности здания. А для определения класса необходимо осуществить энергообследование. Более того, собственникам помещений в многоквартирном доме в дальнейшем будет выгодно вносить меньшую плату за коммунальные услуги.

Реально же у руководителей управляющих компаний и ТСЖ присутствует не только непонимание, но и своего рода боязнь осуществлять энергетическое обследование здания. Складывается впечатление, что их устраивает существующее положение дел, при котором мы обогреваем окружающую природную среду, а в условиях такого расточительства грядет и очередное повышение тарифов на коммунальные услуги.

При таком положении дел саморегулируемым организациям и их членам необходимо более активно заниматься информированием руководителей бюджетных организаций, управляющих компаний и ТСЖ об основных положениях Закона, приказах Минэнерго, региональных программах по энергосбережению, структуре энергетического паспорта и порядке осуществления энергоаудита. Такой «ликбез» в области энергосбережения крайне необходим, так как еще не все энергетики ясно представляют себе все особенности энергетического обследования.

Саморегулируемая организация НП «БалтЭнергоЭффект» дважды провела бесплатные семинары в Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате с участием руководителей управляющих компаний и ТСЖ. В декабре 2010 года на базе петербургской Государственной полярной академии прошла конференция, в которой приняли участие представители госучреждений и муниципальных образований Адмиралтейского района Санкт-Петербурга, энергоаудиторы - члены СРО. Выступающие ответили на вопросы участников, в ходе конференции произошел живой обмен мнениями. Такая практика оказывается весьма полезной для обеих сторон: энергоаудиторы начинают понимать все трудности и проблемы бюджетников, а те, в свою очередь, лучше осознают стоящие перед ними задачи, которые необходимо решить в предстоящие два года.

Говоря о перспективах развития системы саморегулирования в области энергетических обследований, необходимо отметить следующее.

Во-первых, необходимо дальнейшее совершенствование законодательной, нормативно-правовой и научно-методической базы в этой области. Как известно, не все нормативные акты, разработка которых была предусмотрена Законом, вступили в силу. Причем не хотелось бы и «перебора» в этом вопросе. Сейчас появляются мнения о внесении изменений в сам Закон. Хорошо зная те проблемы и трудности, которые испытали строительные и проектные СРО, когда менялись правила игры «на ходу», необходимо просто не повторять этот печальный опыт. В условиях становления системы саморегулирования требуется не столько помогать саморегулируемым организациям, сколько не мешать им работать. Затем, не ранее чем через год, на основании анализа ситуации можно разработать предложения и провести их широкое обсуждение. Только так, и совместными усилиями можно реально улучшить нормативную и методическую базу.

Также следует обратить внимание на региональные и муниципальные программы по энергосбережению. Эти программы были разработаны и приняты практически повсеместно в конце июля 2010 г. (по Закону срок - до 1 августа). Анализ программ показывает, что весь период до 2020 г. разбивается на 2 этапа: 2010 - 2015 гг. и 2016-2020 гг.

Боровков Павел Дмитриевич, начальник территориального управления по МО департамента по экспертно-методической работе.

Содержание журнала "Север промышленный" № 1 за 2011 год

Еще статьи на тему "организации":

Управляющие организации Мурманской области

Саморегулируемые строительные организации: для работы в СРО важен не только размер взноса

Победители областного конкурса по организации охраны труда

Организации экологического мониторинга эстуарных экосистем шельфа высокоарктических морей

Доклад «Опыт организации товариществ собственников жилья»

Основы существования организации

Получить статус саморегулируемой организации


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.139.86.53

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .