Образование |
3.2. ОбразованиеОбразование - один из базовых социальных институтов, и его значение для общества, ориентированного на инновационный путь развития, постоянно возрастает. Очевидна связь между степенью соответствия системы образования и перспективой построения гражданского общества с эффективной экономикой.На начало 2008 г. система образования Мурманской области представлена всеми уровнями образования и видами образовательных учреждений (табл. 13). Т а б л и ц а 13
Инфраструктура образования Мурманской области
Источник: Мурманскоблстат. Климатические условия проживания населения являются причиной стабильно высокого уровня заболеваемости детей, превышающий общероссийский на 25%. Создание условий для сохранения и развития здоровья молодого поколения в образовательных учреждениях осуществляется благодаря проведению специальных оздоровительных программ. Общим негативным фактором, оказывающим существенное влияние на все уровни системы образования Мурманской области, является сокращение численности населения. Реализация направлений государственной поддержки системы образования способствовала формированию ряда позитивных тенденций в сфере общего образования:- сохранение высокого уровня обеспеченности местами в дошкольных образовательных учреждениях в целом по Мурманской области (в 2007 г. - 79 детей на 100 мест, что выше, чем по СЗФО);- обеспечение высокого уровня качества школьного образования, что подтверждается результатами ЕГЭ (показатели выше российских), количеством победителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня, долей выпускников, поступающих в высшие учебные заведения на конкурсной основе на «бюджетные места»;- формирование на базе общеобразовательных школ ресурсных центров (в настоящее время их 26), в которых, благодаря сосредоточению специальных ресурсов, реализуются программы профильного обучения старшеклассников;- сохранение развитой системы дополнительного образования (в 2007 г. в области функционировало 81 учреждение дополнительного образования и показатели охвата этой услугой превышали общероссийские на 30%);- укрепление материально-технической базы образовательной сети в рамках реализации национального проекта «Образование»;- высокий уровень удовлетворенности населения области качеством образования (более 80%), на что указывают результаты мониторинга общественного мнения.В то же время, к факторам негативного влияния на развитие сферы общего образования следует отнести:- сокращение численности обучающихся в общеобразовательных школах. На начало 2007/2008 учебного года она составила 47,3% в сопоставлении с 1999/2000 г. (при сокращении на 33 ед. количества общеобразовательных учреждений);- увеличение доли педагогов пенсионного возраста (30% общей численности);- отсутствие притока в сферу образования молодых кадров, что проявляется в сокращении доли учителей со стажем от 1 до 5 лет.Значительные изменения в сфере профессионального образования Мурманской области в 90-е годы прошлого века были инициированы кардинальными изменениями в социально-экономическом и политическом устройстве российского общества. В отличие от многих регионов РФ, в Мурманской области была сохранена сеть начального профессионального образования. В настоящее время она активно включена в процессы интеграции с учреждениями среднего профессионального образования в целях создания колледжей двухуровневого образования. Эти инновационные изменения ориентированы на подготовку рабочих с высоким уровнем квалификации. В результате регионализации высшего образования в Мурманской области сформировалась достаточно обширная сеть филиалов высших учебных заведений. Рыночные отношения в сфере образования в предыдущие годы повлияли на востребованность специальностей экономического и юридического направлений. Спрос на них у населения по-прежнему остается высокий, несмотря на значительный избыток указанных специалистов на региональном рынке труда. В то же время условия демографического спада определяют ограниченность ресурса по набору студентов уже в ближайшей перспективе, а потребность в квалифицированных кадрах специалистов по направлениям, соответствующим перспективам экономического развития региона, будет возрастать. В этой ситуации регуляторами спроса и предложения должны стать: механизм лицензирования образовательной деятельности с учетом оценки качества образования; соответствующая интересам региона квота бюджетных мест по специальностям и направлениям подготовки; формирование более совершенной системы профильного обучения и профессиональной ориентации. Анализ функционирования сферы образования позволил выявить основные проблемы системы образования Мурманской области:1) сокращение численности учащихся и студентов;2) необходимость оптимизации сети образовательных учреждений для обеспечения доступности всех видов образовательных услуг;3) «старение» педагогических кадров при недостаточности притока в сферу образования молодежи и непрестижности профессии учителя;4) несоответствие предложения со стороны сферы профессионального образования спросу на региональном рынке труда;5) необходимость реорганизации системы профессионального образования в соответствии с вхождением России в процессы Болонского соглашения;6) несовершенство финансовых механизмов регулирования сферы образования (нормативное подушевое финансирование, оплата труда педагогических работников, формирование инвестиционных фондов).В то же время, исходя из преобладания положительных тенденций, потенциал системы образования Мурманской области можно оценить как высокий. В целом, систему образования следует оценивать как фактор положительного влияния на социально-экономическое развитие Мурманской области, повышающий ее конкурентоспособность. Показателем гармонизации образовательных услуг (с учетом интересов личности, общества и государства), является уровень доступности и эффективности образования, обеспечивающий условия для реализации личности и способствующий увеличению человеческого и инновационного потенциала региона. Для этого необходимо: - удовлетворение социального заказа (со стороны населения) на многообразные и качественные образовательные услуги дошкольного, школьного, дополнительного и профессионального образования; - формирование единого образовательного пространства для обеспечения эффективного и непрерывного взаимодействия субъектов образовательного процесса с заинтересованными внутренними и внешними целевыми группами (население, общественность, структуры власти и т.д.); - удовлетворение потребностей регионального рынка труда в соответствии с реалиями и перспективами развития региона. Направлениями реализации указанных приоритетов должны стать:
1) создание равных стартовых возможностей в получении образования;
2) широкое использование инновационных технологий обучения и воспитания;
3) расширение сети ресурсных центров дополнительного и профессионального образования детей и взрослых;
4) организация системы мониторинга качества образования;
5) повышение инвестиционной привлекательности образовательной сферы;
6) формирование системы частно-государственного партнерства для сближения позиций предложения и спроса на региональном рынке труда;
7) создание многоуровневых образовательных центров профессионального образования, соответствующих европейским стандартам, для подготовки рабочих и специалистов по сопряженным межуровневым программам;
8) расширение масштабов международного сотрудничества в сфере образования в целях сближения национальных систем образования и возможности интеграции в единое образовательное пространство.Стратегические перспективы социально-экономического развития Мурманской области Еще статьи по теме "Образование"Региональный рынок труда и профессиональное образование Расходы на «Образование» будут увеличены на 373 млн рублей Экологическое образование и воспитание GlobalEducation - Образование без границ Отчет министра образования и науки
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 8476 |