Главная Саморегулирование в строительстве
Саморегулирование в строительстве Печать E-mail

Александр РОБОТОВ, д. э. н., профессор Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (СПбГАСУ)

В наступившем году рынок строительства претерпел большие изменения. С 1-го января 2010 года строительные лицензии прекратили свое действие. На смену лицензированию введено саморегулирование строительной деятельности посредством создания некоммерческих партнёрств, объединяющих в себе организации по направлениям строительства, проектирования или инженерных изысканий.

Интерес к саморегулированию хозяйственной деятельности повысился в связи с попытками формулирования и реализации государственной политики по оптимизации функций государства в экономике.

В 2002-2003 годах стало ясно, что задачей нового этапа экономической политики, направленной на оптимизацию государственного вмешательства в экономику, должен был стать переход от дебюрократизации, понимаемой как снятие административных барьеров для бизнеса путём совершенствования процедур исполнения государством определенных функций, к собственно дерегулированию экономики - практической реализации принципа «презумпции невмешательства» государства.

Эти подходы частично нашли свое воплощение в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.). В качестве основных задач реформирования системы государственного регулирования предпринимательской деятельности были признаны, в частности:

- введение процедуры доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику, а также процедуры периодической оценки эффективности регулирующих мер с возможным отказом по ее результатам от государственного вмешательства;

- осуществление регулирования, прежде всего через нормы прямого действия;

- упорядочение разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам;

- совершенствование правовых основ саморегулирования.

Таким образом, развитие саморегулирования хозяйственной деятельности стало рассматриваться как важнейший элемент реализации общей стратегии оптимизации государственного вмешательства в экономику.

Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса в ряде случаев может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, большую гибкость и больший учёт интересов участников рынка. В ряде стран, прежде всего Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), при принятии решения о целесообразности государственного вмешательства в экономику в той или иной сфере в обязательном порядке оценивается, нельзя ли достигнуть желаемого результата, используя саморегулирование, а не государственное регулирование. В разных странах саморегулирование широко применяется на рынках финансовых, медицинских, юридических, консалтинговых услуг, в сфере рекламы, дистанционных и прямых продаж, телекоммуникационных услуг и т. п. С другой стороны, организации саморегулирования могут существенно ограничивать конкуренцию, создавая входные барьеры на рынок и игнорируя интересы аутсайдеров.

Поэтому использование института саморегулирования как альтернативного государственному регулированию способа преодоления провалов рынка требует определения условий, при которых развитие саморегулирования возможно и оправдано с точки зрения интересов участников рынка и общественных интересов.

При всем интересе к проблематике саморегулирования на сегодняшний день чёткого ответа на вопросы, что же такое саморегулирование, каково его место в современной экономической системе и соотношение с государственным регулированием, чем организация саморегулирования отличается от других форм объединения бизнеса, каково соотношение саморегулирования и конкуренции, не дано ни в теоретических исследованиях, ни в прикладных работах. Отсутствие развёрнутого экономического практического анализа этого явления затрудняет как формирование государственной политики в этой сфере, так и собственно развитие этого экономического института.
Саморегулирование хозяйственной деятельности как особый экономический институт (набор правил и механизмов их поддержания)

В буквальном смысле саморегулирование - это наложение индивидуумом (экономическим агентом) на себя определённых ограничений без какого-либо внешнего принуждения к этому. Иными словами, при такой постановке вопроса к саморегулированию можно отнести любые документы или принципы какой-либо фирмы, содержащие положения, напрямую не требуемые законодательством.

В экономической практике в понятие «саморегулирование» вкладывается несколько иной смысл. Саморегулирование понимается как коллективное регулирование определённых рынков и сфер самими экономическими агентами без вмешательства государства. Если рассматривать саморегулирование в координатах «свободный (нерегулируемый) рынок» - «государственное регулирование», то в отличие от свободного рынка саморегулирование предполагает установление определённых формализованных «правил игры» участников рынка, включая санкции за нарушение этих правил, механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка, которые в определённой степени ограничивают свободу экономических агентов. С другой стороны, как установление правил игры, так и разрешение конфликтов осуществляются самими участниками рынка без прямого вмешательства государства.

Таким образом, мы можем рассматривать саморегулирование как разновидность экономического регулирования (установления определённого набора правил, распространяющихся на множество экономических агентов) и как дискретную институциональную альтернативу государственному регулированию.

Общей тенденцией в современном мире является развитие саморегулирования, которое выражается в самостоятельной инициативной деятельности субъектов гражданских правоотношений по регулированию собственной деятельности.

Саморегулирование и государственное регулирование в развитых государствах выступают как своего рода конкурентные механизмы, совокупно обеспечивающие стабильный правопорядок в различных отраслях народного хозяйства. Для содействия деятельности по саморегулированию и более эффективного проведения идеи саморегулирования создаются организации, к которым можно отнести некоммерческие партнёрства, создаваемые в самых различных отраслях. Поддержка саморегулирования - это одна из целей административной реформы, проводимой в Российской Федерации.

Ключевым направлением развития экономики в настоящее время является реформа управления народным хозяйством, сокращения функций государственных органов управления и передача этих функций субъектам предпринимательства, которые могут сами эффективно их осуществлять. При этом государство должно создавать правовую основу действия рыночного механизма и порядок его регулирования.
Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса, в ряде случаев, может быть эффективным дополнением к государственному регулированию. Использование института саморегулирования как субъекта регулирования строительного комплекса, действующего с целью его развития, требует определённых условий и ограничений, устанавливаемых государственными органами, при которых саморегулирование оправдано с точки зрения участников строительного рынка и общества в целом.

Формирование и поддержание успешной деятельности строительной организации в современных условиях рыночной экономики напрямую зависит от эффективности управления организацией, которое должно обеспечивать поддержание, развитие потенциала организации, его трансформацию в конкурентные преимущества. На рисунке 1 изображено изменение процедуры допуска на рынок строительных организаций.

Важнейшей законодательной инициативой в области строительства стало принятие федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым предусмотрено введение саморегулирования в строительной отрасли.

Необходимость введения института СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства была обусловлена потребностью в обеспечении механизмов регулирования строительного рынка в условиях отмены лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений.

Закон предусматривает внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации в части дополнения его нормами, регулирующими вопросы создания и деятельности саморегулируемых организаций.

Статус саморегулируемой организации может приобрести некоммерческая организация, созданная в форме некоммерческого партнерства, при условии ее соответствия требованиям, установленных законом.

Государственная политика в отношении развития строительного комплекса может быть эффективной только при условии, если она совпадает с идеологией и мотивами самих субъектов, либо наоборот. Важную роль в системе идеологических институтов играют нормы и правила административной и деловой этики, формирование принципов доверительного отношения и добросовестного соблюдения правил (рис. 2).

В настоящее время наблюдается активное развитие тенденции на создание саморегулируемых организаций и наделение их функциями регулирования рыночной деятельности субъектов комплекса. Членство в саморегулируемой организации должно стать непременным фактором, свидетельствующим о стабильности, целенаправленности, моральной ответственности соответствующего субъекта.

СОДЕРЖАНИЕ ЖУРНАЛА "СЕВЕР ПРОМЫШЛЕННЫЙ" № 2 2010 Г.

Еще статьи на тему "Саморегулирование":

Саморегулируемые строительные организации

Строительство, саморегулирование, страхование

Семинар «Контроль в рамках саморегулирования, требования к членам СРО»

Саморегулирование в области энергообследования

1 июля строительная отрасль переходит с лицензионной системы на саморегулирование?


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.133.138.129

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .