Новый этап административной реформы |
В 2003-2005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской ФедерацииВсем известна горько-ироническая поэма Алексея Константиновича Толстого «Русская история от Гостомысла до Тимашева» (1868), комментирующая российскую внутреннюю политику на протяжении столетий. Особенно часто цитируется рефрен: «Земля, как есть, обильна, порядка только нет». Лейтмотивом истории по Толстому звучит призвание варягов для наведения порядков в российских городах и весях.Государственный аппарат не раз брался за наведение порядка в управлении страной – при каждом правителе – заново, но только сегодня можно надеяться, что это многотрудное дело не станет очередным эпизодом новейшей истории, потому что работа идёт во всех регионах одновременно, согласно разработанной Концепции и рабочим планам, под контролем федеральной власти. Реформирование системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. В 2003-2005 годах были приняты важные решения по реализации административной реформы в Российской Федерации. Основным препятствием на пути экономических реформ названа недостаточная эффективность государственного аппарата, несоответствие количества его полномочий качеству власти. Приоритетными задачами развития государственного управления на 2003 год назывались радикальное сокращение функций, осуществляемых государственными органами, и формирование эффективно работающего механизма разрешения споров между гражданином и государством за счет совершенствования административных процедур и судебных механизмов. Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. № 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах" определены приоритетные направления административной реформы. В результате реализации первого этапа административной реформы к 2006 году были созданы необходимые предпосылки для дальнейшей комплексной модернизации системы государственного управления в соответствии с приоритетными направлениями, определенными Указом Президента РФ. В дальнейшем предполагалось не только продолжить структурно-функциональные преобразования в органах исполнительной власти, но и приступить к модернизации стиля и методов её деятельности. Новый этап административной реформы было решено проводить на четко обозначенной концептуальной основе, определяющей содержание и ожидаемые результаты преобразований во всей системе исполнительной власти России – федеральной, региональной и муниципальной. Для этого еще в 2004 году был разработан проект Федеральной целевой программы (ФЦП) «Административная реформа». В этом проекте предлагалось создать специальный орган по управлению реформой – Дирекцию с широкими полномочиями. Однако Министерство финансов не одобрило дополнительных расходов для реализации этой федеральной целевой программы. Вместо ФЦП «Центром стратегических разработок» при участии Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) была разработана концепция административной реформы, реализация которой возлагалась на сами органы исполнительной власти при координирующей роли Правительственной комиссии по административной реформе. Необходимость разработки такой концепции была обоснована необходимостью повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти. Проект этой концепции под названием «Поддержка реализации административной реформы и реформы государственной службы в Российской Федерации» разрабатывался при методической и финансовой поддержке Секретариата доноров при Всемирном Банке и Департамента международного развития Великобритании. Данный проект далее лег в основу официально одобренной «Концепции административной реформы в Российской Федерации на 2006–2008 годы».Начало реализации второго этапа административной реформы было положено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р. Это распоряжение одобрило Концепцию административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах и план мероприятий по ее проведению, а также рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить программы и планы мероприятий по проведению административной реформы с учетом положений Концепции и плана мероприятий. В Концепции отмечается, что «стадии практической реализации достигла лишь относительно небольшая часть мероприятий административной реформы. По ряду ее приоритетных направлений работы еще не начаты». В перечень нерешенных задач административной реформы Концепция относит отсутствие разработанных стандартов качества и доступности государственных услуг, а также административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг. Отмечается, что должны получить развитие меры, направленные на дальнейшее сокращение административных ограничений в предпринимательстве и предусматривающие повышение эффективности государственного контроля и надзора, других форм государственного регулирования административного характера. Не разработаны также и механизмы противодействия коррупции. Требует оптимизации взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также взаимодействие органов исполнительной власти с гражданским обществом. Кроме того, требует повышения уровень использования современных информационных технологий для кардинального повышения эффективности деятельности органов государственной власти. О ходе административной реформы в Мурманской области мы беседуем с Алексеем Паламарчуком, начальником Управления по вопросам реализации приоритетных национальных проектов и взаимодействия органов государственной власти Правительства Мурманской области, одним из основных направлений деятельности которого является реализация административной реформы. Официальным стартом административной реформы в Мурманской области можно считать 2006 год. Именно тогда была создана комиссия по ее проведению. За прошедшее время в свет вышли сотни публикаций, состоялись десятки дискуссий, приняты и реализованы конкретные решения и, тем не менее, многим простым людям до сих пор не ясно, что же такое – эта пресловутая административная реформа? Какие цели она преследует? Для чего она нужна? Каковы результаты ее проведения и чего жать в ближайшем будущем? Сразу стоит отметить, что, пожалуй, впервые за долгие годы целью проводимой стране административной реформы является не перераспределение полномочий между ведомствами или чиновниками. Ее главная цель - повышение доступности и качества государственных услуг. К сожалению, так сложилось в нашем государстве, что человек, чтобы получить какую-нибудь услугу, должен пройти все круги «бюрократического ада». Иными словами, гражданин у нас выполняет функции курьера, получая справки в одном ведомстве для того, чтобы предоставить их в другом. А такого быть не должно. Человек не должен стоять в очередях, не должен собирать по многочисленным ведомствам многочисленные бумаги. Это – основная идея административной реформы. Минэкономразвития России повысило рейтинг Мурманской области в ходе конкурсного отбора субъектов РФ для оказания федеральной поддержки в проведении административной реформы. По итогам очередного этапа конкурсного отбора Мурманская область поднялась с 37 на 20 место среди субъектов Российской Федерации. Такое решение комиссии Минэкономразвития России свидетельствует о качественном планировании и эффективности реализации исполнительными органами государственной власти региона целевой программы «Проведение административной реформы в Мурманской области. Одним из приоритетных направлений этой программы является внедрение механизмов оказания услуг по принципу «одного окна», прежде всего, в сфере социальной защиты и социального обслуживания граждан. - Что удалось сделать за прошедшее время в этом направлении? Создан Интернет-портал «Государственные услуги Мурманской области». Его электронный адрес https://gu.gov-murman.ru/. Портал позволяет сформировать единую информационную справочную систему для представления сведений об услугах, оказываемых на территории региона органами власти всех уровней в удобном для получателей услуг виде. Названия разделов говорят сами за себя:- услуги населению;- услуги бизнесу;- список органов власти, оказывающих услуги;- поиск (по ключевым словам).Информация о каждой услуге представлена в исчерпывающем формате:- общие сведения;- куда обращаться (с указанием адресов, времени работы и условий приема);- перечень документов, необходимых для получения услуги;- госпошлина (если услуга платная);- бланки заявлений (с возможностью скачивания);Принципиальным является тот факт, что созданный информационный ресурс объединил не только отраслевые региональные ведомства, но и федеральные структуры, действующие в Мурманской области. На настоящие время заключены соглашения с 49 территориальными органами федеральных исполнительных органов власти, которые должны разместить информацию о 340 услугах, из них 43 уже зарегистрировались на портале и приступили к размещению информации. Также размещается информация о 39 государственных услугах, предоставляемых 12 региональными органами власти. В начале 2008 года население области получило возможность полноценного доступа к информации обо всех государственных услугах, оказываемых на её территории в режиме «настоящего времени» через сеть Интернет. Тот, кто не имеет возможность сделать это дома или на работе, сможет обратиться в Центры общественного доступа к информационным ресурсам исполнительных органов государственной власти Мурманской области. Сеть таких центров будет размещаться на базе публичных библиотек и госархива (всего 14 центров). Главный ресурсный центр на базе государственной областной универсальной научной библиотеки открыт в феврале 2008 года. Завершены основные работы по созданию АИС «Электронный социальный регистр населения Мурманской области». Созданная информационная система построена по принципу единого «банка данных» о гражданах, получающих в органах социальной защиты населения Мурманской области различные социальные услуги и выплаты. Проведенные мероприятия позволили запланировать переход в 2008 году к пилотному внедрению модели предоставления гражданам социальной поддержки в режиме «одного окна». Исходя из готовности муниципальных образований, Правительством области принято решение о проведении эксперимента по предоставлению гражданам мер социальной поддержки на территориях трёх муниципальных образований: город Мурманск, посёлок Никель, город Североморск. Для повышения уровня комфортности обслуживания населения в органах социальной защиты (на базе участников эксперимента) предполагается создание специализированных клиентских служб.
Режим «одного окна» предусматривает, что гражданин обращается в орган социальной защиты населения к одному специалисту, заполняет одно заявление на различные виды выплат, прилагает один пакет подтверждающих документов. Благодаря тому, что учет граждан будет осуществляться в единой учетной картотеке социального регистра с формированием одного личного дела на домохозяйство, в котором будут учитываться все социальные выплаты и льготы, получаемые членами семьи, заявитель будет избавлен от необходимости повторно представлять одни и те же документы. Сформирован перечень из 24 услуг, которые предполагается предоставлять в режиме «одного окна». Исходя из результатов эксперимента, планируется дальнейшее расширение количества пилотных площадок по созданию клиентских служб в сфере предоставления социальных услуг. Есть и другие примеры развития данного направления. В частности, принято принципиальное решение о проведении эксперимента по государственной регистрации в режиме «одного окна» юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Планируется, что пилотной площадкой для внедрения новой схемы по государственной регистрации станет город Апатиты. Если удаться реализовать задуманное, уже с октября 2008 года в Апатитах юридические лица и индивидуальные предприниматели одновременно со свидетельствами о государственной регистрации и постановкой на учет в налоговом органе будут получать документы, подтверждающие регистрацию (постановку на учет) в государственных внебюджетных фондах, а также информационное письмо органа статистики, т.е. полный комплект регистрационных документов. В данной схеме базовым регистрирующим центром будет выступать налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Заявитель получит полный комплект регистрационных документов по истечении 5 дней с даты предоставления документов в налоговый орган. После отработки всех вопросов, связанных с бесперебойным функционированием этой системы, данный эксперимент, планируется распространить на все города области. - Каким предполагается дальнейшее развитие реформы? Что предстоит сделать ещё и какие результаты ожидаются? Одним из самых интересных, и в то же время самых масштабных проектов, реализуемых в рамках административной реформы, можно назвать создание многофункциональных центров. Они представляют собой учреждения, где в режиме «одного окна» оказываются услуги по целому блоку направлений. В таком центре, помимо оказания социальных услуг, можно будет получить услуги, связанные с оформлением, например, недвижимости или земельных отношений, присвоением гражданского статуса, выдачей паспортов. Могут решаться вопросы, связанные с предпринимательской деятельностью, оформлением лицензий и так далее. Сейчас в Правительстве Мурманской области создана специальная рабочая группа, которая как раз и занимается подготовкой этого проекта. В министерстве экономического развития России объявлен конкурс проектов по созданию МФЦ. Причем условия участия в этом конкурсе довольно жесткие. Под МФЦ должно быть выделено помещение, отвечающее определенным требованиям по площади, санитарным нормам, месту (к примеру, оно должно располагаться вблизи остановок общественного транспорта). Мурманская область уже подала заявку на участие в этом конкурсе. И если регион войдет в число победителей, а мы очень на это рассчитываем, то для реализации проекта получим и федеральные деньги. Результатом всей этой работы должно стать появление центра, который, возможно, разместится либо в отдельном здании, либо станет частью, например, торгово-развлекательного комплекса. Главное, чтобы он соответствовал ряду обязательных требований. Это, в первую очередь, возможность получить необходимые услуги, не выходя из МФЦ. Кроме того, должны быть созданы для граждан комфортные условия. Это и места ожидания, и электронная очередь. Также необходимо обеспечить информационную открытость, когда можно позвонить по телефону, узнать нужную для себя информацию, либо получить сведения с помощью «информационного киоска». Ну и конечно, в таком центре должны оказываться дополнительные услуги, в частности нотариальные, оплата пошлин, сборов и т.д. Несомненно, такая форма государственных услуг принесёт пользу и малому бизнесу, значительно сокращая время, потраченное на оформление документов. В конце марта нынешнего года состоялось заседание комиссии по административной реформе, где как раз и было принято решение создать на территории Мурманской области такой многофункциональный центр. Скорее всего, первый такой центр появится в Мурманске. А в дальнейшем, и в одном из других городов области. Разумеется, приведенные примеры – лишь верхушка «айсберга» тех глобальных преобразований, которые инициировала административная реформа. Именно сложностью проблем, с которыми сегодня приходится сталкиваться, и обусловлены длительные сроки ее реализации.Одна из самых главных задач реформы – обеспечение полноценного взаимодействия всех органов власти. Результатом этой работы и должны стать качественные изменения в предоставлении государственных услуг. И сегодня есть все основания считать, что эта задача будет решена успешно.Беседовала Виктория ЕГОРОВА Журнал "СЕВЕР промышленный" № 5 2008 г. Проведение административной реформы в Мурманской области Лучшее освещение реформы жилищно-коммунального хозяйства в СМИ Итоги реализации административной реформы в Мурманской области Проведение административной реформы Заседание комиссии по проведению административной реформы
Set as favorite
Bookmark
Email This
Hits: 7219 |