Главная Пояснительная записка по проблеме определения районов прибрежного промысла
Пояснительная записка по проблеме определения районов прибрежного промысла Печать E-mail

Пояснительная записка по проблеме определения районов промысла в Баренцевом море для осуществления в них прибрежного рыболовства

Мурманская область это один из существенных прибрежных субъектов Российской Федерации с наиболее насыщенной рыбохозяйственной инфраструктурой прибрежья Белого и Баренцева морей, в основе которой - незамерзающий Мурманский морской рыбный порт и подведомственные ему портопункты на побережье.

В стратегическом плане, это обстоятельство ни у кого не вызывает сомнения в значимости прибрежного рыбного комплекса Мурманского региона в целом для России.

Северный рыбопромышленный бассейн (Архангельская область, Республика Карелия, Мурманская область, Ненецкий автономный округ) исстари и традиционно являлся и является рыбной "житницей" страны. Рыба (в первую очередь тресковые породы) во все времена обеспечивала продовольственную безопасность населения, проживающего не только на указанных территориях, но по всей России.

Прибрежное рыболовство Мурмана в указанных морях по существу составляет основу жизнеобеспечения коренного населения и функционирования прибрежных поселений.

В настоящее время (начиная с 2004 года) оно получило "второе дыхание" и, несмотря на известный кризис, стремится динамично развиваться.

Промыслово-хозяйственная тенденция положительная, из года в год растет. В прошлом году судами прибрежных промыслов (их сейчас более 100 единиц) добыто около 13 тысяч тонн только трески и пикши. Все это сырье в свежеохлажденном виде поставлено через порт Мурманск и портопункты на российский берег. В этом году, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, данные показатели возросли вдвое.

Суммарная выручка от реализации, поставленной на береговые перерабатывающие предприятия г. Мурманска (их 15) за прошлый год только предприятиями НО "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана", рыбы - составила свыше полутора млрд. руб. Вся эта денежная масса участвует в экономическом обороте Мурманской области.

Налоговые отчисления предприятий этой же организации в государственную казну, к примеру, за 9 месяцев 2007 года составили 56 376 808 руб., за 12 месяцев 2006 года - 76 970 381 руб., за 2008 год - соответственно еще выше.

Трудозанятость населения побережья возросла от 2000 до 3000 человек.

Динамика производства почти по всем показателям (15 из 18) имеет положительную тенденцию - прирост.

Налоговая нагрузка по прибрежному рыболовству (НО АПРФХМ), к примеру, в 2006 году, составила 30 коп./руб., в то время как в целом по рыболовству Мурманской области - 19,2 коп./руб. Таким образом, бюджетная эффективность прибрежного рыболовства выше в 2,46 раза.

Причем эти показатели идут в 2007-2008-2009 г.г. - по возрастающей.

Даже с учетом этого, уже просматривается явная целесообразность для Мурманской области дальнейшего развития этого вида деятельности в рыбном хозяйстве региона.

В среде отдельных рыбацких субъектов Российской Федерации бытует мнение - прибрежного рыболовства как такового в природе не должно существовать. Есть единственное понятие - промышленное рыболовство! Не следует его подразделять - прибрежное, рекреационное, спортивное, любительское и т.д. и т.п.

Как для кого, но для Мурманской области прибрежное рыболовство в территориальном море и на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне является одной из основ социально-экономического развития региона.

И очень правильно, что данная норма законодательно закреплена за пользователями водных биологических ресурсов.

Правительство Мурманской области, опираясь на мнение и рекомендации неправительственных организаций, в частности НО АПРФХМ, добивалось этого 5 лет. И позитив налицо. "Прибрежка" заработала, не так как бы хотелось, но обновляется флот. Неуклонно растет число участников прибрежных промыслов. Население получило возможность по доступным ценам напрямую приобретать свежеохлажденную рыбу (только за последнее время - свыше 1000 т.).

Руководителей предприятий вдохновляют установки высших исполнительных, законодательных органов власти страны на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в рыбном хозяйстве, что сообразуется с прибрежным местным рыболовством.

Тем более, исходя из Астраханских (31 августа 2007 г.) поручений В. В. Путина в настоящее время ведется большая целенаправленная законодательная работа по организации прибрежного рыболовства, в том числе и по передаче распределения прибрежных квот субъектам Федерации.

Все это вместе взятое говорит о правильном курсе Федерального Правительства в деле развития прибрежных комплексов, включая аквакультуру (как часть прибрежной деятельности), в основе которого лежит прибрежное рыболовство.

Выводы:

Рассуждения отдельных специалистов рыбного хозяйства о бесперспективности прибрежного рыболовства в Мурманской области не имеют под собой почвы. Результаты работы прибрежников за 4 года говорят сами за себя. Динамика освоения объемов валютоемких объектов лова (треска, пикша) в Баренцевом море говорит сама за себя:

Год Квота,т Вылов,т Вылов,% Остаток, т
треска пикша треска пикша треска пикша треска пикша
2004 9996,0 2000,0 6528,2 1560,3 65,3% 78,0% 3467,8 439,7
2005 10094,0 2500,0 7212,4 1980,9 71,5% 79,2% 2881,6 519,1
2006 10400,0 2538,0 9777,1 2320,1 94,0% 91,4% 623,0 217,9
2007 9790,0 3358,6 9508,9 3277,7 97,1% 97,6% 281,1 80,9
2008 10292,0 3556,9 10244,7 3401,6 99,5% 95,6% 47,3 155,3
15.06.2009 11296,1 4580,9 7352,8 2273,1 65,1% 49,6% 3943,3 2307,9

Итого: 61868,1 18534,5 50624,2 14813,8 82,1% 81,9% 11243,9 3720,7

Ограничения промысла прибрежных судов только территориальным морем (12 миль) - несостоятельны.

Причины:

- основная часть прибрежной квоты на вылов (добычу) трески и пикши (90%) реализуется за пределами территориального моря;

- 85% прибрежных судов имеют возможность (техническую) осуществлять промысел круглогодично по всей исключительной экономической зоне России (с удалением от берега до 100 миль);

- доли прибрежных квот закреплены за предприятиями на 10 лет, появилась возможность переоснащать прибрежный флот. Отдельные предприятия уже приступили к обновлению основных своих производственных фондов. Предприятия береговой переработки начали "оживать"

- основные продуктивные промысловые районы в 12-мильной зоне на постоянной основе закрыты для тралового лова (для сохранения крабовых плантаций);

- прибрежная квота определена отдельной строкой, как для норвежской стороны, так и для российской специальными договоренностями между заинтересованными в этом странами (Протоколы Смешанной Российско-Норвежской комиссии по рыболовству), имеющими равные права на указанные водные биологические ресурсы;

- в случае неосвоения российской стороной своей прибрежной квоты, норвежская сторона в праве поставить вопрос об ее изъятии в свою пользу. Россия потеряет этот объем (20000 тонн мурманской прибрежной трески) навсегда.

Для Мурманской области - это потеря 2 тысяч рабочих мест, значительное сокращение налогооблагаемой базы, 100%-ная ликвидация предприятий береговой переработки, специализирующихся на свежеохлажденной рыбе и выпуске высококачественных рыбных товаров. Не будет реализована в полной мере правовая норма по организации и регулированию прибрежного промысла в регионе, т.е. этот вид деятельности у нас "прикажет долго жить", будет "загублен на корню".

Все труды Правительства Мурманской области в этом направлении пойдут насмарку. Не будут выполнены поручения Президента в части развития и совершенствования рыбного хозяйства у нас на Севере в части малого и среднего предпринимательства.

Этого допустить никак нельзя! Прибрежный комплекс - одна из важнейших составляющих промышленности Мурманской области. Этому виду деятельности следует придать статус приоритетности, за ним - будущее.

Белое и Баренцево моря - это прибрежные моря Мурманской и Архангельской областей, экономика которых всецело должна зависеть от рыбного прибрежного сектора. Все предпосылки, и геополитические, и природные, к этому имеются. Грамотная и правильная эксплуатация прибрежных водных биологических ресурсов в будущем даст хороший продовольственный эффект.

Председатель Правления, Генеральный директор некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана"  А. А. Евенко

НО "АССОЦИАЦИЯ ПРИБРЕЖНЫХ РЫБОПРОМЫШЛЕННИКОВ И ФЕРМЕРСКИХ ХОЗЯЙСТВ МУРМАНА"


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

18.227.21.213

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .