casino siteleri güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler casino siteleri deneme bonusu deneme bonusu veren siteler 2024 güncel deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri bonus veren siteler deneme bonusu veren siteler en iyi bahis siteleri deneme bonusu 2024 güvenilir deneme bonusu deneme bonusu veren siteler güvenilir bahis siteleri en iyi bahis siteleri yeni deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler güvenilir slot siteleri tipobet matadorbet tipobet 1xbet giriş deneme bonusu sahabet
Главная Саморегулирование в строительстве
Саморегулирование в строительстве Печать E-mail

Александр РОБОТОВ, д. э. н., профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ)

В наступившем году рынок строительства претерпел большие изменения. С 1-го января 2010 года строительные лицензии прекратили свое действие. На смену лицензированию введено саморегулирование строительной деятельности посредством создания некоммерческих партнёрств, объединяющих в себе организации по направлениям строительства, проектирования или инженерных изысканий.

Интерес к саморегулированию хозяйственной деятельности повысился в связи с попытками формулирования и реализации государственной политики по оптимизации функций государства в экономике.

В 2002-2003 годах стало ясно, что задачей нового этапа экономической политики, направленной на оптимизацию государственного вмешательства в экономику, должен был стать переход от дебюрократизации, понимаемой как снятие административных барьеров для бизнеса путём совершенствования процедур исполнения государством определенных функций, к собственно дерегулированию экономики - практической реализации принципа «презумпции невмешательства» государства.

Эти подходы частично нашли свое воплощение в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). В качестве основных задач реформирования системы государственного регулирования предпринимательской деятельности были признаны, в частности:

- введение процедуры доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику, а также процедуры периодической оценки эффективности регулирующих мер с возможным отказом по ее результатам от государственного вмешательства;

- осуществление регулирования, прежде всего через нормы прямого действия;

- упорядочение разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам;

- совершенствование правовых основ саморегулирования.

Таким образом, развитие саморегулирования хозяйственной деятельности стало рассматриваться как важнейший элемент реализации общей стратегии оптимизации государственного вмешательства в экономику.

Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса в ряде случаев может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учёт интересов участников рынка. В ряде стран, прежде всего Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при принятии решения о целесообразности государственного вмешательства в экономику в той или иной сфере в обязательном порядке оценивается, нельзя ли достигнуть желаемого результата, используя саморегулирование, а не государственное регулирование. В разных странах саморегулирование широко применяется на рынках финансовых, медицинских, юридических, консалтинговых услуг, в сфере рекламы, дистанционных и прямых продаж, телекоммуникационных услуг и т. п. С другой стороны, организации саморегулирования могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая входные барьеры на рынок и игнорируя интересы аутсайдеров.

Поэтому использование института саморегулирования как альтернативного государственному регулированию способа преодоления провалов рынка требует определения условий, при которых развитие саморегулирования возможно и оправдано с точки зрения интересов участников рынка и общественных интересов.

При всем интересе к проблематике саморегулирования на сегодняшний день чёткого ответа на вопросы, что же такое саморегулирование, каково его место в современной экономической системе и соотношение с государственным регулированием, чем организация саморегулирования отличается от других форм объединения бизнеса, каково соотношение саморегулирования и конкуренции, не дано ни в теоретических исследованиях, ни в прикладных работах. Отсутствие развёрнутого экономического практического анализа этого явления затрудняет как формирование государственной политики в этой сфере, так и собственно развитие этого экономического института.
Саморегулирование хозяйственной деятельности как особый экономический институт (набор правил и механизмов их поддержания)

В буквальном смысле саморегулирование - это наложение индивидуумом (экономическим агентом) на себя определённых ограничений без какого-либо внешнего принуждения к этому. Иными словами, при такой постановке вопроса к саморегулированию можно отнести любые документы или принципы какой-либо фирмы, содержащие положения, напрямую не требуемые законодательством.

В экономической практике в понятие «саморегулирование» вкладывается несколько иной смысл. Саморегулирование понимается как коллективное регулирование определённых рынков и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства. Если рассматривать саморегулирование в координатах «свободный (нерегулируемый) рынок» - «государственное регулирование», то в отличие от свободного рынка саморегулирование предполагает установление определённых формализованных «правил игры» участников рынка, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка, которые в определённой степени ограничивают свободу экономических агентов. С другой стороны, как установление правил игры, так и разрешение конфликтов осуществляются самими участниками рынка без прямого вмешательства государства.

Таким образом, мы можем рассматривать саморегулирование как разновидность экономического регулирования (установления определённого набора правил, распространяющихся на множество экономических агентов) и как дискретную институциональную альтернативу государственному регулированию.

Общей тенденцией в современном мире является развитие саморегулирования, которое выражается в самостоятельной инициативной деятельности субъектов гражданских правоотношений по регулированию собственной деятельности.

Саморегулирование и государственное регулирование в развитых государствах выступают как своего рода конкурентные механизмы, совокупно обеспечивающие стабильный правопорядок в различных отраслях народного хозяйства. Для содействия деятельности по саморегулированию и более эффективного проведения идеи саморегулирования создаются организации, к которым можно отнести некоммерческие партнёрства, создаваемые в самых различных отраслях. Поддержка саморегулирования - это одна из целей административной реформы, проводимой в Российской Федерации.

Ключевым направлением развития экономики в настоящее время является реформа управления народным хозяйством, сокращения функций государственных органов управления и передача этих функций субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно их осуществлять. При этом государство должно создавать правовую основу действия рыночного механизма и порядок его регулирования.
Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса, в ряде случаев, может быть эффективным дополнением к государственному регулированию. Использование института саморегулирования как субъекта регулирования строительного комплекса, действующего с целью его развития, требует определённых условий и ограничений, устанавливаемых государственными органами, при которых саморегулирование оправдано с точки зрения участников строительного рынка и общества в целом.

Формирование и поддержание успешной деятельности строительной организации в современных условиях рыночной экономики напрямую зависит от эффективности управления организацией, которое должно обеспечивать поддержание, развитие потенциала организации, его трансформацию в конкурентные преимущества. На рисунке 1 изображено изменение процедуры допуска на рынок строительных организаций.

Важнейшей законодательной инициативой в области строительства стало принятие федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено введение саморегулирования в строительной отрасли.

Необходимость введения института СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства была обусловлена потребностью в обеспечении механизмов регулирования строительного рынка в условиях отмены лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений.

Закон предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций.

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленных законом.

Государственная политика в отношении развития строительного комплекса может быть эффективной только при условии, если она совпадает с идеологией и мотивами самих субъектов, либо наоборот. Важную роль в системе идеологических институтов играют нормы и правила административной и деловой этики, формирование принципов доверительного отношения и добросовестного соблюдения правил (рис. 2).

В настоящее время наблюдается активное развитие тенденции на создание саморегулируемых организаций и наделение их функциями регулирования рыночной деятельности субъектов комплекса. Членство в саморегулируемой организации должно стать непременным фактором, свидетельствующим о стабильности, целенаправленности, моральной ответственности соответствующего субъекта.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 2 2010 Г.

Еще статьи на тему "Саморегулирование":

Саморегулируемые строительные организации

Строительство, саморегулирование, страхование

Семинар «Контроль в рамках саморегулирования, требования к членам СРО»

Саморегулирование в области энергообследования

1 июля строительная отрасль переходит с лицензионной системы на саморегулирование?


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

44.222.82.133

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

�������@Mail.ru ������.�������