Главная Записка
Записка Печать E-mail

О ситуации, связанной с прямыми поставками продукции морского промысла Баренцева моря на территорию Мурманской области в живом, свежем и свежеохлажденном видах

Морское рыбное хозяйство для мирового сообщества является наиважнейшим поставщиком высококачественных, очень необходимых и полезных для здоровья человека экологически чистых продуктов питания, выпускаемых из водных биологических ресурсов, которые самовоспроизводятся и для эксплуатации которых не требуется чрезвычайных материальных вложений, затрат.

В условиях дефицита продуктовых товаров первой необходимости данное обстоятельство обуславливает социально-знаковое положение рыбодобывающего сектора в рыбной отрасли.

И, в этой связи, совсем не случайно, Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации рыбопромышленному комплексу отводится если не первая, то одна из главных ролей по ее реализации.

Всему этому предшествовали поручения Президента РФ, выработанные им по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 31 августа 2007 года в г. Астрахань, которые и дали ощутимый толчок последующей разработке и выпуску в короткие сроки целого ряда (порядка 30-ти с лишним) нормативно-правовых актов, законодательно регулирующих правовое поле в целом всей рыбной отрасли страны.

Принимая во внимание конкретные порученческие установки Президента РФ, в том числе упорядочения торговли (продажи), прямых поставок береговым рыбофабрикам и населению свежей, свежеохлажденной рыбы и морепродуктов, т.е. продукции морского промысла, через специализированные оптовые и розничные торговые точки - предприятия малого бизнеса прибрежного рыбодобывающего сообщества Мурманской области, не дожидаясь каких-либо дополнительных указаний, сразу же приступили к выработке практического механизма, определяющего эту деятельность.

В результате, по инициативе некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана" (НО АПРФХМ), Правительством Мурманской области во главе с ее губернатором, при участии муниципального образования г. Мурманск, в оперативном порядке были приняты действенные меры, и уже с мая 2008 года, в рамках специального регионального постановления Правительства Мурманской области от 29.05.2008 г. № 245-ПП/9 "О мерах по реализации населению Мурманской области живой и охлажденной рыбы и морепродуктов", началась активная реализация населению свежей и свежеохлажденной рыбы.

Ответственность, несмотря на неоднозначность принятых решений, взяло на себя Правительство Мурманской области. С этого времени свежая, свежеохлажденная, а в конце 2009 года - экспериментальная партия (600 кг) живой рыбы - пошла на Мурманский берег через торговые сети населению по схеме "борт судна - прилавок - население".

Мурманская область в этой части стала своего рода первооткрывателем.

Прибрежными предприятиями Мурманской области уже поставлено населению без каких-либо посредников около 4000 тонн свежей и свежеохлажденной качественной рыбы (треска, пикша, зубатки, сайда, камбала).

Указанными поставками охвачено порядка 20-ти муниципальных образований Мурманской области. Свежая рыба пошла и за пределы Мурманской области в города Северо-Западного округа России.

В результате прямых поставок указанной рыбы на торговые прилавки города Мурманска и области, значительно снизилась розничная цена и на мороженую рыбу. Появилась возможность у большинства населения (особенно с малым достатком) приобретать рыбу по доступным для них ценам. К примеру, в Москве, Санкт-Петербурге 1 кг свежеохлажденной трески по ориентировочным данным (по состоянию на январь-февраль 2010 года) стоит порядка 120-130 рублей, то в Мурманске - до 90 рублей, а в муниципальных торговых образованиях - 80-85 рублей.

Население Мурманского региона с большой благодарностью относится к воссозданию прямой продажи им рыбы, и видит в этом большое будущее города-героя-рыбака, стоящего у моря.

С целью реализации населению рыбы по доступным ценам, в том числе свежей и свежеохлажденной, в южной части города Мурманска уже открыт муниципальный магазин. В этом году планируется открыть еще два в других частях города. Правительством Мурманской области вынашивается идея создания специализированного оптово-розничного рыбного рынка, презентация которого прошла на Первом Мурманском Международном Экономическом форуме 15-17 октября 2009 года. Предполагается, это будет первое многофункциональное торговое образование на всем Северо-Западе России по торговле как морской, так и речной и озерной рыбой прямо из воды.

Инициатива Мурманской области по обеспечению (в данном варианте) населения свежей и свежеохлажденной, а в перспективе и живой, рыбой, и поставки указанного ассортимента в среднюю полосу России, находит свое отражение в поддержке федеральных органов исполнительной власти (Минрегион России, Минздравсоцразвития России, Роспотребнадзор), а Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) отмечает, что опыт мурманчан может быть принят за основу для его распространения и на другие регионы.

Все вышесказанное говорит о том, что прибрежный рыбохозяйственный комплекс Мурманской области, выполняя соответствующие поручения Президента России, движется в правильном и нужном, как для региона, так и для страны в целом, направлении. Однако, по мнению его участников, промышленно-производственный потенциал их прибрежной деятельности намного выше и используется не в полной мере.

В тоже время, несмотря на видимые положительные результаты работы Мурманского прибрежного сообщества по обеспечению, в том числе, населения продукцией морского промысла по доступным для них ценам - исполнительными, законодательными органами власти всех уровней с целью дальнейшего развития этого направления, делается далеко не все.

Следует напомнить, что спецификой прибрежного рыболовства предусматривается и ведется лов (добыча) водных биологических ресурсов только в Баренцевом и Белом морях и только в близлежащих районах промысла и продукция, выпускаемая из них - является скоропортящейся, с ограниченными сроками ее реализации. Следовательно, у рыбаков-прибрежников не то что сутки, а каждый час на большом счету. И вот здесь, как раз, не все складывается благополучно.

Замечено - в последнее время значительно активизировали свою деятельность контрольно-надзирающие службы и ведомства, отвечающие за сопровождение количества и качества, особенно свежей и свежеохлажденной рыбы, и это вроде нужно и правильно.

Но, по отзывам рыбаков-практиков, доставляющих свои свежие уловы на берег, указанные структуры начали проявлять завидные усердия в части всевозможных проверок, завышенных требований к оформлению сопроводительных документов и т.д. и т.п. - причем ведущих к удорожанию продовольственной продукции населению, к непосредственной и нарастающим итогом тенденции запретительно-карательного характера, что, в свою очередь, безусловно, отбивает всякую охоту и инициативу у предпринимателя-прибрежника (добытчика) работать в рамках поручений Президента РФ на перспективу больше, дальше, лучше.

В данном случае речь идет, о поставках живой, свежей и свежеохлажденной рыбы сразу в торговые сети.

Есть определенное мнение, что вся морская рыба поражена гельминтами, анизакидами, и в то же время известно, что Баренцево море является одним из экологически чистых, следовательно, его биологические ресурсы по своей природе безопасны для здоровья человека.

К тому же, по заключению специалистов санитаро-эпидемиологов, присутствие гельминтов, анизакидов в теле рыбы было всегда, и для здоровья человека (после глубокой заморозки и термической обработки рыбы) не вредны. Они могут оказывать негативное влияние только в случае употребления рыбы в пищу в живом и сыром видах. К примеру, на протяжении 10-15 лет в России регистрировались лишь единичные случаи анизакидоза, хотя клиника этого заболевания (судя по литературным описаниям) весьма тяжелая и не может не обратить на себя внимания. Длительный опыт реализации живой и охлажденной рыбы в городе Мурманске в советское время (ежедневно реализовалось 7-10 тонн) не сопровождался не только массовыми, но и единичными случаями указанного заболевания.

Плавсостав рыбопромысловых флотов Мурманского бассейна при нахождении на промысле и в настоящее время постоянно употребляет свежую рыбу прямо из трала, предварительно термически обработанную, т.е. теоретически является группой риска.

В ходе же диспансерного наблюдения рыбаков при прохождении ими обязательной ежегодной медкомиссии (с участием всех профильных врачей) не было выявлено ни одного случая данного заболевания, а о смертельном его исходе просто неуместно даже и говорить. Вместе с тем имеют место случаи тяжелых заболеваний и гибели людей при употреблении заведомо опасной продукции табачной промышленности и винно-водочных изделий, которые реализуются практически без ограничений.

Таким образом, тотальный запрет уже нормативно-прописанный как в действующих (СаНПиН), так и в проектных (технический регламент...) документах на поставку в торгово-розничную сеть живой и свежеохлажденной рыбы в указанном качестве едва ли оправдан и целесообразен.

И уж тем более это противоречит зарубежному опыту: как известно страны центральной Европы и Азии, занимающиеся промышленным морским рыболовством, широко представлены живой и охлажденной рыбой и другими морепродуктами, что подтверждает чрезмерную жесткость в данном вопросе требований российских нормативных документов.

На наш взгляд, достаточно эффективной мерой в целях обеспечения безопасности населения при потреблении морской рыбы служило (как это и сейчас делается по донным видам рыб) информирование покупателей в установленном порядке через торгово-розничную сеть о необходимости ее термической и иной обработки перед употреблением в пищу.

В данном случае простота инактивации анизакид при указанной обработке свежеохлажденной рыбы и морепродуктов с учетом пищевых традиций населения России (отсутствие сыроедения) дает реальную возможность людям без нарушения их конституционных прав приобретать через розничную торговую сеть и использовать в пищу без вреда для своего здоровья белковый продукт, обладающий высокой пищевой и биологической ценностью, причем по доступным ценам.

При реализации же видов рыб, из которых производится выработка слабосоленых продуктов (сельдь, мойва), или при производстве продуктов холодного копчения, их необходимо промораживать, как этого требует Директива ЕЭС от 22.06.1991года (91)493/ ЕЭС/ глава 5.

Нам доподлинно известно - с целью законодательной разблокировки обозначенной проблемы исполнительными органами Мурманской области и иными ведомствами в адрес руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г.Г.Онищенко неоднократно направлялись обращения (28.12.2007 № 01-07/3408, 19.05.2008 № 01-07/1383) с просьбой рассмотреть вопрос о возможности внесения соответствующих изменений в действующие нормативные документы, регламентирующие использование свежей и охлажденной рыбы океанического промысла и морепродуктов на пищевые цели.

Однако, по непонятной для нас причине, до сих пор вопрос так и не решен, что никак не вписывается в развитие поручений, данных Президентом РФ в свое время.

Из всего вышесказанного следует: площадку Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации и решения, последующие за ней, необходимо рассматривать как инструменты, способствующие и нацеливающие на максимальное насыщение Российского рынка живой, свежей и свежеохлажденной рыбой со всеми вытекающими отсюда последствиями, путем создания при этом (на совершенно новой нормативно-правовой базе) наиболее благоприятных условий осуществлению прибрежного лова и доставке продукции морского промысла в указанном виде, как это делается во всем цивилизованном мире.

Просим принять к производству обозначенную записку и рассмотреть ее в соответствующих федеральных, региональных, законодательных и исполнительных органах власти с привлечением заинтересованных общественных и производственных объединений рыбаков-прибрежников, работающих в субъектах Федерации, территории которых прилегают близко к морю.

В развитие записки предложение:

Принимая во внимание, что действующие нормативно-правовые документы, регламентирующие порядок в данном вопросе, фактически все-таки ставят под запрет в указанном качестве реализацию живой, свежей и охлажденной рыбопродукции на территории Мурманской области и в целях выполнения мероприятий по реализации Доктрины продовольственной безопасности РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации 30.01.2010 г. № 120:

- внести изменения в пункт 4.6. СанПиН 3.2.1333-03 "Профилактика паразитарных болезней на территории Российской Федерации" от 30.05.2003 г.;
- внести изменения в Правила ветеринарно-санитарной экспертизы морских рыб и икры в части отмены запрета реализации свежей и охлажденной рыбы в пищу людям при поражении ее личинками анизакид;
- внести изменения в Проект № 470322-4 Федерального Закона "Технический регламент на рыбную и иную продукцию из водных биологических ресурсов: процессы ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации", а именно: 
устранить таблицы 1.2-1.5 в Приложении 1 (паразитологические требования к морской и пресноводной рыбе, ракообразным, моллюскам), как непоказательные. Требования по паразитарной безопасности изложить в следующей редакции:
"Контроль за паразитами.
- живая и охлажденная морская и пресноводная рыба, ракообразные, моллюски не должны иметь механических повреждений, признаков заболеваний и видимых личинок паразитов.
- для обнаружения и удаления видимых паразитов с рыбы и рыбных товаров необходимо проводить выборочный контроль".

По поручению членов-участников Мурманского прибрежного бизнес-сообщества некоммерческой организации "Ассоциация прибрежных рыбопромышленников и фермерских хозяйств Мурмана"

Председатель Правления, генеральный директор А.А.Евенко

Письмо руководителям предприятий ассоциации от 09.04.2010


busy
 

Язык сайта:

English Danish Finnish Norwegian Russian Swedish

Популярное на сайте

Ваш IP адрес:

3.138.34.93

Последние комментарии

При использовании материалов - активная ссылка на сайт https://helion-ltd.ru/ обязательна
All Rights Reserved 2008 - 2024 https://helion-ltd.ru/

@Mail.ru .